Оценка инвестиционного климата в российской Федерации в условиях мирового экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 01:59, курсовая работа

Описание

Оценка инвестиционного климата - это общая атмосфера понимания экономической ситуации и потребности в привлечении дополнительных ресурсов, которая властвует в разных сферах социально-экономического развития государства, региона.
Сегодняшнее формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве скажется на его будущем.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы инвестиционного климата 5
1.1 Понятие инвестиционного климата 5
1.2 Оценка инвестиционного климата на основании различных
методов 8
2 Анализ современного состояния инвестиционного климата в России 20
2.1 Влияние мирового экономического кризиса на инвестиционный климат России 20
2.2 Меры правительства в условиях экономического кризиса 25
3 Препятствия на пути развития инвестиционного климата России и пути их решения 27
3.1 Препятствия на пути развития 27
3.2 Меры на ближайшую перспективу 28
Заключение 37
Список используемой литературы 38

Работа состоит из  1 файл

КурсовикЭкОрг1.docx

— 67.16 Кб (Скачать документ)

Президент выразил неодобрение в связи с ситуациями, когда проверяющие органы слишком активно действуют по отношению к успешным предприятиям.

Глава государства  признал, что за кризисный год  привлекательность страны для иностранных  вложений упала, и в итоге Россия заняла непочетное 120-е место в  рейтинге стран с благоприятным  условиями для ведения бизнеса, составленном Всемирным банком. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, президент также поручил создать специальную структуру внутри Министерства экономического развития, которая будет анализировать препятствия на пути капитальных вложений.  

3 Препятствия на пути развития инвестиционного климата России и пути их решения

3.1 Препятствия на пути развития

Среди главных препятствий на пути зарубежных инвестиций является низкое качество государственного и местного управления, неэффективное правоприменение, коррупция и экономическая преступность, чрезмерное администрирование, технические и информационные барьеры.

Бюрократия действительно оттолкнула многих инвесторов — в прошлом году объем прямых иностранных капиталовложений в Россию упал на 41%. Между тем ближайшие партнеры России по Таможенному союзу (ТС) Казахстан и Белоруссия за кризисный год только улучшили свои позиции в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса.

Самым серьезным риском для инвестиционной активности на всех развивающихся рынках Fitch называют недоступность кредитов и недостаточную кредитоспособность отдельных отраслей и эмитентов. "Для России этот вопрос сейчас является наиболее актуальным, - соглашается главный экономист инвесткомпании "Финам" Александр Осин. - Низкая кредитоспособность многих российских компаний, накопленные плохие долги на балансах банков и высокие ставки по кредитам вкупе очень сильно тормозят инвестиционные начинания российских компаний".

 

3.2 Меры на ближайшую перспективу

 

Должны  быть выделены и меры на ближайшую  перспективу: что можно сделать  в кратчайшие сроки, чтобы создать  эффект постоянного движения вперед.

1. Совершенствование налоговой системы.

Налоговая система современной России является одной из самых молодых в мировой  практике. При своем формировании (1990-1992 гг.) она опиралась на опыт многих стран (Германии, Канады, США, Швеции). Однако если по видам налогов она  отвечает рыночному характеру экономики, то по своей структуре ей не соответствует.

Совершенствование налоговой системы предполагает ее последовательное преобразование, устранение множественности действующих  налоговых режимов в стране в  целях создания рациональной, несущей  регулирующие, стимулирующие и фискальные функции системы и установление единого налогового правопорядка.

Для этого  в первую очередь следует предусмотреть  исчерпывающий перечень налогов  и сборов, которые допустимо применять  в РФ, с сокращением общего числа  налогов и сборов (до 60 вместо более 200). Перечень региональных и местных налогов должен быть с четкой регламентацией распределения источников доходов между уровнями власти. Введение несовместимых налоговых схем в регионах сильно осложняет положение налогоплательщиков в связи с необходимостью уплаты налогов в бюджеты различных территорий.

Важное  значение имеет включение в состав единой налоговой системы платежей, предусмотренных законами, не регулирующими в целом вопросы налогообложения: таможенные пошлины, плата за использование природных ресурсов, отчисления в социальные фонды и т.д.

До принятия Налогового кодекса целесообразно  было бы Указом Президента РФ систематизировать  и привести в соответствие с Гражданским  кодексом ранее принятые нормативные  акты, касающиеся налогообложения иностранных  инвестиций.

В мировой  практике в инвестиционном законодательстве принято устанавливать дифференцированный режим для инвесторов. В законодательстве России также следует предусмотреть  несколько правовых режимов для  иностранных инвесторов. Они должны применяться в зависимости от вкладываемого капитала и от того, в какие отрасли и регионы  направляются средства.

2. Реализация инвестиционных проектов в регионах Российской Федерации.

Предпринимательский климат регионов России изучен недостаточно. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, который совместно  с Московским национальным банком провел исследование факторов привлечения  иностранных инвесторов в различные  районы РФ, в стране нет непривлекательных  регионов: даже в "убыточных" можно  найти экономически выгодные объекты  для инвестиций; следует, однако, всесторонне  оценить совокупность факторов, которые  определяют хозяйственную целесообразность как со стороны инвестора, так и принимающей стороны.

По данным центра содействия иностранным инвестициям  при Минэкономики, трудности при  реализации инвестиционных проектов возникают  в таких, казалось бы, простых вопросах, как распределение получаемого  дохода, степень участия каждой из сторон, формы финансирования. Как  показывает в последнее время  практика общения администраций  регионов с зарубежными инвесторами, установить деловое сотрудничество удается в том случае, когда  и инвестор, и администрация региона  четко представляют и формулируют  свои цели, учитывают свои и чужие интересы. Об этом говорит опыт Татарстана и Алтайского края, где переговоры о непосредственном вложении средств со стороны американских компаний начались лишь после того, как на предварительной стадии были решены все основные вопросы: от перечня отраслей и предприятий, нуждающихся в инвестициях, до технических параметров проектов.

Для привлечения  иностранных инвесторов регионы  используют законодательно предоставленную  возможность самостоятельно определять количество и ставки налогов. Согласно докладу "Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения", подготовленному группой экономистов  по заказу Торгово-промышленной палаты, в части регионов законы о налоговых  льготах принимаются на один год. Это вынуждает иностранных инвесторов действовать очень осторожно, поскольку  они опасаются, что в дальнейшем льготы могут быть отменены.

Один  из методов предоставления инвесторам гарантий - долевое участие регионального  бюджета в проектах. Другой подход - создание инвестиционных и залоговых  фондов, которые объединяют финансовые средства государства и частных  лиц. Все большую популярность приобретает  такая форма привлечения инвесторов, как выпуск областных займов. Он широко используется в Нижегородской, Пермской и Ленинградской областях.

В связи  с этим представляется целесообразным обмен опытом между регионами  в целях создания информационной базы данных об использовании иностранных  инвестиций в различных районах  Российской Федерации.

3. Приведение системы бухгалтерского учета в России к международным стандартам.

Многие  западные инвесторы и банкиры  полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным  нормам, отчетность российских организаций  непонятна их западным партнерам, не отражает реального имущественного и финансового положения отчитывающихся организаций и вообще "непрозрачна и ненадежна".

Представляется  важным при использовании международных  норм бухгалтерского учета иметь  в виду, что действующий в России план счетов перегружен и практически  исчерпал себя. Он не отражает отложенные затраты, предстоящие процентные платежи, в нем запутана методика отражения  арендных отношений, оценки имущества, и он во многом обслуживает фискальные интересы. Необходимо ускорить принятие закона "Об аудиторской деятельности в РФ".

4. Совершенствование работы зарубежных бюро Российского центра содействия иностранным инвестициям при Минэкономики России.

Здесь возможны следующие основные направления:

Активизация разъяснительной работы представителей зарубежных бюро среди предполагаемых инвесторов о необратимом характере  экономических преобразований в  РФ, улучшающемся инвестиционном климате  в стране в связи с ожидаемым  экономическим ростом, предстоящем  вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что должно способствовать уверенности в получении прибыли  от реализации конкретного инвестиционного  проекта.

Создание  мощной информационной базы (банка  данных) о возможных направлениях инвестирования (регион - отрасль - подотрасль - предприятие - проект). Подбор заинтересованных инвесторов, предоставление необходимой информации о них, обеспечение деловых контактов.

Усиление  работы по поддержке и сопровождению  уже заключенных договоров, контрактов, соглашений.

Привлечение иностранных инвестиций не только в  крупномасштабные инвестиционные проекты, но также в сферу малого и среднего бизнеса, где возможности российской стороны практически не ограничены.

Организация и проведение регулярных встреч заинтересованных инвесторов и реципиентов в целях  укрепления взаимного доверия и  деловых контактов.

Проведение  маркетинга различных сегментов  международного рынка капиталов.

Привлечение к экспертным оценкам предполагаемых инвестиционных проектов ведущих консультационных компаний и фирм, известных ученых и практиков.

Расширение  издательско-рекламной деятельности по информированию потенциальных инвесторов о возможностях и путях прибыльного  вложения капиталов в российскую экономику.

5. Развитие финансового рынка и рынка ценных бумаг.

В России до последнего времени основной упор в привлечении инвестиций делался  на создание совместных предприятий. В  условиях приватизации большого количества предприятий важной формой привлечения  инвестиций становится продажа иностранным  компаниям акций и других ценных бумаг. В связи с этим особое значение приобретает развитие фондового  рынка на федеральном и региональном уровне.

Развитию  финансового рынка и рынка  ценных бумаг могло бы способствовать следующее:

- акцент на долгосрочное развитие рынка ценных бумаг и финансовых институтов при сокращении доли кредитного рынка (более 90% которого составляют краткосрочные ссуды), становление масштабного и ликвидного рынка корпоративных ценных бумаг;

- сокращение рынка государственных ценных бумаг, прекращение выкачивания правительством денежных ресурсов в ущерб инвестициям;

- пересмотр практики приватизации, прекращение продажи за бесценок российских предприятий (как условие прихода в Россию неспекулятивных иностранных инвестиций);

- запуск крупных инвестиционных программ (экспортное производство, дороги, жилищное строительство, автомобилестроение и т.д.), связанных с улучшением качества жизни населения (для выполнения этих программ наравне с государственными средствами могут использоваться частные);

- ограничение на достигнутом уровне военных расходов при развитии экспортных военных производств;

стимулирование  и расширение экспорта, прежде всего  его несырьевой составляющей;

- поощрение неспекулятивных иностранных инвестиций, связанных с долгосрочным переносом в Россию капитала и современных технологий.

6. Устранение внутренних и внешних барьеров к экспорту российских товаров.

Зарубежные  эксперты отмечают, что политика российского  правительства до сих пор остается непоследовательной, а многие факторы, препятствующие приходу капитала, нельзя исправить за короткий срок. По их мнению, еще не менее двух лет инвестиционный климат в России будет отставать  от уровня развитых стран. По нашему мнению, в целях более энергичного  стимулирования эффективности и  конкурентоспособности экономики  России за счет активизации внешнеэкономического фактора представляется целесообразным:

- перекрыть экономические каналы утечки национального дохода за пределы страны, ликвидировать "прозрачность" границ, особенно со странами СНГ. По официальным данным Госкомстата РФ, товарные поставки из России в страны СНГ осуществляются в среднем по ценам, достигающим лишь 30-40% мирового уровня; импортируются же товары в Россию из этой группы стран хотя также по более низким ценам, но уже в диапазоне 70-80% мирового уровня. Иначе говоря, "ножницы цен" раздвинуты далеко не в пользу России. Если же приплюсовать сюда фактор неплатежей, то становится еще более очевидной неэквивалентность торговли России в этом географическом секторе мирового рынка. Необходимо обеспечить эквивалентный обмен со всеми странами, исходя из цен мировых рынков;

- усилить государственный контроль вплоть до установления монополии внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за экспортно-импортными операциями всех монополий страны, включая естественные;

- расширять и углублять либерализацию экспортно-импортных операций для тех субъектов внешнеэкономической деятельности России, для которых внутри страны имеется достаточно развитая конкурентная среда.

Регулирование внешней торговли должно быть подчинено  дальнейшей интеграции России в мировую  экономику и вступлению в ВТО.

7. Банки и финансовая  система.

В кратчайшие сроки реализовать программу  реструктуризации банковской системы, считая это одной из самых актуальных задач.

- банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;

Информация о работе Оценка инвестиционного климата в российской Федерации в условиях мирового экономического кризиса