Направления повышения эффективности государственной политики занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Цель работы- исследование направлений повышения эффективности государственной политики занятости. Задачи моей работы:
Рассмотреть теоретические основы гос. политики занятости
Государственную политику занятости: современное состояние и проблемы
Пути решения проблем государственной политики занятости

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы государственной политики занятости 4
1.1.Государственная политика занятости: определение, цели и задачи. 4
Виды государственной политики занятости 9
Глава 2. Государственная политика занятости: состояние и проблемы 11
2.1. Современное состояние государственной политики занятости в России 11
2.2. Проблемы государственной политики занятости 17
Глава 3. Пути решения проблем государственной политики занятости 24
Заключение 28
Литература 29

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая этр.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

Проблема  нехватки высококвалифицированных  кадров

    В настоящее время обеспеченность предприятия высококвалифицированной  рабочей силой, способной быстро адаптироваться к требованиям современного производства, осваивать новые участки, объединять усилия членов коллектива является существенным фактором, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия. В условиях сокращения численности населения страны и прогнозируемого сокращения числа трудоспособного населения, повышение эффективности общественного производства может быть обеспечено только на основе качественных сдвигов в профессионально-квалификационной структуре занятых. Для этого необходима рабочая cилa, способная решить комплекс задач при подобном сценарии развитая событий. В настоящее время такой рабочей силой государство в должной мере не располагает и встает вопрос о ее подготовке.

    Работодатели  все чаще жалуются на нехватку специалистов. Количество утверждений о серьезных  проблемах с поиском квалифицированного персонала, по данным общественной организации «ОПОРА России», выросло почти в четыре раза по сравнению с январем 2009-го. Ситуация на рынке труда стала более напряженной, отмечается в исследовании, найти сегодня подходящие кадры стало сложнее для 65% респондентов.

    О той же тенденции свидетельствуют  и данные исследования рекрутинговой  компании «Antal Russia», согласно которым, Россия взлетела с 17-го на 8-е место  в мире по активности набора персонала. А количество компаний, подбирающих  менеджеров среднего и высшего звена в России, с июня 2010 года выросло почти на 10%, достигнув 75%, и по прогнозам в ближайшие несколько месяцев должно только увеличиваться. В исследовании приняли участие более 9 100 компаний из 52 стран Европы, Африки, Индии, Китая и США, включая более 200 компаний-работодателей в России.13

    Нехватка  кадров существует во многих отраслях, таких, как медицина, промышленность, фармацевтическая отрасль, наука, область компьютерных технологий и связи. Большое влияние на эту проблему оказывает «утечка мозгов» заграницу. В настоящее время в российском инновационном секторе складывается критическая ситуация, связанная с большим оттоком на работу за рубеж наиболее талантливых молодых ученых, научных специалистов и разработчиков. Только в 2008 в рамках профессиональной эмиграции в США уехало 56 тыс. человек, в Израиль - около 13 тыс.  человек, в Австралию - 12 тыс. человек, в Германию - 9 тыс. человек и в Канаду - 8 тыс. человек. Всего же по данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНПФА) с 1992 года из России эмигрировало более 3 млн. специалистов.14

Безработица и борьба с ней

    Нынешняя  безработица является во многом структурной (структура рабочих мест не соответствует  профессионально-квалификационной структуре  рабочей силы). В 2009 году около 35% безработных граждан находилось в возрасте моложе 30 лет, что свидетельствует о количественном и качественном несоответствии подготовки кадров в системе высшего и среднего профессионального образования требованиям рынка труда в условиях реструктуризации основных отраслей промышленности и других секторов экономики.

    Число безработных в России по итогам октября 2009 года в соответствии с методологией Международной организации труда  составило 4,624 миллиона человек, или 6,1% экономически активного населения. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,245 миллиона человек, в том числе один миллион человек получают пособие по безработице. По сравнению с сентябрем 2008 года общая численность безработных возросла на 1,7%, официальная безработица сократилась на 0,2%.15

    В связи с начавшимся финансовым кризисом в России начались массовые увольнения. Происходит сокращение рабочих в  металлургии, машиностроении, строительной и других отраслях. Увольняют офисных  и торговых работников. Причина увеличивающихся сокращений персонала - проблемы испытываемые компаниями вследствие развития экономического кризиса. По наблюдению Института глобализации и социальных движений (ИГСО), правительство стремится побороть кризис исключительно денежными вливаниями в коммерческие институты. Наемным работникам не оказывается никакой материальной, либо административной поддержки. Напротив - главными пострадавшими от кризиса становятся они, поскольку вынуждены рассчитывать только на собственные силы.

    Государство не препятствует увольнениям и не принимает мер направленных на трудоустройство  лишившихся заработка людей, число  которых продолжает стремительно возрастать. В стране практически не существует системы социальной поддержки безработных. Отсутствуют специальные программы по защите женщин, попадающих под сокращения. Материальное положение рабочих ухудшается в результате высокой инфляции и разворачивающегося сокращения зарплат. Распространение получает срезание премиальной части оплаты труда (нередко доходящей до 50%) и сокращение теневой составляющей заработка. Такая политика влечет рост недовольства трудящихся всей существующей социально-экономической системой. Миллионы наемных работников остро чувствуют собственную незащищенность перед лицом кризиса. «Более половины отечественных предприятий принимают меры по снижению затрат на оплату труда. В ряде компания сокращения затронули уже от 10 до 30% персонала. Увольнение грозит миллионам работников во всех сферах национального хозяйства», - констатирует Борис Кравченко, глава Центра профсоюзных исследований ИГСО и Президент Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) Дятликович.16

Проблема  трудоустройства  выпускников и  молодых специалистов

    Практика  показывает, что большинство молодых  людей не находят работы по полученной в учебных заведениях специальности. Это объясняется рядом причин.

    Во-первых, набор преподаваемых в вузах  специальностей и профессий не соответствует  запросам рынка труда. Например, в  настоящее время на рынке труда  наблюдается повышенный спрос на специалистов в области продаж, поскольку в условиях кризиса поддержание продаж на докризисном уровне является для многих компаний шансом успешно пережить кризис и продолжать развиваться. Высокого уровня продаж можно достигнуть только за счет активного продвижения на рынок своих товаров и услуг. Однако вузы специалистов в области продаж практически не готовят. Зато наблюдается переизбыток других профессий, например, экономистов, юристов, PR-менеджеров.

    Во-вторых, большинство работодателей ищут специалистов, имеющих практический опыт работы, а соискатели без такового ими не рассматриваются. В зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы будет проще или сложнее устроиться на работу по специальности впервые. Например, молодым специалистам, имеющим техническое или инженерное образование, зачастую будет устроиться на работу проще. Можно сказать, что чем больше какая-то профессия требует специальных знаний и меньше практических навыков, тем проще будет устроиться на работу специалисту по этой профессии.

    Многие  студенты на последних курсах своего обучения начинают работать. Однако такая  работа зачастую не вписывается в  график учебного процесса и отвлекает  от учебы, к чему преподаватели вузов, естественно, относятся негативно.

    Еще одной проблемой для выпускников вузов является низкий уровень оплаты их труда, который предлагают потенциальные работодатели. Решение данной проблемой может стать всего лишь вопросом времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату.17

    Таким образом, в области государственной  политики занятости существует ряд  наиболее важных проблем - дефицит новых  рабочих мест, безработица, нехватка высококвалифицированных специалистов, проблема поддержания малого бизнеса и молодых специалистов. Все эти проблемы требуют проведения умелой политики со стороны государства.

    О способах решения данных вопросов и  о повышении эффективной политики государства в области занятости  речь пойдет в третьей главе.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Пути решения проблем  государственной политики занятости

 

    Основными направлениями повышения эффективности  государственной политики занятости  выступают – создание новых рабочих  мест, помощь малому и среднему бизнесу, а также помощь в трудоустройстве молодых специалистов, борьба с безработицей.

      В целях расширения занятости, целесообразно ограничить наращивание Стабилизационного фонда и его производных, расширить государственные расходы, увеличить перечень национальных проектов,  разработать масштабные государственные инвестиционные программы, в первую очередь для развития науки и обрабатывающей промышленности (авиакосмической, автомобильной, компьютерной и др.), а также социально ориентированных отраслей (легкой промышленности). Большое значение в решении этих задач может сыграть новая политика в сфере инвестиций, разработанная в рамках проекта модернизации экономической политики в России. Решить острейшие проблемы воспроизводства основного капитала и занятости невозможно без целенаправленного регулирующего воздействия государства, и одним из инструментов такого воздействия являются специальные федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы рабочих мест.

      По  каждой из рассмотренных мною проблем, можно предложить ряд мер со стороны государства, направленных на улучшения состояния уровня занятости.

      Что касается проблемы дефицита рабочих мест, то здесь можно предложить следующие меры со стороны государства.

      Создание  новых крупных и мелких предприятий  промышленности и сельского хозяйства. Создание целевых программ по освоению пустующих территорий Сибири и Дальнего Востока на привлекательных для работника условиях (высокая заработная плата, обеспеченность жильем, социальные льготы и гарантии). Привлечение иностранных инвесторов по открытию новых предприятий. Опыт ряда развитых стран показывает, что вполне возможно направить НТП таким образом, чтобы он создавал больше рабочих мест, чем ликвидирует. И поведение иностранных инвесторов в России можно отрегулировать именно так. Например, фирмы, желающие наладить в России сборку своих автомобилей, можно заставить (на стадии утверждения проекта) одновременно построить или реконструировать заводы по производству двигателей, других комплектующих изделий и материалов.

    Одновременно Правительством Российской Федерации должны приниматься решения, стимулирующие занятость, например, о расширении затрат государственного бюджета на закупки отечественных вооружений и продукции гражданского назначения — изделий авиационной, автомобильной промышленности, медицинской техники, лекарств, сельскохозяйственной и другой продукции, увеличении заказов на строительство различных объектов, транспортные услуги и услуги связи, фундаментальные научные исследования.

    В этом смысле положительным примером являются программы государственных закупок, которые реализуются в настоящее время. Кроме осуществления государственных заказов и закупок, Правительство Российской Федерации может за счет государственного бюджета создавать инвестиционные программы в приоритетных отраслях, т. е. непосредственно участвовать в создании рабочих мест.

    Говоря  о проблеме нехватки высококвалифицированных  рабочих, то здесь государству следует  обратить внимание на качество предлагаемой на рынке труда рабочей силы. Качество труда, предлагаемого на внутреннем рынке, должно повышаться до мировых стандартов. В первую очередь это касается здоровья россиян, повышения продолжительности их жизни. Для решения этих проблем следует увеличить государственные инвестиции в человеческий капитал, в частности в здравоохранение. Повышение качества рабочей силы требует также дополнительных ассигнований в образование, увеличения государственного заказа на подготовку студентов по приоритетным специальностям.

     Следующие меры со стороны  государства связанны с решением проблемы, касаемой малого бизнеса. К ним можно отнести - создание технопарков и бизнес-инкубаторов, где начинающие бизнесмены могут получить юридические консультации, помощь в ведении бухгалтерского учёта и составлении отчётности, а также получить на льготных условиях помещения для офисов, складские и производственные площади, технику. Для многих предпринимателей самая ожидаемая помощь малому бизнесу от государства – финансовая поддержка. Такая помощь также имеет место быть. Причём существует два варианта поддержки малого бизнеса в этом направлении: безвозмездная помощь и кредиты. Нужно понижать ставки по кредитам, увеличивать дотации и льготы, упрощать процедуры, связанные с оформлением документов для создания бизнеса, устранять институциональные барьеры.

    Что касается поддержки молодых специалистов, то государством здесь принято ряд мер. Органами службы занятости успешно реализуется программа по трудоустройству молодежи, ее переобучению в случае необходимости. Но для участия в программе необходимо встать на учет по безработице. Получается, что после окончания вуза и провала в поиске работы молодой человек бывает вынужден присвоить себе статус безработного. Перспектива не совсем соответствует тем профессиональным навыкам, которые молодежь получает в вузе, ее потребностям и амбициям. Так же стоит отметить государственную программу по стажировке молодежи после обучения. Программа предусматривает полугодовую стажировку на предприятии с полным рабочим днем с заработной платой в размере минимальной оплаты труда. Создание различных программ, проектов, мероприятий для поддержания молодежи, предоставление льгот предприятиям, содействующим в трудоустройстве молодых, создание программ по реализации творческого потенциала молодежи также помогут справиться в решении данной проблемы.

Информация о работе Направления повышения эффективности государственной политики занятости