ОЦенка эффективности производства и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – выявить факторы, влияющие на эффективность производства и качества продукции.

Исходя из развития цели, можно поставить такие задачи как:

1.Изучить понятие эффективности производства;
2.Проанализировать экономическую эффективность и выявить её показатели и методы оценки;
3.Определить проблему качества продукции, а также показать элементы государственного механизма управления качеством продукции, такие как стандарты, планирование и оценка;
4.Дать понятие сертификации продукции.

Содержание

1.Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2.Понятие эффективности производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3.Экономическая эффективность: её показатели и . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
методы оценки

4.Проблема качества продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
5.Сертификация продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
6.Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
7.Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2 курс Экономика предпрития.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)
 

  Качество  является фактором конкурентно способности предприятия и способствует рациональному использованию ресурсов. Технический уровень продукции – относительная характеристика качества продукции основанная на сопоставлении значений показателей определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями и их значениями.

  При оценке качества продукции наиболее широко применяют показатели, сгруппированные  по характеризующим свойствам:

  • по назначению – определяют свойства продукции и её основные функции, для выполнения которых она предназначена;
  • надежности – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования;
  • экономичности – техническое совершенство изделия по уровню потребляемого сырья, материалов, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию;
  • эргономичности – характеризуют удобство и комфорт потребления изделия на этапах функционального процесса;
  • эстетичности – эстетические свойства продукции;
  • технологичности – свойства продукции, обуславливающие оптимальное распределение затрат материалов, средств труда и времени на всех стадиях жизни продукции;
  • стандартизация и унификация – степень использования в продукции стандартных и унифицированных составных частей, а также уровень её унификации по сравнению с другими изделиями;
  • патентно-правовым – степень патентной защиты и патентной чистоты продукции и являются существенными при определении её конкурентоспособности;
  • экологичности – уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при производстве, эксплуатации или потреблении продукции;
  • безопасности – особенности производства, обеспечивающие безопасность работ при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировки;
  • транспортабельности – степень приспособленности продукции к транспортированию, т.е. к перемещению в пространстве, не сопровождающемуся её использованием или потреблением.
 

  Проблема  качества сложна и многогранна, и  решить её можно только при осуществлении  комплекса мероприятий, включающих: повышение роли и усиление ответственности  разработчиков за обеспечение высокого технического уровня и качества продукции; перестройку на научно-организационных основах технического контроля на предприятиях; повышение технического уровня производства; подготовку и переподготовку кадров, и развитие творческой инициативы трудящихся и т. д.

  Механизм  управления качеством продукции  заключается в следующем. В результате изучения характера и объема потребности, технических, экономических и организационных возможностей конкретного предприятия устанавливают плановые задания по качеству продукции. На этой основе начинается конструкторская и технологическая подготовка производства и изготовление продукции в необходимых количествах.

  При изготовлении постоянно или с  определенной периодичностью сравнивается информация о фактическом качестве с плановым, нормативным значением. При возникновении разницы между  ними вырабатывают и реализуют мероприятия по устранению причин, вызывающих эти отклонения, т.е. влияют на факторы и условия, обеспечивающие качество продукции.

  За  исходную характеристику качества промышленной продукции принято её свойство. Свойство продукции - это объективная её особенность, которая может проявляться при её создании, эксплуатации или потреблении (например, важным свойством материалов металлургического производства являются: химическое, физическое, механическое и другие).

  Любая продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно разделить на простые и сложные. Многообразие свойств продукции характеризуется различным их сочетанием в одном и том же виде продукции; имеют место случаи, когда наличие одних свойств практически исключает другие.

  Поскольку требования к продукции могут  быть различными в зависимости от ее назначения, то и качество одной  и той же продукции будет по-разному  оцениваться. Степень проявления каждого  свойства или нескольких свойств  продукции оценивается с помощью количественных показателей качества. 

  Стандарты

  Первый  элемент государственного механизма  управления качеством – стандарты, концентрирующие в себе накопленный опыт и новейшую научно-техническую информацию. Их созданию предшествует изучение патентов, требований рынка и данных о качестве продукции, выпускаемой разными странами и фирмами, но главное - в них включены итоги научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Поэтому стандарты можно рассматривать как зафиксированную на государственном уровне цель, которую необходимо достигнуть в производстве.

  Чтобы стандарты стимулировали прогресс, их надо регулярно пересматривать, постоянно включать в них наивысшие  на данный момент прогрессивные показатели. Однако совершенно очевидно, что при  современных темпах обновления продукции этого уже недостаточно. Вот почему в нашей стране ведется разработка государственных стандартов с перспективными требованиями на группу однородной продукции.

  В свою очередь, для того, чтобы достичь  качества продукции, регламентирующее качество материалов, сырья, комплектующих узлов и деталей, оборудования. Решению этой задачи помогают программы комплексной стандартизации, предусматривающие жесткое нормирование требований к качеству продукции смежников.

  Система показателей эффективности производства должна давать всестороннюю оценку использования всех ресурсов предприятия и содержать все общеэкономические показатели. Очень важно, чтобы расчеты эффективности производства велись непрерывно: на стадиях проекта плана, утверждения плана, по мере его выполнения. 
 

  Планирование

  Второй  элемент механизма управления качеством - планирование, которое в последние годы осуществляется в виде программ “Качество”. В этих программах планируется комплекс работ по достижению качества, обеспечивается взаимодействие всех участников процесса создания продукции. Разработчики этих программ ориентированы на необходимость охвата программными мероприятиями всех фактов, влияющих на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции. 

  Оценка

  Третий  элемент государственного механизма  управления качеством продукции - оценка качества продукции методами контроля, испытаний и сертификации. В новых условиях хозяйственная роль этих методов управления качеством возрастает, поскольку лишь при достоверности и объективной оценке может правильно действовать сам экономический механизм. 

  Высокое качество продукции должно быть заложено в каждый проект и каждый процесс. Стадия исследования и проектирования имеет решающее значение, так как  именно в этот момент определяются главные свойства и параметры  будущей продукции. Принятые конструкторские и технологические решения определяют характер технологической подготовки производства продукции.

  Современные металлургические и машиностроительные предприятия не могут достигнуть требуемого уровня качества продукции, высоких технико-экономических показателей и их повышения без четко организованного и постоянно совершенствуемого контроля качества продукции. Возросшие требования к металлопродукции со строго регламентированным составом и заданными физическими свойствами вызывают необходимость повышения точности определения и регулирования её химического состава, содержания вредных примесей и неметаллических включений, тщательного контроля химических и физико-механических свойств.

  До  сих пор основной целью функционирования системы управления качеством в нашей стране было, как правило, выполнение задания по увеличению выпуска продукции с государственным Знаком качества. В условиях свободного рынка цель совершенно другая: нужно, например, заработать определенную сумму в валюте. Для её достижения проводятся маркетинговые исследования, в результате которых устанавливается, что на таком-то рынке можно продать такую-то продукцию по такой-то цене. Но для этого она должна обладать такими-то свойствами и поступить на рынок не позднее такого-то срока. Следовательно, исходя из поставленной экономической цели, формулируется цель предприятия в области качества продукции. Для достижения последней и строится соответствующая система качества, способная обеспечить к определенному сроку создание нужной продукции и отладку её стабильного производства.

  По  всеобщему признанию, 90-е годы - решающее десятилетие в области обеспечения  качества продукции. Поэтому сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот  факт, что из многих рекомендуемых  средств достижения качества продукции первым следует считать подготовку кадров. Пути обеспечения качества нужно искать в социальной психологии рабочих групп и производственных коллективов. Никакие воздействия извне - тотальный контроль, ужесточение наказаний за брак и т.п. не способны обеспечить высокое качество. 

  Итак, всё сходиться  в одном - качество продукции имеет  важнейшее значение для ускорения  экономического, социального  и научно-технического прогресса и его  надо постоянно улучшать. Продукция по своему качеству должна соответствовать требованиям потребителя, которые постоянно изменяются. Следовательно, нельзя остановиться на достигнутом уровне качества. Необходимо непрерывно совершенствовать методы и средства изготовления продукции.

 

   

  1. СЕРТИФИКАЦИЯ  ПРОДУКЦИИ
 
 

  Сертификация – это действие третьей стороны (орган по сертификации), проводимое для подтверждения соответствия изделия или услуги определенным стандартам7. Сертификация третьей стороной называется системой сертификации и реализуется в виде системы органов, формально не относящихся ни к изготовителю, ни к потребителю продукции и включающих в себя официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации.

  В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами – изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями. Последними, в частности, могут быть государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, деятельность органов технического и санитарного надзора за безопасностью, ведомственный контроль и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д.).

  Сертификация  осуществляется в целях:

  • создания условий для деятельности предприятий в научно-техническом сотрудничестве и мировой торговле;
  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителя от недобросовестного изготовителя;
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
  • подтверждения показателей качества продукции, заявленных производителем.

  Сертификат  соответствия – документ, выдаваемый в соответствии с правилами сертификации, указывающий, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

  Законодательством Российской Федерации введена обязательная и добровольная сертификация. Обязательная сертификация проводится как для отечественной, так и для импортной продукции, а добровольная – по инициативе изготовителя, продавца или потребителя продукции. Следовательно, сертификация является гарантией потребителю в том, что продукция (товар) соответствует стандарту или определенным требованиям.

  Система сертификации предусматривает следующее  распределение ответственности  между участниками сертификации:

  • изготовитель несет ответственность за соответствие продукции требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации, и за правильность использования знака соответствия;
  • продавец несет ответственность за наличие сертификата и знака соответствия у реализуемой им продукции, подлежащей обязательной сертификации;
  • испытательная лаборатория несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов, а также достоверность и объективность их результатов;
  • орган сертификации несет ответственность за правильность выдачи сертификата соответствия и подтверждения его действия.

  При выдаче сертификата (срок действия не более трёх лет) на изделие или  партию продукции орган по сертификации или (по его поручению) изготовитель маркирует изделие и упаковку, тару и сопроводительную документацию знаком соответствия.

  Законом «О защите прав потребителей» определено, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации утверждаются Правительством Российской Федерации. Не допускается продажа товаров (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие данного закона.

Информация о работе ОЦенка эффективности производства и качества продукции