Оценка инвестиционного климата в российской Федерации в условиях мирового экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 01:59, курсовая работа

Описание

Оценка инвестиционного климата - это общая атмосфера понимания экономической ситуации и потребности в привлечении дополнительных ресурсов, которая властвует в разных сферах социально-экономического развития государства, региона.
Сегодняшнее формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве скажется на его будущем.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы инвестиционного климата 5
1.1 Понятие инвестиционного климата 5
1.2 Оценка инвестиционного климата на основании различных
методов 8
2 Анализ современного состояния инвестиционного климата в России 20
2.1 Влияние мирового экономического кризиса на инвестиционный климат России 20
2.2 Меры правительства в условиях экономического кризиса 25
3 Препятствия на пути развития инвестиционного климата России и пути их решения 27
3.1 Препятствия на пути развития 27
3.2 Меры на ближайшую перспективу 28
Заключение 37
Список используемой литературы 38

Работа состоит из  1 файл

КурсовикЭкОрг1.docx

— 67.16 Кб (Скачать документ)

пониженный  потенциал - умеренный риск (3B1);

пониженный  потенциал - высокий риск (3C1);

незначительный  потенциал - умеренный риск (3B2);

незначительный  потенциал - высокий риск (3C2);

низкий  потенциал - экстремальный риск (3D).

Объем и  темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение  инвестиционной привлекательности  способствует дополнительному притоку  капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих  средств, руководствуется определенными  характеристиками: инвестиционным потенциалом  и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность  региона.

 

Задачами  оценки инвестиционной привлекательности  региона является:

- определение социально-экономического развития,

- установление влияния инвестиционной привлекательности на приток инвестиций,

- разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности.

В Российской Федерации законодательством не определена конкретная методика оценки инвестиционной привлекательности  регионов, поэтому в последнее  время стали все чаще появляться различные методики расчета показателей  инвестиционной привлекательности.

На оценке кредитных рейтингов российских регионов специализируются уже упомянутые известные международные консалтинговые агентства, а также российский Институт экономики города. Основными недостатками исследований инвестиционной привлекательности  российских регионов, на мой взгляд, являются:

1. Разночтение  в самом понятии "инвестиционного  климата".

2. Ограниченность  набора учитываемых показателей.

3.Отсутствие учета законодательных условий инвестирования, особенно регионального законодательства.

4. Недостаточная  обоснованность принципов агрегирования десятков отобранных показателей оценки.

5. Эпизодичность  проведения анализа: как правило,  это разовые исследования различных  коллективов, проводимые на различную  дату.

6. Исследования  проводятся не по полному кругу  89 конституционных субъектов федерации,  имеющих собственную законодательную  базу и отдельные бюджеты.

 

2 Анализ современного состояния инвестиционного климата в России

2.1 Влияние мирового экономического кризиса на инвестиционный климат России

 

Мировой финансовый кризис 2008 года и его  непосредственное влияние на развивающуюся  российскую экономику обусловили необходимость  концептуальных и практических разработок политики привлечения инвестиций. В  связи с этим появились многочисленные публикации, посвящённые поиску стратегии  привлечения в российскую экономику  дополнительных инвестиций, особенно в условиях оттока капитала за рубеж. Таким образом, мировой и российский экономический кризис обусловили необходимость  поиска мер и методов привлечения  инвестиций отечественных инвесторов в реальные сектора российской экономики. Поиск оптимальных решений продолжается и необходимость свежих концептуальных решений в данной области как  никогда очевидна.

Отсутствие  дополнительных инвестиций, как в  новые производства, так и в  человеческий капитал, обрекает страну на прогрессирующее отстранение  от потенциальных источников экономического роста. С этой точки зрения, необходимость  капиталовложений достаточно велика. Действительно, падение доверия  инвесторов в результате конфликта  менеджмента и акционеров ТНК-BP, обвал рынка акций металловыпускающих предприятий после неудачного высказывания Председателя Правительства РФ – возможно, стали главными причинами весьма существенной утечки капитала осенью 2008 г. (по данным Центробанка, в 4-м квартале 2008 г. она составила 130 млрд. долл.), когда Россия обогнала все развивающиеся экономики по темпам падения фондового рынка. Местные инвесторы играют довольно важную «опорную» роль на некоторых других развивающихся рынках, но не в России, где уровень прямых иностранных инвестиций также остаётся незначительным. Поэтому тот капитал, который покинул Россию, в основном имел форму «горячих денег», ранее вложенных портфельными инвесторами в российский фондовый рынок.

Мировой финансовый кризис не является неуправляемой стихией, а представляет собой экономический процесс. Поэтому, создавая условия для поиска инвестиционных проектов, которые могли бы стать основой будущего благополучия и процветания, национальные правительства обеспечивают экономический успех в будущем. Мировой финансовый кризис не следует пессимистично рассматривать как однозначное время потерь, ибо данный период в развитии, как мировой, так и отечественной экономики предлагает предпринимателям отличную возможность заработать достойные деньги на хорошей инвестиционной идее.

Основные  меры по защите от кризиса и поддержке  финансового и реального секторов экономики должны быть обусловлены  увеличением поддержки программ кредитования и инвестирования малого, а также инновационного бизнеса. Однако в государственных структурах присутствует более консервативный подход к оценке рисков при принятии инвестиционных решений. И, поскольку  Сбербанк, как самый крупный российский банк достаточно консервативен в  своей политике, то процедура выдачи инвестиционных кредитов весьма бюрократизирована. Следует также отметить, что на доходность инвестиций сильное влияние  оказывает качество инвестиционного  менеджмента, и даже антикризисного инвестиционного менеджмента.

Экономический кризис по-разному воздействует на российские регионы, причём, как отметил президент Института современного развития (ИНСОР) И. Юргенс, «на первый план выходит качество управления, умение выстроить новую систему работы с инвесторами и искусно применять те инструменты, которые созданы в последние годы», продолжение мегапроектов, финансируемых из Инвестфонда РФ, несмотря на то, что на 2009 год их финансирование сократилось почти вдвое, и приоритет отдан детально проработанным проектам; венчурные компании; особые экономические зоны.

Объем капитальных  вложений в российскую экономику в 2009 году уменьшился на 17%, доля прямых иностранных инвестиций составила 3,6%, снизившись на 1 процентный пункт, сообщил президент России Дмитрий Медведев на совещании по проблемам инвестклимата. «В результате доля прямых иностранных инвестиций в ВВП России в прошлом году составила 3,6% — снижение на один процентный пункт по отношению к 2008 году», — отметил президент. В то же время, по его словам, России «удалось избежать панического бегства капитала».

Анализ инвестиционного рейтинга РФ был осуществлен на основе данных агентства A.T.Kearney FDI Confidence Index. Он составляется на основе опроса руководителей 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам мира, а вероятность инвестирования руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что рейтинг FDI Confidence Index отражает реально движение капитала.

В 2010 году Россия занимает лишь 18-ю строчку с показателем 1,24. Своего пика инвестиционный рейтинг РФ достиг в предкризисном 2007 году и составил 1,7. При этом России удалось занять 9-ое место. А наилучшим результатом является 6-ое место РФ, полученное в 2005 году с показателем 1,34. Стоит также отметить, что в данном рейтинге с 2003 года лидерство удерживает Китай, сохраняя за собой первую позицию на протяжении 7 лет подряд.

Так, по данным все того же  World Investment Report 2009, Россия заняла 5-е место в мире по притоку прямых зарубежных инвестиций       за

2008-й год, уступая лишь США,  Франции, Китаю и Великобритании. Объем привлеченных прямых зарубежных  инвестиций в 2008 году составил 75 миллиардов долларов. США, для  сравнения, имеет привлеченных  капиталовложений на 316 миллиардов  долларов.

По данным Банка России, РФ обладает самой низкой долей чистых ПЗИ  к ВВП среди всех стран БРИК. В 2008 году она ещё составляла 1,2%, но уже в  2009 году она составила всего 0,4% - очередное проявление влияния всемирного экономического кризиса на экономику Росси. В Китае, к примеру, этот показатель составил в 2009 году 1,2%, в Индии  - 1,3%, а в Бразилии  - 1,66%.

Движение капитала в России зависит  от развития событий на мировых рынках, в том числе от цены на нефть, от ставки рефинансирования Федеральной  резервной системы (ФРС) США и  Европейского центрального банка (ЕЦБ), а также от некоторых макропараметров. "Но в целом отток будет сокращаться", - считает министр.

Ранее сообщалось, что ЦБ прогнозирует чистый отток капитала в 2010 году на уровне $25 млрд при цене $45 за баррель, $20 млрд при $58 за баррель, $15 млрд при $68 за баррель, $10 млрд при $80 за баррель. Чистый отток капитала из РФ в 1 квартале 2010 года составил $12,9 млрд после чистого притока в размере $8,3 млрд в четвертом квартале 2009 года и по сравнению с оттоком капитала из РФ в январе-марте 2009 года в размере $35 млрд. В целом по итогам минувшего года, по уточненным данным ЦБ, чистый отток капитала составил $56,9 млрд.

Вместе с тем, А.Кудрин отметил, что прогноз среднего курса рубля  на 2010 год может быть пересмотрен. "В самом прогнозе заложена средняя  цифра по году 33,9 рубля за доллар. Сейчас уже очевидно, что она будет  меньше, поэтому я сказал, что  она будет пересматриваться", - сказал он. Ранее министр финансов сообщал, что несмотря на рост цен на нефть, курс рубля может укрепляться, "и вместо того, как мы планировали, 33,9 рубля за доллар, мы будем иметь курс около 28-29 рублей за доллар".

Всемирный экономический кризис не пощадил никого, но Россию он задел особенно сильно. Кризис обнажил многочисленные структурные проблемы российской экономики, что выразилось в резком сокращении притока прямых зарубежных инвестиций и оттоке отечественного капитала за рубеж, и, как следствие, ухудшение перспектив осуществления инвестиций в стране.

Очевидно, что, говоря об инвестиционном климате, не стоит забывать и об инвестициях  отечественных предприятий в  отечественную же экономику. И здесь  у России не все в полном порядке, так как многие компании предпочитают инвестировать за рубеж.  Это говорит о неразвитости таких основополагающих институтов как защита частной и интеллектуальной собственности, налоговой системы, о наличии чрезмерной бюрократизации, неоправданно большого количества чиновников и созданных ими административных барьеров. 

Россия предстала слишком зависимой  от мировой конъюнктуры страной. Пока мировая экономика находилась в стадии роста, отечественная экономика  переживала период стремительного роста, а как только мировая экономика  вошла в стадию рецессии,  за ней устремилась и экономика России. Российская экономика следует мировому тренду, однако, амплитуда колебаний у нее куда более высокая, чем в других странах.

И все же Россия, безусловно, обладает высочайшим инвестиционным потенциалом, на реализацию которого должны быть брошены  все силы, ведь в основе той самой  “модернизации” лежат именно инвестиции. Поэтому государство обязано  сделать все возможное для  того, чтобы улучшить предпринимательскую  среду и уже перечисленные  аспекты инвестиционного климата  России.

 

2.2 Меры правительства в условиях экономического кризиса

 

Президент заявил о необходимости разработать меры, которые повысят инвестиционную активность в России, в частности меры для снятия квот по найму иностранных специалистов, своевременного возвращения НДС, облегчения процедуры таможенного оформления для машинно-технических предприятий.

«Оживление мировой экономики  после кризиса создаст благоприятные  условия для возобновления и роста иностранных инвестиций. Наша экономика сможет получить их в нужных объемах, когда условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение капитала… Задача — разработать комплекс мер, которые повысят инвестиционную активность», — сказал Медведев.

«К ним следует отнести снятие квот в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов, во-вторых, улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции, в-третьих, оптимизацию механизмов администрирования расходов на НИОКР, введение облегченного порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинно-техническую и высокотехнологичную продукцию», — добавил президент.

В ходе совещания президент заявил, что ждет положительного вклада в улучшение инвестиционного климата России от правоохранительных и контрольных органов. «В сегодняшнем совещании участвуют представители правоохранительных и контрольных ведомств. Хотел бы, чтобы они проявили и компетентность, и профессионализм в расчете на формирование благоприятного инвестиционного климата в нашей стране», — отметил Медведев.

«Это наша общая задача безотносительно  к тому, кто чем занимается — и руководители общеэкономических ведомств, и руководители контрольных и правоохранительных ведомств, руководство ЦБ, администрации президента, — все это нужно нам всем», — подчеркнул он.

Глава государства попросил озвучить предложения по привлечению в российскую экономику длинных денег, пояснив, что он имеет в виду прежде всего сбережения населения.

Медведев поручил правительству  проконтролировать участие крупных  компаний—получателей господдержки в проектах модернизации. По его словам, государство в прошлом году поддерживало развитие крупных компаний, в основном в сырьевом секторе, но не только. «При этом на поддержку пришлось тратить в период кризиса накопленные в докризисный период государством резервы в значительных объемах. Эти компании не просто сохранили активы, но и кое-что добавили, и государство вправе рассчитывать на то, что эти компании будут заниматься инвестиционными проектами и проявят активность в сфере модернизации экономики, а не просто продолжат политику по наращиванию экспорта сырьевых товаров», — подчеркнул глава государства.

Информация о работе Оценка инвестиционного климата в российской Федерации в условиях мирового экономического кризиса