Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 19:29, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии роли научно-технического прогресса в современных условиях и его значение. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть теоретические исследования социально-экономической сущности научно-технического прогресса;
2) выявление сущности, содержания и характерных особенностей НТП;
3) раскрытие прогнозирования и эффективности НТП;
4) исследование НТП, как основа развития и интенсификации производства;
5) провести аналитический расчет по эффективности показателей от введения НТП на предприятии «Росводоканал».
Введение 2
1. Теоретические исследования социально-экономической сущности научно-технического прогресса 4
2. Прогнозирование научно-технического прогресса 9
2.1 Сущность и периодизация НТП, концепция его прогнозирования 9
2.2 Задачи и методы прогнозирования НТП на различных стадиях его развития 12
2.3 Приоритетные направления и прогнозные оценки развития НТП 15
2.4 Эффективность НТП, сущность эффективности НТП. 17
2.5 Научно-технический прогресс – основа развития и интенсификации производства 21
3. Аналитический расчет эффективности показателей от внедрения НТП на предприятии «Росводоканал» 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Содержание
Введение 2
1. Теоретические исследования социально-экономической сущности научно-технического прогресса 4
2. Прогнозирование научно-технического прогресса 9
2.1 Сущность и периодизация НТП, концепция его прогнозирования 9
2.2 Задачи и методы прогнозирования НТП на различных стадиях его развития 12
2.3 Приоритетные направления и прогнозные оценки развития НТП 15
2.4 Эффективность НТП, сущность эффективности НТП. 17
2.5 Научно-технический прогресс - основа развития и интенсификации производства 21
3. Аналитический расчет эффективности показателей от внедрения НТП на предприятии «Росводоканал» 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Процессы ускорения научно-технического прогресса в условиях переходной экономики и в процессе развития экономических отношений обусловлены сложными изменениями, происходящими вследствие приватизации собственности, развития самостоятельности регионов и предприятий, а также становления в России многоукладной экономики. Увеличение темпов экономического роста возможно за счет акцентирования внимания на научно-техническом прогрессе. Именно научно-технический прогресс является ныне важнейшим фактором экономического роста.
Преодоление современного экономического кризиса в России возможно при качественном преобразовании производственного потенциала страны, основой которого является широкое внедрение и распространение научно-технических достижений. Современная экономика все более становится инновационной, связанной с разработкой, внедрением и использованием научных новшеств. Наблюдается процесс ее интеллектуализации.
На микроэкономическом уровне инновации являются материальной основой повышения эффективности производства. Внедрение инноваций определяет уровень экономического развития страны, особенно в условиях современной переходной хозяйственной системы. На макроэкономическом уровне происходит переход от ресурсного типа экономического развития к инновационному. Формируется новая инновационная модель развития экономики.
Выбор стратегии развития России может быть на данном этапе в пользу инновационного сценария, ибо существенные сдвиги в экономике возможны на пути накопления не столько материальных благ, сколько развития интеллекта. На первое место по значению выходит человеческий потенциал, сумма накопленного знания. Это не российская, а глобальная мировая тенденция. Задача создания национальной инновационной системы связана в первую очередь с созданием механизма преобразования накопленного научного знания в реальные технологии.
Это, конечно, задача общегосударственного, федерального уровня - финансирование фундаментальной науки, обеспечение научно-технологической безопасности, создание системы нормативно-правовых и программно-целевых документов. Но одновременно необходимо инициирование инновационной деятельности и на региональном уровне.
Все выше сказанное определяет актуальность исследования проблем ускорения научно-технического прогресса в условиях переходной экономики. А поскольку развитие научно-технического прогресса присуще и странам с рыночной системой, то исследование в этой области будут сохранять свою актуальность и в перспективе.
Цель курсовой работы состоит в раскрытии роли научно-технического прогресса в современных условиях и его значение.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть теоретические исследования социально-экономической сущности научно-технического прогресса;
2) выявление сущности, содержания и характерных особенностей НТП;
3) раскрытие прогнозирования и эффективности НТП;
4) исследование НТП, как основа развития и интенсификации производства;
5) провести аналитический расчет по эффективности показателей от введения НТП на предприятии «Росводоканал».
1. Теоретические исследования социально-экономической сущности научно-технического прогресса
В экономической науке достаточное внимание уделяется исследованию технологических изменений, опубликовано много работ по изучению различных инновационных процессов и изменений экономических пропорций, происходящих под воздействием научно-технического прогресса (далее НТП). Изменение технологических процессов порождает многочисленные экономические проблемы, выход из которых невозможен без анализа сущности категории научно-технического прогресса, как непрерывного процесса открытия новых знаний и применения их в общественном производстве.
Характерной чертой нынешнего периода является ориентация на ускорение темпов экономического развития страны. Оно должно быть основано на кардинальном ускорении научно-технического прогресса. Именно на основе ускорения научно-технического прогресса появляется возможность сделать шаг в достижении социально значимых целей общества. Этот вывод основан на одном из методологических принципов экономического научного наследия, согласно которому существует неразрывная связь научно - технического и социального прогресса общества, что делает очевидным невозможность рассмотрения социального прогресса вне научного - технического и экономического развития. Но изменение социальных условий жизни - это не простое следствие научно-технического прогресса. Взаимосвязь здесь носит более сложный характер.
Так, в «Капитале» К. Маркса рассматриваются экономические законы и категории в связи с техническим прогрессом, который представляется во взаимодействии с социально-экономическими условиями и результатами, анализируется определяющую роль производительных сил и обратное воздействие на них производственных отношений. Маркс посвятил часть первого тома «Капитала» исследованию развития технической базы производства, содержанию и последствиям промышленной революции, где показал роль науки, как революционного элемента на примере машинного производства. Саморазвитие этой науки, в особенности естествознания, а вместе с ним и всех других наук, в свою очередь, находится в соответствии с развитием материального производства. Согласно Марксу, технический прогресс - это процесс качественных изменений в производительных силах, включая средства и предметы труда, а также трудовую деятельность человека. Маркс дал научную картину технического строя и производства, служащего общественной формой, основным принципом, которой будет обеспечивать полное и свободное развитие каждого индивида.
Характеризуя материально-техническую базу будущего общества, он утверждал, что она нуждается в максимальном сокращении рабочего времени, выводе непосредственного производителя из систем прямых и главных агентов производства, с тем, чтобы он стал его контролером и регулятором. Маркс говорит о том, что «…в качестве главной основы производства выступает не труд, а присвоение его собственной всеобщей производительности труда». А это и есть, социальная сущность научно-технического прогресса. Как показывает исторический опыт человечества, претворение в жизнь таких возможностей в реальности зависит от характера общественного строя, от уровня системы управления дальнейшим развитием научно-технического прогресса. Управление в данном случае понимается, как воздействие на научно-технический прогресс с целью его развития в определенном направлении1.
Таким образом, наиболее распространённым является определение научно-технического прогресса, как исторически обусловленного процесса совершенствования средств и предметов труда, технических методов и форм организации труда и производства на основе широкого использования достижений науки, процесса накопления знаний, поступательного количественного и качественного развития производительных сил.
Вместе с тем в понимании научно-технического прогресса до сих пор сохраняются некоторые разночтения: от философской трактовки процесса материализации научных знаний и обобщенного практического опыта в средствах производства и способах организации и управления, до конструктивного описания воздействия научно-технического прогресса на экономику через вклад интенсивных факторов в прирост национального дохода.
В 60-е годы XX столетия вопросу изучения закономерностей научно-технического прогресса посвятил свои исследования ленинградский учёный
К ним относятся такие авторы как: МелещенкоЮ.С, Львов Б.Г., Яковец Ю.В., философ Ю.С. Мелещенко, который рассматривал проблему в общефилософском плане, без выявления экономического содержания научно-технического прогресса. Крупным вкладом в исследование этого направления стали монографии члена корреспондента АН СССР Л.М. Гатовского, опубликованные в семидесятых годах. Он раскрыл определяющее воздействие НТП на развитие производительных сил и экономику в целом, выдвинул положение о формировании и динамике эффективности научно-технического прогресса, отметив неравномерность этого процесса (относительно низкий эффект на стадии освоения новой техники; его нарастание по мере расширения её производства и применения; угасания по мере устаревания техники). В трудах Гатовского детально разработан механизм планомерного использования закономерностей научно-технического прогресса, сквозное его планирование от НИИ до предприятий на всех уровнях управления, обеспечение удешевления техники, применение ступенчатых цен, создание системы проектирования, планирования, учёта и стимулирования эффективности новой техники. Л.М. Гатовский определяет научно-технический прогресс как «создание, распространение, освоение знаний и их использование в производственной и непроизводственной сферах, путём выпуска и применения эффективной новой техники и замены ею техники устаревшей, менее эффективной»2.
Заметным событием в исследования проблем НТП являются труды академика А.И. Анчишкина. Автор в широком плане рассматривает закономерности развития производительных сил общества, раскрывает содержание научно-технического прогресса, как общеисторической закономерности.
«Научно-технический прогресс, - пишет, например, В.А. Покровский, сложный динамический процесс получения новых знаний, создания и использования более совершенных изделий, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта»3.
При этом выделяются обычно две формы научно-технического прогресса - эволюционная и революционная. Г.А. Несветайлов отмечает, что «эволюционная форма научно-технического прогресса связана с дальнейшим совершенствованием уже известных и применяемых в составе средств производства видов техники, когда происходит их техническое усовершенствование при сохранении основных принципов, на базе которых они созданы. При революционной форме научно-технического прогресса совершенствование средств производства происходит путем создания принципиально новой техники, технологии или форм организации производства»4.
По мнению Яковца Ю.В. «Научно-технический прогресс есть взаимосвязанное поступательное развитие науки и, техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях»5.
Наконец, Адамов В.В. определяет НТП, как часть общественного процесса, эволюции общества, относящегося к развитию производительных сил6.
Приведённые определения достаточно полно характеризуют НТП с технологической стороны, однако они не отражают целевую направленность прогресса науки и техники в условиях конкретной общественно-экономической формации. Ведь научно-технический прогресс - это осуществляемый в масштабах общества процесс коренного, качественного обновления всех элементов производства на основе внедрения достижений науки и техники. Следовательно, он не офаничивается только перечисленными преобразованиями.
Привлекает также внимание дискуссия в журнале «Экономические науки» учёных-экономистов по материалам публикаций восьмидесятых годов XX в., где делается попытка определения сути научно-технического прогресса. Предложенные определения научно-технического прогресса можно разделить на две группы.
1. Одни авторы понимают научно-технический прогресс, как процесс совершенствования вещей или вещественных процессов. Этим НТП отождествляется с техническим прогрессом и сужается содержание категории.
2. Другие, исходя из того, что научно-технический прогресс является средством решения задачи дальнейшего значительного повышения эффективности общественного производства, подменяют понятие научно-технического прогресса его результатами. НТП включает в себя научный прогресс (прогресс в науке) - получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления самого человека - и технический прогресс (прогресс техники) - и применение новых видов техники и технологий. Научно-технический прогресс начинается с того момента, когда в производстве впервые ставятся практические проблемы, которые могут быть разрешены только научно.
«НТП - как поступательное развитие науки и техники, один из основных источников экономического роста. В единстве с техникой наука становится практической силой, а НТП превращается в основной ресурс экономического развития»7.
У экономистов нет единого подхода к тому, чтобы выделять научно-технические достижения в качестве самостоятельного фактора производства, то есть ресурса, который необходимо затратить для производства продукции. Достижения НТП можно считать самостоятельным ресурсом, который в сочетании с другими факторами производства - трудом, землёй (природные ресурсы) и капиталом используется для создания товаров. В то же время внедрение новой техники можно рассматривать как способ повышения эффективности использования факторов производства.