Направления повышения эффективности государственной политики занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание

Цель работы- исследование направлений повышения эффективности государственной политики занятости. Задачи моей работы:
Рассмотреть теоретические основы гос. политики занятости
Государственную политику занятости: современное состояние и проблемы
Пути решения проблем государственной политики занятости

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы государственной политики занятости 4
1.1.Государственная политика занятости: определение, цели и задачи. 4
Виды государственной политики занятости 9
Глава 2. Государственная политика занятости: состояние и проблемы 11
2.1. Современное состояние государственной политики занятости в России 11
2.2. Проблемы государственной политики занятости 17
Глава 3. Пути решения проблем государственной политики занятости 24
Заключение 28
Литература 29

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая этр.doc

— 198.50 Кб (Скачать документ)

       Проведение  активной  государственной   политики  занятости населения

осуществляется  путем разработки и  реализации  федеральной  и  региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.5

    Таким образом, государственная политика занятости представляет собой комплекс мер, проводимых государством и направленных на достижения целей в сфере воспроизводства, обмена и использования рабочей силы. Особое место уделяется подготовке и переподготовке кадров, финансированию новых рабочих мест, предотвращение и устранение последствий безработицы, материальной поддержке безработных. Об основных тенденциях современной государственной политике занятости и актуальных проблемах речь пойдет в следующей главе.

Глава 2. Государственная политика занятости: состояние и проблемы

2.1. Современное состояние  государственной  политики занятости  в России

 

    На  протяжении многих десятилетий экономическая  наука не признавала наличия у  нас в стране рынка труда. Из сферы  товарных отношений исключалась  рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием общенародной собственности как экономической основы государства.

    Сегодня на первый план выходят новые приоритеты, а именно -повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурной безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

    Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд.

    В 90-е годы господствует тенденция абсолютного и относительного сокращения количества и доли занятых в промышленности, строительстве, ВПК. Среднесписочная численность занятых на крупных предприятиях большинства отраслей промышленности уменьшается из года в год.

    Небольшой рост занятости в частном секторе и в рыночных структурах не компенсирует снижение занятости в традиционных секторах экономики (промышленности, строительстве). При этом сокращается занятость в науке и в отраслях, связанных с передовыми технологиями.

    Огромный  ущерб экономике страны наносит иммиграция за рубеж научных и высококвалифицированныхкадров. Спад в экономике приводит к недогрузке и деградации рабочих мест, что в будущем ограничит спрос на рабочую силу.

    Сегодня более 25% населения имеет доход  ниже прожиточного минимума, доля зарплаты в ВВП составляет немногим больше 30%. При этом почти 70% всех занятых получают всего 30% всех доходов

    Тем не менее, занятость в российских условиях всегда оставалась достаточно устойчивой и не слишком чувствительной к экономическим шокам (причем как отрицательным, так и положительным). Связь между динамикой выпуска и динамикой занятости была на удивление слабой: как бы быстро ни падало или ни росло производство в те или иные годы, число занятых при этом почти не менялась. Так, его снижение в кризисный период развития российской экономики составило порядка 15%, что было явно непропорционально масштабам падения ВВП, которое, по официальным оценкам, превысило 40% (в нижней точке кризиса). Таким образом, каждый процентный пункт сокращения выпуска сопровождался сокращением занятости всего лишь на 0,3-0,35 процентных пункта.6

Динамика  ВВП и числа занятых в российской экономике, 1991-2007 годы, % (1991 год = 100%)*

    В России траектория изменения безработицы  была плавной, без каких-либо резких скачков, вызванных разовыми выбросами на рынок труда больших масс работников. Лишь на шестом году рыночных реформ общая безработица (по методологии МОТ) превысила уровень 10%, а точка максимума – 13,3% – была достигнута в 1998 году. Приняв во внимание глубину трансформационного кризиса, трудно не придти к выводу, что на протяжении всего переходного периода безработица удерживалась в ней на непропорционально низкой отметке. Но стоило российской экономике вступить в фазу оживления, как показатели общей безработицы быстро пошли вниз, уменьшившись к середине 2008 года более чем вдвое – до уровня 5,5-6%.7 

      

    Характеризуя  динамику занятости и безработицы  в России за последние два года, можно отметить наибольшее снижение занятости с учетом сезонного сглаживания летом 2009 г., после чего ситуация стабилизировалась и даже стала улучшаться. Всего за 2009 г. российская экономика потеряла около 2% занятых или 1,5 млн. человек. Причем на крупных и средних предприятиях этот показатель оказался выше - около 4%, хотя основная часть государственных мер была направлена на поддержку именно этого сегмента рынка труда. Безработица за этот период выросла в полтора раза (примерно на 2 млн. человек).

    Основными механизмами адаптации предприятий  к экономическому кризису стали  использование режимов неполной занятости и сокращение реальной заработной платы. Наблюдавшаяся относительно низкая инфляция увеличивала стимулы к адаптации через сокращение рабочего времени и численности работников, однако пик сокращений был пройден достаточно быстро.

    Что касается наиболее пострадавших от кризиса  групп работников, то это в большей  степени мужчины, поскольку сильнее  пострадали те отрасли, в которых  доминирует мужская занятость, а именно обрабатывающая промышленность и строительство. Также больше пострадали городские жители, нежели сельские - доля сельских жителей среди зарегистрированных безработных снизилась. Жители моногородов, несмотря на оказываемую поддержку, пострадали больше, чем сельские жители. Кроме того, в 2009 г. выросла доля безработных среди индивидов с более высоким уровнем образования.8 Средний возраст безработных в ноябре 2010г. составил 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,5%, 20-24 лет - 21,8%. По сравнению с октябрем 2010г. численность безработных в возрасте 15-24 лет сократилась на 30,6 тыс.человек (или на 2,2%). Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (30,3%) и 20-24 лет (14,0%).9 Об этом свидетельствуют приведенные ниже данные. 

      

    В ответ на кризис на рынке труда  государство предприняло комплекс мер, направленных на снижение напряженности  и на поддержку занятости. Произошло  увеличение пособий по безработице, усиление контроля за введением режима неполной занятости, введен еженедельный мониторинг увольнения работников, открыт информационный портал «Работа в России». Кроме того, увеличилось финансирование государственных служб занятости, уменьшились миграционные квоты, увеличилось число бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре, стали выделяться средства на реструктуризацию задолженности по ипотечным кредитам для лиц, потерявших работу.

    Расходы государства на программы поддержки  занятости в абсолютном и относительном  выражении выросли по всем направлениям. Если в 2008 году все расходы на политику занятости составляли 0,09% ВВП (в т.ч. пассивные меры - 0,05% ВВП), то в 2009 г. эти расходы составили 0,28% ВВП (в т.ч. пассивные меры - 0,13% ВВП). Однако даже с учетом этого роста из всех стран-членов ОЭСР меньше России на политику на рынке труда (в % к ВВП) тратила только Мексика. Главной целью именно региональных программ является сохранение существующих рабочих мест и предотвращение роста открытой безработицы. Основной инструмент – субсидирование занятости существующих работников. При этом, хотя программа исполняется на региональном уровне, она финансируется из центра. Бюджетное финансирование составляет примерно 0,1% от ВВП. Доля регионального софинансирования не менее 5% (фактически – первоначально 6,7%, на конец 2009 года - 6,6%).

    В 2009 г. региональные программы охватили 3,7% экономически активного населения. Уровень охвата различается по регионам – от менее 1% экономически активного  населения (в 7 регионах) до более 7% (в 10 регионах).

    Общественные  и временные работы являются самой масштабной частью региональных программ как по объему финансирования, так и по числу участников. Средняя продолжительность участия в общественных работах составила 55 дней, варьируя по регионам от 20 до 120 дней. Относительная величина предоставленной поддержки – около 30% от средней заработной платы по региону (от менее 10% до более 60%).10

    Главные выводы проведенного анализа заключаются  в том, что кризис способствовал  резкому увеличению активных мер  на российском рынке труда. Действующие  программы направлены на поддержку спроса на трудовые ресурсы и ограничение сокращения рабочих мест. С 2011 г. антикризисные программы должны быть преобразованы в регулярные активные меры политики на рынке труда с существенным изменением дизайна. Кроме того, ключевой задачей является реформирование служб занятости.

    Современное состояние государственной политики занятости связано в первую очередь с программами, направленными на смягчение последствий мирового финансового кризиса, а также- с устранением недостатков переходного периода - борьба с безработицей и смягчение ее последствий. Об этом свидетельствуют приведенные выше данные занятости и безработицы.  

2.2. Проблемы государственной политики занятости

 
 

    Политика  занятости населения является одним  из приоритетных направлений любого государства. От того, насколько эффективно будет проведена данная политика, зависит уровень занятости в стране, а значит и уровень экономического развития. Поэтому очень важно уметь выявлять и устранять проблемы, возникающие при проведении государственной политики занятости. В этой части работы я попытаюсь осветить наиболее важные, на мой взгляд, проблемы, касаемые занятости населения.

    Сегодня в области государственного регулирования занятости населения существует ряд основных проблем, а именно:

  1. Дефицит рабочих мест
  2. Проблема недостаточного содействия в развитии малого и среднего бизнеса со стороны государства
  3. Проблема нехватки высококвалифицированных кадров
  4. Безработица и борьба с ней
  5. Проблема трудоустройства выпускников и молодых специалистов

    и другие

    Рассмотрим  подробнее каждую из приведенных  выше проблем

  Дефицит рабочих  мест

    Одной из самых острых проблем, на мой взгляд, является создание новых рабочих  мест на производстве. На сегодняшний день наша экономика представляет сырьевую модель развития, приоритетными отраслями нашей промышленности являются добывающие и обрабатывающие, более 50% от ВВП нашей приходятся на экспорт газа и нефти. Таким образом, страдают другие отрасли экономики такие, как легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство. Практически не создаются новые предприятия, сегодня функционируют фабрики и заводы, созданные еще при СССР, износ которых уже практически на исходе. Из-за большого количества закрытых предприятий во время перестройки, миллионы людей остались без работы. До сих пор острым остается вопрос, связанный с нехваткой рабочих мест. Поэтому люди вынуждены в поисках заработка отправляться в крупные российские города, такие как, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.  Искать работу за рубежом вместо того, чтобы работать на Родине, поднимать отечественное производство. Аналогичным образом ситуация обстоит и в сельском хозяйстве. Государством в этой области практически не создается никаких программ по улучшению жизни людей в селе, созданию новых рабочих мест. 11   

Проблема  недостаточного содействия в развитии малого и среднего со стороны  государства 

    Следующая проблема– содействие малому бизнесу. Государство говорит об этом много, но делает явно недостаточно. Каким бы “хребтом экономики” ни являлись крупные предприятия, средний и не в последнюю очередь малый бизнес во многом определяют экономическое положение страны, занятость, динамику общественного продукта, жизненный уровень населения. Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. Еще один существенный недостаток в этой области— это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство, и институциональные барьеры. В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.12

Информация о работе Направления повышения эффективности государственной политики занятости