Научно - технический потенциал предприятия и пути его повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:00, контрольная работа

Описание

Целью работы является разработка механизма оценки технического потенциала ООО «Любимый Город», эффективности его использования, а также мероприятий по повышению эффективности технического потенциала предприятия.

Для решения постановленной цели рассматривались следующие задачи:

– рассматривались вопросы связанные с экономическим состоянием предприятия;

– исследование современных научных разработок в области теории потенциала предприятий в целом и технического потенциала в частности;

– вопросы взаимосвязи экономического состояния предприятия с его техническим потенциалом;

– разработка методики комплексного подхода к оценке технического потенциала предприятий и эффективности его использования;

– определение системы показателей для оценки технического потенциала предприятий и эффективности его использования;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты сущности научно-технического потенциала предприятий и пути повышения его эффективности…………………………..5

1.1 Сущность научно-технического потенциала и его роли в инновационном процессе…………………………………………………………………………..5

1.2 Структура научно-технического потенциала предприятия………..……10

2. Анализ деятельности предприятия ООО «Любимый Город»……………13

2.1 Организационно-управленческая структура научной среды предприятия…………………………………………………………………….13

2.2 Показатели научно-технического потенциала…………………………...17

2.3 Анализ научно-технического потенциала предприятия………………...19

3. Мероприятия по повышению уровня научно – технического потенциала предприятия………………………………………………………………….....26

Заключение…………………………………………………………………......28

Список использованных источников………………………………………....30

Работа состоит из  1 файл

Kartashkov.docx

— 69.90 Кб (Скачать документ)

      В развитых индустриальных странах за последнее время повышается роль маркетинга в научно-техническом  развитии. Вице-президент фирмы по маркетингу нередко руководит организацией НИОКР и перспективного планирования производства новой продукции.

      Промежуточной формой между административно-хозяйственным  и программно-целевым руководством процессами научно-технического развития служат временные центры для решения крупных технических проблем. После реализации поставленных перед ним задачи центр реорганизуется.

      Решению задач научно-технических прорывов, особенно в таких прогрессивных  отраслях как электроника, биотехнология, робототехника и др., служит программно-целевая форма организации НИОКР. Координационная форма управления научно-техническими программами предусматривает работу участков программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программы. Однако более эффективным оказывается формирование (даже на временной основе) новых организаций для решения тех или иных крупных научно-технических задач (чистая программно-целевая структура).

           Для усиления связи  между научными исследованиями, с  одной стороны, и проектированием  и разработкой различных принципиально  новых видов техники, продукции, систем, - с другой, в промышленности США получили распространения  инженерные центры. Большое внимание уделяется также созданию университетско-промышленных и университетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками.

     Комплексные формы организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в развитых индустриальных странах, служит научно-промышленный парк – территория вокруг крупного университета с развитой хозяйственной и научно-технической инфраструктурой. На этой территории размещаются научно-технические подразделения крупных корпораций, государственные лаборатории, опытные предприятия, различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры, т.е. заинтересованные друг в друге субъекты научно-технической и хозяйственной деятельности, осуществляющие различные этапы инновационных процессов и различных функций по их обслуживанию.

     Ещё одной формы организации НИОКР, получившие интенсивное развитие в  США, является инициативная. Она состоит в финансировании,  научно-технической, консультативно-управленческой и административной помощи избирателям-одиночкам, инициативным группам, а также малым фирмам создаваемым для освоения технических и других нововведений. Значение подобных экономических и организационных механизмов вытекает из специфики самого инновационного процесса, особенно на ранних стадиях, когда велика степень неопределенности. Здесь главная ставка делается на человеческий фактор.

     Зарубежная  практика подтверждает высокую эффективность  инициативной формы. Так, обследования, проведенные в США, показали, что  мелкие инновационные предприятия  с численностью занятых до 300 чел., специализирующиеся на создании и выпуске  новой продукции, дают в 24 раза больше нововведений на каждый доллар вложенный  в НИОКР, чем крупные предприятия (с численностью занятых свыше 10 тыс. человек), и в 2,5 раза больше введений на одного занятого. Многие крупные  предприятия,  стремясь активизировать инновационный процесс, создают  у себя организационно-экономические  условия для тех своих сотрудников, которые способны быть инициаторами и реализовать на практике серьезные  нововведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Структура научно-технического потенциала предприятия

     Оценка  рыночного, производственного, экономического, финансового, кадрового потенциала на текущий момент времени уже  детально исследована и описана  многими авторами в процессе анализа  перехода России к рыночной экономике. Однако проблема эффективной оценки инновационного потенциала промышленного  предприятия остается открытой.

     Для решения подобной задачи, первоначально  следует конкретизировать в теоретическом  обороте экономическую категорию  «инновационный потенциал предприятия», а затем наполнить ее конкретным функциональным содержанием для  практического применения.

     Проведем  сравнительный анализ понятия инновационный  потенциала предприятия (ИПП), предложенного  различными авторами.

     Общее понятие ИПП предлагает Ахметова Н. Н., определяя ИПП как «…совокупность различных видов ресурсов, включая  материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления  инновационной деятельности».

     Более расширенное определение ИПП  предлагают Сафонов Е.Н., Паламаренко  Г.А., а также Коробейников О.П., Трифилова  А.А., Коршунов И.А., кроме того, на мой взгляд, их подходы достаточно схожи. Так, Сафонов Е.Н., Паламаренко Г.А. отмечают, что сильным в инновационном смысле считается предприятие, обладающее в полной мере научным и производственно-техническим потенциалом, включающим в себя:

     - квалифицированные научные кадры; 

     - материально-техническое обеспечение,  которое существенно влияет на  уровень научно-технических решений,  а также сроки создания и  освоения нововведений. Включает  в себя научный инструментарий, оборудование, приборы, а также  уровень его новизны в технологическом  смысле, наличие опытно-экспериментальной  базы;

     - информационно-методическое обеспечение.  Отражает опыт исследований и  разработок, существующий научно-технический  задел, а также степень информации  о проводимых в данных областях  разработках; 

     - организационное обеспечение. Формирует  направленность научно-технической  деятельности, а также отвечает  за организацию ее связей с  другими подразделениями предприятия. 

     Коробейников  О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. отмечают, что для осуществления инновационной  деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется  как совокупность различных ресурсов, включая:

     - интеллектуальные (технологическая  документация, патенты, лицензии, бизнес-планы  по освоению новшеств, инновационная  программа предприятия);

     - материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс  площадей);

     - финансовые (собственные, заемные,  инвестиционные, федеральные, грантовые);

     - кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи  сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР;  опыт управления проектами);

     - инфраструктурные (собственные подразделения  НИОКР, отдел главного технолога,  отдел маркетинга новой продукции,  патентно-правовой отдел, информационный  отдел, отдел конкурентной разведки);

     - иные ресурсы, необходимые для  осуществления инновационной деятельности.

     Более детально к вопросу оценке ИПП  подошли Косолапое О.В., Гиренко-Коцуба О.А. Их точка зрения заключается  в том, что инновационный потенциал  организации в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и  т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических  процессов, новых видов продуктов  или их модификации, а также новых  услуг. Это мера готовности организации  выполнять поставленные инновационные  задачи. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный  процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, конкурентной среды, а также комплекс управленческих и организационно-экономических  мероприятий, которые в своей  совокупности приводят к инновациям.

     Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса (исследования – разработки – производство – распространение (использование на практике), но и  вне его, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей.

     Научно-техническая  деятельность, как и остальные  виды человеческой деятельности, основаны на использовании и потреблении  определенных видов ресурсов.

     Понятие НТП отражает соответствующим образом  организованную систему указанных  ресурсов, придающую данному набору элементов требуемую для научно-технической деятельности целостность и обеспечивающую возможность достижения необходимых результатов.

     Наиболее  признанной и распространенной в  настоящее время является структуризация потенциала по видам научно-технических  ресурсов, соответствующим составным  элементам процесса научно-технической  деятельности, а именно - учет таких  составляющих как:

     - кадровая;

     - материально-техническая;

     - информационная;

     - организационная;

     - финансовая.

     Следует учитывать, что границы между  различными составляющими НТПл достаточно условны. Так, владение информацией  можно считать компонентом квалификации кадров, некоторые материально-вещественные элементы НТПл (например, ЭВМ) могут  использоваться как для создания новых знаний, так и для хранения информации об уже имеющихся знаниях  и т.п.

     Кроме того, составляющие НТПл в какой-то мере взаимозаменяемы. Так, недостаточные  уровни квалификации кадров, организации  или управления до некоторой степени  могут быть компенсированы избыточным расходованием кадровых и материальных ресурсов.

     Каждая  из выделенных основных составляющих НТПл представляет собой крупную  подсистему науки и техники со своими закономерностями функционирования и развития. 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ деятельности предприятия  ООО «Любимый Город»

2.1 Организационно-управленческая структура научной среды предприятия

        Общество с ограниченной ответственностью «Любимый Город» создано путем учреждения юридическим лицом РФ в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», иными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере деятельности общества.

        Почтовый адрес и место нахождения ООО «Любимый Город»: г.Оренбург,  Комсомольская, 133.

        Общество является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, учитываемым на его самостоятельном балансе, открывает в установленном порядке банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

         В Уставе «Любимый Город»  описаны общие положения, ответственность общества, права и обязанности участников общества, предпринимательская деятельность общества, уставной капитал, переход доли (части доли) участника в уставном капитале общества к другим участникам и третьим лицам, обществу, выход, исключение участника из общества, управление в обществе, обжалование решений органов управления, имущество, финансово-хозяйственная деятельность, формирование фондов и распределение прибыли, хранение документов общества, прекращение деятельности общества.

         На основании Устава ООО «Любимый  Город» осуществляет следующие  виды деятельности:         -  широкоформатная печать;         -  производство наружной рекламы;       -  дизайнерские работы;         -  размещение рекламных материалов;       -  сдача в аренду рекламных поверхностей. 

         ООО «Любимый Город» позиционирует  себя как рекламное агентство  полного цикла, то есть в  его состав входят все направления  по изготовлению наружной рекламы,  консультационные и маркетинговые  услуги, печатная продукция, а  так же сдача в аренду рекламных  мест (афишные тумбы, призматроны,  роллеры, перетяжки, брандмауэрное  панно).

         Так же общество осуществляет  любые иные виды деятельности, не запрещенные законодательством,  в установленном порядке.

         Рекламное агентство занимается  разработкой дизайна, изготовлением  и монтажом наружной и интерьерной  рекламы, оно  имеет обширный  опыт работы по производству  и размещению всех видов наружной  рекламы, обладаем собственной  производственной базой и выполняет  полный комплекс работ - от  табличек и указателей до крышных  установок и нестандартных рекламных  конструкций, с применением новейших  технологий.

Информация о работе Научно - технический потенциал предприятия и пути его повышения