Направления повышения эффективности государственной политики занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Цель работы- исследование направлений повышения эффективности государственной политики занятости. Задачи моей работы:
Рассмотреть теоретические основы гос. политики занятости
Государственную политику занятости: современное состояние и проблемы
Пути решения проблем государственной политики занятости

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы государственной политики занятости 4
1.1.Государственная политика занятости: определение, цели и задачи. 4
Виды государственной политики занятости 9
Глава 2. Государственная политика занятости: состояние и проблемы 11
2.1. Современное состояние государственной политики занятости в России 11
2.2. Проблемы государственной политики занятости 17
Глава 3. Пути решения проблем государственной политики занятости 24
Заключение 28
Литература 29

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая этр.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

      РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ   

УНИВЕРСИТЕТ

          Факультет социального страхования,  экономики и социологии труда 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

  по дисциплине: «экономика  труда»

Тема: «Направления повышения  эффективности государственной  политики занятости » 
 
 
 
 

                      Выполнила:

                      Густова Н.Г.

                      Группа: ЭКН-Д-3-1 

                      Проверила:

                      Бреева  Е.Б., к.э.н., профессор 

2010 г. 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    В современную эпоху занятость  стала одной из острых социально-экономических  проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. Поэтому важное место в области занятости отводится государству, направлениям, повышающим эффективность гос.политики занятости. Этим, на мой взгляд, и обусловлена актуальность данной темы.

    Очень важно, на какие направления делается упор государством для повышения уровня занятости населения, какие проблемы существуют в этой области и как решить. Об этом пойдет речь в моей работе. Объектом моей работы является государственная политика занятости, предметом-отношения, возникающие по этому поводу. Цель работы- исследование направлений повышения эффективности государственной политики занятости. Задачи моей работы:

  1. Рассмотреть теоретические основы гос. политики занятости
  2. Государственную политику занятости: современное состояние и проблемы
  3. Пути решения проблем государственной политики занятости

На основе данных задач, которые будут рассмотрены  далее, я попытаюсь раскрыть проблему повышения эффективности государственной  политики занятости в России.

Глава 1. Теоретические  основы государственной  политики занятости

1.1.Государственная политика занятости: определение, цели и задачи.

 

       Одной из  функций  органов   исполнительной  власти  на  всех  уровнях

(федеральном,   субъектов   Российской   Федерации   и   органов    местного

самоуправления)  предусмотрено  регулирование  занятости  населения,   поиск путей снижения безработицы и сглаживание  ее  последствий.  Реализация  всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.

       Государственную политику на рынке труда следует понимать, как совокупность социально-экономических мер, принимаемых государством для достижения целей в сфере воспроизводства (профессиональный состав и другие структурные характеристики, предложение труда), обмена (предложение рабочих мест, трудоустройство и социальная поддержка ищущих работу, ведение переговоров, заключение контрактов) и использования рабочей силы (производительность труда, оплата труда, условия труда, социально-трудовые отношения, карьера работников).

    В более узком понимании — это  регулирование предложения труда, спроса на труд, занятости и безработицы. В этом контексте достигается близкое совпадение понятий политика на рынке труда и политика занятости.

       Состояние рынка труда, как  и социально-трудовых  отношений   в  целом, зависят  в  определенной   степени  от   уровня   эффективности   правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих  данную сферу  отношений,  состоянию  и  возможностям  общества  и  государства   по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в  РФ.  Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей  концепцией реформирования  экономики,  соответствовать   ее   принципам   и   стратегии реализации.1

       Всестороннее изучение и умелое  применение опыта борьбы с  безработицей в периоды экономического спада в других странах  мира  будет  способствовать скорейшему    формированию     оптимального     отечественного     механизма государственного регулирования  занятости  населения  Российской  Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база  рынка труда в РФ  далека  от идеала.

       В процессе  дальнейшего  совершенствования   системы  государственного регулирования занятости предстоит  выработать  научно-обоснованный  механизм оценки  эффективности  политики  занятости  как  на  местном,   так   и   на региональном и федеральном уровнях и  соответствующий  комплекс  стимулов  и санкций.2

        Одной из основных функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищённые группы населения (инвалиды, многодетные матери, "чернобыльцы", "афганцы").

    Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда.

    Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.

    Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной  и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки  для повышения эффективности  всей рыночной экономики.

    В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

    Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

    К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится: преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени; сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.3

    В основе государственной системы  занятости лежит сеть служб и  фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

    Органы  службы занятости на безвозмездной  основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые  для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать  на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

    Органы  служб занятости на основе прогнозов  экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

    Взаимодействие  служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или  их представителями - строится на принципах  социального партнерства.

    Система целей политики на рынке труда имеет разветвленный иерархический характер. Обобщая множество целей, можно сказать, что основной цель (цель первого уровня) — повышение занятости и сокращение безработицы. В качестве целей второго уровня правомерно рассматривать решение конкретных проблем спроса и предложения труда, заработной платы, структуры занятости, профессиональной структуры подготовки кадров, эффективности функционирования институтов и инфраструктуры рынка труда и ряд других.

    Сокращение  безработицы как главная цель политики на рынке труда затрагивает интересы миллионов людей и одновременно способствует решению общегосударственных макроэкономических задач. Данная цель соответствует двум подходам в социально-экономической политике, которые формулируются как человек-цель и человек-средство. По направлению человек-цель сокращение безработицы способствует оздоровлению социально-психологического климата в обществе. По направлению человек-средство решение данной задачи ведет к повышению численности функционирующих трудовых ресурсов страны. Необходимость сокращения безработицы исходит из перечня отрицательных экономических и социальных последствий: недопроизводства ВВП, недобора налогов, понижающего влияния на доходы населения и совокупный спрос, дисквалификации и социально-психологической деградации безработных, негативного влияния безработицы на криминальную сферу, динамику само-

убийств, распространение пьянства, наркомании и т. д. 4 

    1. Виды государственной политики занятости
 
 

    Существуют  два основных варианта выбора средств  политики  занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости.

       Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) — это:

      -  совокупность  правовых,  организационных и   экономических   мер,

        проводимых государством с целью  снижения уровня безработицы;

      - мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений  работников для сохранения рабочих мест;

      - обучение,  переподготовка  и повышение квалификации  лиц,  ищущих

        работу;

      - активный поиск и подбор рабочих мест;

      - финансирование создания новых рабочих мест;

      - организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

       В рамках такой политики осуществляются  мероприятия,  направленные  на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых  рабочих мест и др.

       Пассивная политика занятости (пассивная политика  на  рынке труда)

обеспечивает  в  основном  сглаживание  негативных  последствий  безработицы: выплату  гарантированного  государством  пособия  по   безработице,  а   по истечении срока его выплаты — социального пособия, а  также  выплату  доплат на иждивенцев и  другие  меры  помощи. 

    Пассивная  политика  предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную  службу занятости. Часто применяют термин — умеренно  пассивная политика,  которая

также  предусматривает  материальную   поддержку   безработных,   но   более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

       Внешне  оба  этих  варианта  экономичны  с   точки   зрения   текущих

государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания  экономического подъема может оправдать себя только  при  высокой  гибкости  рынка  труда  и рабочей силы в целом, позитивных  экономических  перспективах,  при  которых высока возможность  самостоятельного  трудоустройства.  В  противном  случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда  окажутся  слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Информация о работе Направления повышения эффективности государственной политики занятости