Методологические основы анализа себестоимости продукции и прибыли в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить и сделать анализ себестоимости продукции в рыночных условиях на примере типового расчета.
Данная цель предполагает следующие задачи:
Раскрытия значения себестоимости продукции
Определить функции прибыли
Динамика себестоимости
Раскрыть влияние себестоимости на прибыль.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….… 4 Раздел 1. Методологические основы анализа себестоимости продукции…… 5
Тема 1.1. Понятие и значение себестоимости продукции………………….... 5
Тема 1.2. Себестоимость продукции - качественный показатель работы предприятия………………………………………………………………………… 9
Тема 1.3. Механизм формирования себестоимости продукции…………….. 10
Тема 1.4. Задачи, направления и информационное обеспечение анализа себестоимости продукции…………………………………………………………. 12
Тема 1.5. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции……… 12 Раздел 2. Сущность прибыли предприятия в рыночных условиях……..…….... 13
Тема 2.1. Влияние себестоимости на прибыль……………………………… 13
Тема 2.2. Виды прибыли и её распределение………………………………. 15
Тема 2.3.Экономическая сущность прибыли, ее функции…….................... 19 Исходные данные………………………………………………..................……... 22 Последовательность выполнения курсовой работы
Расчёт трудоёмкости годовой производственной программы………. 26
Расчёт потребности в основных производственных средствах……... 27
Расчёт потребности в трудовых ресурсах…………………………….. 31
Расчёт потребности в материальных ресурсах……………………….. 35
Расчёт годовых затрат на производство продукции………………….. 37
Расчёт затрат на единицу продукции…………………………….......... 38
Проверка правильности производственных расчётов………………... 42
Расчёт отпускных цен…………………………………………………... 44
Сводные экономические показатели………………………………….. 44
Анализ безубыточности………………………………………………. 47
Выводы…………………………………………………………………………... 49
Список использованной литературы………………………………………….... 51
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая .docx

— 155.89 Кб (Скачать документ)

7

Между размерами  величины прибыли и себестоимости  существует обратная функциональная зависимость.

Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость  является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов  этого объекта управления. Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством.

Функционировавшие ранее калькуляционные системы  преследовали одну цель – оценить  запасы готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, что необходимо для внутрипроизводственных целей  и для составления внешней  отчетности, а также для определения  прибыли. Тем не менее, прежние системы  калькулирования не содержали информации, пригодной для решения многих управленческих решений.

Современные системы  калькуляции более сбалансированы. Содержащаяся в них информация позволяет  не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические  последствия таких ситуаций как:                                                                             -  целесообразность дальнейшего выпуска продукции;                                                          -  установление оптимальной цены на продукцию;                                                            -  оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;                                                                - целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;               - оценка качества работы управленческого персонала.

Современное калькулирование  лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром  ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций  используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования  экономической эффективности внедрения  новой техники, выбора современных  технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции и т.д.  

8

Таким образом, производственный учет и калькулирование  является основными элементами системы  управления не только себестоимостью продукции, но и производством в  целом.

Тема  1.2 Себестоимость продукции - качественный показатель работы предприятия.

В условиях рынка  предприятия являются независимыми производителями. Однако финансовые результаты их деятельности интересуют достаточно большое количество пользователей  информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Правильное понимание содержания себестоимости как экономической категории позволяет точно определить состав затрат, который должен приниматься в расчетах расходов производства и себестоимости продукции. Сущность себестоимости заключается в том, что она обеспечивает возмещение стоимости потребляемых средств производства и воспроизводства рабочей силы в отличие от стоимости продукта для общества, которая предназначена для решения задач по обеспечению расширенного воспроизводства, а также определенных социально-политических проблем.

Для более рационального  использования показателя себестоимости  при оценке эффективности производства необходима разработка системы ее показателей  по уровням управления производством. Важность такой разработки особенно возрастает в современных условиях, когда усиливается роль себестоимости  как оценочного показателя деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективность деятельности предприятия зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:                                                                                                                                               - затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;                                             - информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;                                                                                          - знание себестоимости необходимо для расчета сальдо калькуляционных счетов на конец отчетного периода [5, с.172].

9

Необходимость составления точных, достоверных  калькуляций была обусловлена и  в советском бухгалтерском учете  системой государственного централизованного  ценообразования. С развитием рыночных отношений расширилась самостоятельность  предприятий, в том числе в  вопросах установления цен на свою продукцию, в результате чего изменились задачи, решаемые при помощи бухгалтерского учета и его подсистемы – калькулирования [6, с.240].

Таким образом, можно сделать вывод, что задача, решаемая в процессе калькулирования, - не просто установить фактическую  себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая могла  бы обеспечить определенную прибыль. Исходя из рассчитанного уровня себестоимости, нужно организовать производство таким  образом, чтобы обеспечить этот уровень  и возможность его постоянного  снижения. Поэтому учет и калькулирование  должны способствовать выявлению резервов для снижения себестоимости продукции, а также обеспечить своевременное  и полное отражение фактических  затрат.

Тема  1.3. Механизм формирования себестоимости продукции

Различают следующие  виды себестоимости: цеховую, производственную и полную.

Цеховая себестоимость  представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная  себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные  расходы.

Полная себестоимость  отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается  из производственной себестоимости  и коммерческих расходов (расходы  на тару и упаковку, транспортировку  продукции, прочие расходы).

Кроме того, различают  индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная  себестоимость - это показатель себестоимости  продукции в конкретной организации  с определенными условиями производства и реализации.  

10

Среднеотраслевая  себестоимость - это средневзвешенная величина, характеризующая средние  затраты на единицу продукции  по отрасли.

Затраты на производство промышленной продукции планируются  и учитываются как по экономическим  элементам, так и калькуляционным  статьям. Группировка по экономическим  элементам - основа разработки сметы  затрат на производство. Группировка  служит целям согласования плана  по себестоимости с другими разделами  плана и контроля. По экономическим  элементам ведется бухгалтерский  учет и составляется денежный отчет  по общей сумме расходов на производство без разбивки по видам продукции.

…………………………

  • Соотношением между живым и овеществленным трудом;
  • долей элемента или статьи в полных затратах;
  • пропорцией между постоянными и переменными затратами, основными и накладными расходами, производственными, коммерческими, а также управленческими расходами, прямыми и косвенными затратами и пр.

В различных  отраслях экономики структура затрат на производство неоднородна в силу специфики условий производства.

Группировка затрат по статьям калькуляции дает возможность  определить затраты по местам их возникновения, оценить расходы на производство и реализацию отдельных видов  продукции. Планирование и учет себестоимости  по статьям расходов необходимы для  факторного анализа уровня себестоимости  и поиска путей ее снижения. Себестоимость по видам продукции рассчитывается путем калькулирования величины затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляция выполняется по статьям расходов в конкретной отрасли.

Различают три  вида калькуляций: плановую, нормативную  и отчетную. В плановой калькуляции  себестоимость фиксируется путем  расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной - по действующим  на предприятии нормам.  

11

В результате проведения организационно-технических мероприятий  нормативная себестоимость периодически корректируется. Отчетная калькуляция  опирается на данные бухгалтерского учета и отражает фактическую  себестоимость изделия, благодаря  чему возможна проверка выполнения плана  по себестоимости изделий путем  выявления отклонений от плановых заданий.

Тема  1.4. Задачи, направления и информационное обеспечение анализа себестоимости продукции

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

-  объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;                                                              -  исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;                                                                                                                                -  обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;                          -  содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;                                 -  выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Характер этих задач свидетельствует о большой  практической значимости анализа себестоимости  продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Тема 1.5. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции.

Задачами анализа  себестоимости продукции являются:                                                                          - выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;                  - объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин;    

12

- обеспечение  центров ответственности по затратам  необходимой аналитической информацией  для оперативного управления  формированием себестоимости продукции;                                                                                                                                                             - содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить, проанализировать материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость, установить влияние технического прогресса  на структуру затрат.

Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации  увеличивается, то это свидетельствует  о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес заработной платы  уменьшается и в случае если увеличивается  доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что свидетельствует  о повышении уровня кооперации и  специализации.

Группировка затрат и их анализ по статьям калькуляции, то есть по назначению указывает куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных  видов изделий, установления центров  сосредоточения затрат и поисков  резервов их снижения.

2. Сущность прибыли  предприятия в  рыночных условиях

2.1.Экономическая  сущность прибыли,  ее функции

Финансовый результат - важнейший информационный показатель деятельности предприятия. Одним из проявлений финансового результата выступает показатель прибыли [12]. Прибыль как главная цель предпринимательской деятельности находит свое выражение в росте благосостояния собственников конкретного предприятия, поскольку изменение благосостояния собственников происходит за счет получения прибыли или убытков. Если организация получает прибыль, то после ее распределения собственник получает дивиденды или реинвестирует ее для создания более экономически устойчивого предприятия, в случае же убытка, либо он не получит запланированного дохода,

13

либо понесет  дополнительные затраты по возмещению убытков организации. Таким образом, результат работы организации является решающим в определении дальнейших действий собственника. Основным побудительным  мотивом к продолжению деятельности является прибыльность бизнеса. Для  персонала организации уровень  прибыли также является достаточно высоким стимулом их деятельности. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости, но в  определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда  и удовлетворение ряда и социальных потребностей [13].

Информация о работе Методологические основы анализа себестоимости продукции и прибыли в рыночных условиях