Оценка эффективности использования оборотных средств на примере ОАО "ВымпелКом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание

Для нормального функционирования предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные производственные фонды, которые участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности фирмы. Без их наличия вряд ли могло что-либо осуществляться. Хозяйственная деятельность предприятия требует достаточное количество не только основных фондов, но и оборотных средств (запасы материалов, денежные средства и др.). Существует прямая зависимость между деятельностью производственного цикла предприятий и их потребностью в оборотных средствах.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы анализа оборотных средств 6
1.1 Экономическая сущность оборотных средств 6
1.2 Функции, классификация и состав оборотных средств 8
1.3 Эффективность использования оборотных средств 13
2 Анализ оборотных средств ОАО "ВымпелКом" 17
2.1 Краткая характеристика организации 17
2.2 Анализ оборотных средств 20
2.3 Оценка эффективности использования оборотных средств 28
3 Пути повышения эффективности использования оборотных средств 33
3.1 Общие рекомендации по финансовому оздоровлению 33
3.2 Мероприятия по повышению эффективности оборотных средств 34
Заключение 43
Список использованных источников 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_оценка эффективности ипользования оборотных средств Вымплком.docx

— 107.54 Кб (Скачать документ)

 

где Д – количество дней в периоде (год – 360, квартал – 90 дней).

Подставив в  эту формулу значение показателя К0, получим формулу для расчета продолжительности кругооборота оборотных средств:

 

ОД = (Д* C0) / Т                                            (1.3)

 

Следует обратить внимание на то, что в процессе управления оборотными средствами рассматривают  длительность оборота отдельных  элементов оборотных активов.

1. Длительность  оборота товарно-материальных запасов  отражает период времени, необходимый  для превращения материальных  запасов (сырья) в готовую продукцию  и ее реализации.

 

Оз = (Д*Сз) / РПс,                                       (1.4)

 

где Д – 360 дней;

       Сз – среднее значение запасов товарно-материальных ценностей;

       РПс – себестоимость реализованной продукции.

2. Длительность  оборота дебиторской задолженности  отражает средний срок получения  платежа:

 

Одб = Сд / В,                                                   (1.5)

 

где  Сд – дебиторская задолженность;

       В –  однодневная выручка от реализации.

3. Оборачиваемость  денежных средств в днях отражает  время с момента оплаты предприятием  производственных ресурсов до  момента получения выручки от  продажи продукции, то есть  этот период времени между  платежами за сырье и рабочую  силу и погашением дебиторской  задолженности. Длительность оборота  денежных средств может быть  рассчитана следующим образом:

 

                                          Оден = Оз + Одб – Ок,                                        (1.6) 

 

где Ок – период обращения кредиторской задолженности;

       Одб - период обращения дебиторской задолженности;

       Оз – период обращения запасов.

Каждое предприятие  ставит перед собой задачу сокращения длительности оборота денежных средств, так как это ведет к увеличению прибыли и уменьшению потребности  в источниках финансирования.

Длительность  оборота денежных средств может  быть уменьшена путем:

    1. сокращения длительности оборота товарно-материальных запасов;
    2. сокращения длительности оборота дебиторской задолженности;
    3. увеличения периода обращения кредиторской задолженности.

Одним из важнейших  элементов оборотных активов  предприятия является дебиторская  задолженность. Общая сумма средств, находящаяся в составе дебиторской  задолженности, определяется двумя  факторами:

    1. объемом реализации в кредит.
    2. средним промежутком времени между отгрузкой товара и получением выручки.

Любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано за счет собственных, привлеченных или заемных источников[1, с. 73].

При отгрузке продукции запасы уменьшаются на величину затрат на реализованную продукцию. При этом дебиторская задолженность  увеличивается на сумму подлежащей получению выручки от реализации, а реализация продукции, отражаемая в отчетности, увеличивается на величину дебиторской задолженности. При оплате товара немедленно предприятие получает прибыль реально, если товар отгружен, но не оплачен при соблюдении условий договора (перехода права собственности), прибыль лишь числится на балансе, фактически ее не существует до того момента, пока оплата не будет произведена. Для контроля дебиторской задолженности и предотвращения появления безнадежных долгов предприятие классифицирует задолженность по срокам возникновения, а также изучает показатель оборачиваемости дебиторской задолженности в днях. В целях управления дебиторской задолженностью производиться анализ с точки зрения дисциплины дебиторов.

Деятельность  предприятия может привести к  ускорению оборачиваемости оборотных  средств. Под ускорением оборачиваемости  понимается сокращение длительности одного оборота. Предприятие при той  же сумме оборотных средств может  выпустить и реализовать больше продукции и, следовательно, получить больше прибыли, повысить рентабельность. Все это способствует увеличению производства и реализации продукции  при тех же ресурсах, то есть минимизации  финансовых затрат [1, с. 73].

Эффект ускорения оборачиваемости  оборотных средств отражается в  показателях их высвобождения. Различают  абсолютное    и относительное  высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение оборотных  средств происходит в том случае, когда выполнение или перевыполнение производственной программы обеспечивается при использовании меньшей суммы  оборотных средств, чем предусмотрено  планом. Относительное высвобождение  оборотных средств представляет собой разность между потребностью оборотных средствах предприятия, исчисленной исходя из плановой или  фактически достигнутой оборачиваемости  в отчетном году, и той суммой, с которой предприятие обеспечило выполнение и перевыполнение производственной программы в следующем году. 

2 Анализ оборотных средств  ОАО "Вымпелком"

 

2.1 Краткая характеристика  организации

 

Открытое акционерное  общество «Вымпел-Коммуникации» (далее  по тексту - «ВымпелКом» или «Общество», или ОАО «ВымпелКом», или «Компания») специализируется на предоставлении услуг  подвижной радиотелефонной связи.

ОАО «ВымпелКом» является одним из ведущих поставщиков  услуг подвижной  радиотелефонной  связи в России и осуществляет деятельность под общим брендом  «Билайн». «Билайн» – один из наиболее известных брендов в России.

ОАО «ВымпелКом» является основным Обществом Группы компаний «ВымпелКом» (далее по тексту «Группа ВымпелКома» или «Группа»), которая включает ОАО «ВымпелКом» совместно с его дочерними и зависимыми обществами. Эти общества работают на рынке в тесной взаимосвязи и поэтому деятельность ОАО «ВымпелКом» бывает удобно рассматривать в рамках деятельности всей Группы.

Группа компаний «ВымпелКом»  предлагает интегрированные услуги мобильной и фиксированной телефонии, международной и междугородной  связи, передачи данных, телематических услуг связи, доступа в Интернет на базе беспроводных и проводных решений, включая технологии оптоволоконного доступа, WiFi и сети третьего поколения. Среди клиентов Группы компаний «ВымпелКом» - частные лица, крупные, средние и малые предприятия, транснациональные корпорации, операторы связи. Услуги предоставляются под брендом «Билайн».

Рассмотрим технико-экономические показатели деятельности ОАО «ВымпелКом» за 2009 - 2011 годы. Данные представим в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные технико-экономические  показатели деятельности ОАО «ВымпелКом»

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2011 г. / 2009 г.

2011 г. / 2010 г.

2011 г. / 2009 г.

2011 г. / 2010 г.

Выручка от продажи продукции, тыс.руб.

200 391 195

210 128 787

261 098 257

60 707 062

50 969 470

130,29

124,26

Прибыль от продажи продукции, тыс.руб.

77 634 126

74 434 612

71 292 338

-   6 341 788

-   3 142 274

91,83

95,78

Чистая прибыль, тыс.руб.

54 402 905

28 197 203

41 220 410

- 13 182 495

13 023 207

75,77

146,19

Стоимость активов, тыс.руб.

461 377 784

358 632 836

488 207 683

26 829 899

129 574 847

105,82

136,13

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

95 763 187

121 854 100

139 521 404

43 758 217

17 667 304

145,69

114,50

Среднесписочная численность работников, чел.

16 192

29 863

32 149

15 957

2 286

198,55

107,65

Фондоотдача всех основных средств, руб./руб.

2,09

1,72

1,87

- 0,22

0,15

89,43

108,52

Производительность труда работающих, тыс.руб./чел./год

12 375,94

7 036,43

8 121,50

- 4 254,43

1 085,08

65,62

115,42

Рентабельность продаж, %

38,74

35,42

27,30

- 11,44

- 8,12

70,48

77,08

Рентабельность общая, %

27,15

13,42

15,79

- 11,36

2,37

58,15

117,65


 

Исходя из данных таблицы 2.1, выручка от продажи продукции в 2011 году составила 261 098 257 тыс. руб., что выше на 30,29 % уровня 2009 года и на 24,26 % уровня 2010 года. На рост выручки от продажи продукции оказали влияние рост поступлений от продажи продукции, арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей.

Прибыль от продажи продукции в 2011 году составила 71 292 338 тыс. руб., что на 8,17 % ниже уровня 2009 года. На снижение прибыли от продажи продукции оказали влияние следующие факторы: значительное увеличение себестоимости продукции, увеличение управленческих расходов.

Чистая прибыль в 2011 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 24,23 %, однако, по сравнению с 2010 годом, чистая прибыль выросла    на  46,19 %. На увеличение прибыли в 2011 году по сравнению с 2010 годом оказали влияние увеличение доходов от участия в других организациях и полученных процентов.

Среднегодовая стоимость основных средств в 2011 году составила 139 521 404 тыс. руб., что на 45,69 % выше уровня 2009 года. Фондоотдача основных средств снижается: с 2,09 руб./руб. в 2009 году до 1,87 руб./руб. в 2011 году. Данный факт можно определить как положительный, что говорит об увеличении загрузки основных фондов.

Среднесписочная численность работников в 2011 году составила 32 149 чел., что выше на 98,55 % уровня 2009 года. Так как темп роста выручки значительно ниже темпа роста среднесписочной численности работников в 2011 году, то производительность труда по сравнению с 2009 годом снизилась на 34,38 %. По сравнению с 2010 годом, в 2011 году наблюдается увеличение производительности труда на 15,42 %.

Рентабельность продаж снижается: с 38,74 % в 2009 году до 27,30 % в 2011 году. На снижение рентабельности продаж оказало влияние снижение прибыли от продажи продукции.

Таким образом, ОАО «ВымпелКом» имеет тенденцию к динамическому развитию, хотя некоторые показатели деятельности снижаются.

Далее проведем анализ оборотных средств.

 

 

 

 

2.2 Анализ оборотных  средств

 

Анализ состава и структуры оборотных средств ОАО «ВымпелКом» представим в таблице 2.2 и рисунке 2.1 и 2.2.

 

Таблица 2.2 –  Анализ состава и структуры оборотных средств

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Изменение структуры 2011 г. к 2009 г.

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Запасы

2 226 167

2,36

5 576 788

7,24

7 107 606

12,36

10,00

НДС по приобретенным ценностям

139 838

0,15

141 427

0,18

165 306

0,29

0,14

Дебиторская задолженность 

30 358 544

32,24

38 018 833

49,35

35 810 953

62,29

30,05

Финансовые вложения

34 192 402

36,31

22 252 242

28,89

6 625 225

11,52

- 24,78

Денежные средства и денежные эквиваленты

19 423 531

20,62

7 220 449

9,37

6 575 545

11,44

- 9,19

Прочие оборотные активы

7 837 456

8,32

3 823 198

4,96

1 206 012

2,10

- 6,22

Итого оборотные активы

94 177 938

100

77 032 937

100

57 490 647

100

-


 

Рисунок 2.1 - Структура оборотных активов ОАО "ВымпелКом" за 2009 г.

 

 

Рисунок 2.2 - Структура оборотных  активов ОАО "ВымпелКом" за 2011 г.

 

Исходя из данных таблицы 2.2 и рисунков 2.1 и 2.2, можно сказать, что в 2009 наибольшую долю в оборотных средствах ОАО «ВымпелКом» составляют финансовые вложения (36,31 %), дебиторская задолженность (32,24 %) и денежные средства и денежные эквиваленты (20,62 %). В 2011 году наибольшую долю в оборотных средствах ОАО «ВымпелКом» составляет дебиторская задолженность (62,29 %), что является отрицательным фактом и говорит об ухудшении деятельности организации.

Наибольшее влияние на снижение оборотных активов ОАО  «ВымпелКом» оказало снижение доли финансовых вложений и доли денежных средств и денежные эквиваленты.

Анализ динамики оборотных  средств в ОАО "ВымпелКом" за 2009 - 2011 годы представим в таблице 2.3 и рисунке 2.3.

 

Таблица 2.3 –  Анализ динамики оборотных средств 

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2011 г. / 2009 г.

2011 г. / 2010 г.

2011 г. / 2009 г.

2011 г. / 2010 г.

Запасы

2 226 167

5 576 788

7 107 606

4 881 439

1 530 818

319,28

127,45

НДС по приобретенным ценностям

139 838

141 427

165 306

25 468

23 879

118,21

116,88

Дебиторская задолженность 

30 358 544

38 018 833

35 810 953

5 452 409

- 2 207 880

117,96

94,19

Финансовые вложения

34 192 402

22 252 242

6 625 225

- 27 567 177

- 15 627 017

19,38

29,77

Денежные средства и денежные эквиваленты

19 423 531

7 220 449

6 575 545

- 12 847 986

- 644 904

33,85

91,07

Прочие оборотные активы

7 837 456

3 823 198

1 206 012

- 6 631 444

- 2 617 186

15,39

31,54

Итого оборотные активы

94 177 938

77 032 937

57 490 647

- 36 687 291

- 19 542 290

61,04

74,63

Информация о работе Оценка эффективности использования оборотных средств на примере ОАО "ВымпелКом"