Методологические аспекты анализа ресурсосбережения и ресурсоэффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 05:26, реферат

Описание

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов стратегического менеджмента, так как, во-первых, ресурсоемкость является второй стороной товара (первая — качество), а во-вторых, Республика Беларусь по эффективности использования ресурсов значительно отстает от развитых стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие ресурсосбережения и ресурсоэффективности……………………………….4
2. Методологические аспекты анализа ресурсоемкости товара и эффективности использования ресурсов…………………………………………………………………6
3. Основные источники и направления ресурсосбережения в производстве
3.1. Основные направления НТП в промышленности, создание новых технологических процессов……………………………………………………………14
3.2. Экономия дефицитных и дорогостоящих материалов……………………….16
3.3. Материалосберегающие технологические процессы переработки сырья и изготовления продукции……………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список использованных источников………………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.       Понятие ресурсосбережения и ресурсоэффективности……………………………….4

2.       Методологические аспекты анализа ресурсоемкости товара и эффективности использования ресурсов…………………………………………………………………6

3.       Основные источники и направления ресурсосбережения в производстве

3.1. Основные направления НТП в промышленности, создание новых технологических процессов……………………………………………………………14

3.2.              Экономия дефицитных и дорогостоящих материалов……………………….16

3.3.              Материалосберегающие технологические процессы переработки сырья и изготовления продукции……………………………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………………………...19

Список использованных источников………………………………………………………….20

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов стратегического менеджмента, так как, во-первых, ресурсоемкость является второй стороной товара (первая — качество), а во-вторых, Республика Беларусь по эффективности использования ресурсов значительно отстает от развитых стран.

Учитывая чрезвычайно низкий (от 0 до 30 %) уровень обеспеченности собственными материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами, а также значительную их составляющую в структуре затрат на производство промышленной продукции, стратегию развития промышленности и реструктуризации экономики республики неправомерно рассматривать вне политики ресурсосбережения. Факторы ограниченности сырьевой топливно-энергетической базы, ужесточение требований к охране окружающей среды обусловливают необходимость обеспечения эффективного использования производственного потенциала прежде всего за счет ресурсосбережения во всех отраслях промышленного комплекса, а также модернизации и технического их пера вооружения на базе высокоэффективных и экологически чистых технологий.

В настоящее время уровень ресурсоемкости отечественной продукции и технологий по оценке экспертов в 2- 3, а иногда и в 10 раз превышает соответствующие показатели в экономически развитых государствах.


1. ПОНЯТИЕ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ И РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТИ

Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны) либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.

Выделим следующие принципы ресурсосбережения в рамках страны:

             усовершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увеличения удельного веса экологически чистых и эффективных видов ресурсов;

             повышение коэффициентов извлечения из недр полезных ископаемых;

             увеличение доли ресурсосберегающих технологий;

             анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла объектов;

             развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирования улучшения использования ресурсов;

             применение научных подходов менеджмента при разработке проблем ресурсосбережения.

Для уровня фирм перечисленные принципы должны адаптироваться к конкретным объектам, технологиям, возможностям, стандартам.

Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и другие методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом. Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических и других методов менеджмента.

Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения должна разрабатываться на длительную перспективу на основе рассмотренных выше принципов. Стратегиями ресурсосбережения на фирме могут быть: 1) упрощение кинематической схемы (структуры, принципа действия) товара; 2) межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара; 3) совершенствование технологичности конструкции товара; 4) организационно-техническое развитие производства; 5) расширение зарубежного производства качественного товара бел изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса; 6) реализация факторов ресурсосбережения.

С понятием ресурсосбережения неотрывно связано понятие ресурсоэффективности или эффективности использования ресурсов. Считается, что ресурсы используются эффективно, когда невозможно за счет иного их применения улучшить благосостояние хотя бы одного хозяйства, не ухудшив при этом состояния других хозяйств.

Эффективность  производства достигается  тогда, когда невозможно перестроить использование ресурсов таким образом, чтобы увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска другого.  Распределение ресурсов эффективно, когда объем продукции, выпускаемой за определенный период, распределяется  таким образом, что становится невозможным улучшить положение кого-либо без нанесения ущерба кому-то другому.

 


2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕСУРСОЕМКОСТИ ТОВАРА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

Формирование рациональной стратегии ресурсосбережения и повышение ресурсоэффективности невозможно без проведения предварительного анализа ресурсоемкости товара и эффективности использования ресурсов.

Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента состоят в свое­временном обеспечении потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества, улучшении использования ресурсов (повышение производительности труда, фондоотдачи, сокра­щение длительности производственных циклов, обеспечение ритмич­ности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, по­лное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций).

Различают следующие виды ресурсов:

      ресурс внешней среды системы;

      трудовые ресурсы — промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, руководители, специали­сты и служащие, ученики) и непромышленный персонал;

      материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетиче­ские ресурсы, запасные части);

      основные производственные фонды — здания и сооружения, пере­даточные устройства, силовые машины, технологическое обору­дование, транспортные средства, средства автоматизации управ­ления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.;

      финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и др.;

      информационные ресурсы;

      организационные ресурсы;

      совокупные ресурсы — сумма перечисленных видов ресурсов в де­нежном выражении.

      Наличие и состав ресурсов определяются объемом его конкретного вида, структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок.

Направления улучшения использования ресурсов могут быть разнообразными:

      применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;

      оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения методов нормирования, моделирования, прогнозирования, факторного, функционально-стоимостного анализа, ба­лансовых методов, сетевых моделей и других методов;

      совершенствование конструкции товара;

      совершенствование технологии путем применения лазерных, электрофизических, электрохимических, электронно-лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессивных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;

      применение материалов с заранее заданными свойствами;

      типизация технологий путем унификации элементов конструкций, технологических процессов и оборудования, оснастки, орга­низации производства;

      совершенствование управления ресурсами;

      применение оптимальных для данных условий методов обеспе­чения ресурсами;

      стимулирование улучшения использования ресурсов.

Существуют различные способы обеспечения ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; прямые связи, аукционы, конкурсы; собствен­ное производство; спонсорство и др.

Уровень развития общества определяется эффективностью исполь­зования природных ресурсов, труда и капитала. Ресурсоемкость товара является важнейшим фактором достижения его конкурентоспособно­сти. Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразде­ляются на:

♦ абсолютные;

♦ структурные;

♦ относительные;

♦ удельные.

Эти показатели ресурсоемкости должны прогнозироваться и ана­лизироваться как в стратегическом, так и в производственном менедж­менте.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся по­казатели по стадиям жизненного цикла:

♦         затраты на маркетинг (на единицу товара);

♦         затраты на НИОКР (на единицу товара);

♦         затраты на организационно-технологическую подготовку произ­водства нового товара;

♦         затраты на производство товара;

♦         затраты на подготовку товара к функционированию;

♦         затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

♦         затраты на восстановление (ремонт) товара;

♦         затраты (экономия) на утилизацию товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся по­казатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каж дой стадии жизненного цикла единицы товара или за весь его жизнен­ный цикл:

♦ структура затрат по стадиям жизненного цикла товара (в %);

♦ сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизнен­ного цикла товара);

♦ комплектующие покупные изделия или запасные части (в % от полных затрат);

♦ топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выражении и в % от полных затрат);

♦ заработная плата персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат);

♦ амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии (в %).

К относительный показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса на единицу параметра объекта или техноло­гические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, расход конкретного вида угля на выработку 1 кВт/ч электрической энергии, процент усушки при транспортирова­нии сельскохозяйственной продукции, процент технологических по­терь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жизненного цик­ла, коэффициент использования конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показа­тели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного ви­да или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

Например, удельная материалоемкость создания товара определяется по формуле:

Мм + М ниокр + М отпп

М уд.с. = ——————————————,                     (2.1)

              N*Пс             

где М уд с. — удельная материалоемкость создания товара, кг/единица полезного эффекта или денежное выражение материальных затрат / единица полезного эффекта товара; Мм — затраты на маркетинговые исследования по данной группе товара соответственно в натуральном или денежном выражении; Мниокр — затраты на проведение НИОКР по данной группе товара соответственно в натуральном или денежном выражении; Мотпп — затраты на организационно-технологическую подготовку нового товара соответственно в натуральном или денеж­ном выражении; N — предполагаемое количество товара, которое будет выпущено по данной конструкторской (технологической) доку­ментации, шт. (пли другие измерители); Пс — суммарный полезный эффект использования единиц товара за его нормативный срок службы, единица полезного эффекта (в натуральном, денежном выражении или в баллах).

Удельная материалоемкость производства товара определяется по формуле:

М пр

М уд.пр. = ————,                                                               (2.2)

Пс

 

 

где М пр — расход материалов на производство единицы товара в нату­ральном либо стоимостном выражении.

Удельная материалоемкость подготовки товара к функционирова­нию определяется по формуле:

М подг             

М уд.подг. = ————,                                                 (2.3)

                       Пс

 

где Мподг — расход материалов на подготовку товара к функциониро­ванию (на транспортирование, монтаж, строительство при необходи­мости технической и ремонтной базы, отладку и пуск) в натуральном либо стоимостном выражении.

Информация о работе Методологические аспекты анализа ресурсосбережения и ресурсоэффективности