Оценка экономической эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:01, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа преследует цель исследования данных, определяющих жизненно важные стороны деятельности предприятия, от которых зависят как средне- , так и долгосрочные перспективы развития. Анализ проводится по данным бухгалтерской отчетности ООО ФМ "Курский трикотаж".
В рамках темы исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить значение, задачи и источники системного подхода к экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия.
2. Дать краткую характеристику предприятия.
3. Проанализировать показатели, характеризующие экономическую эффективность деятельности предприятия.
4. Оценить перспективы экономического роста предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Системный подход к экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия 5

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 11

3. Анализ показателей, характеризующих экономическую эффективность деятельности предприятия 20

4. Оценка перспектив экономического роста предприятия 28

Заключение 35
Литература 37

Работа состоит из  1 файл

оценка экономической эффективности деятельности предприятия.doc

— 473.50 Кб (Скачать документ)

       Технологические этапы экономического анализа, его  методический инструментарий.

       Под методикой понимается совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналитической работы.

       При выполнении анализа выделяются следующие  этапы:

  • на первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;
  • на втором этапе разра6атываетеясистема синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;
  • на третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.);
  • на четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;
  • на пятом этапе изучаются факторы, определяется их влияние на результаты деятельности предприятия;
  • на шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;
  • на седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

       Формирование  рыночных отношений, разгосударствление, приватизация, переход к многообразию форм собственности требуют развития теории и практики анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов управления экономикой и функций менеджмента.

       Анализ  на микроуровне наполняется новым конкретным содержанием и связан с повседневной производственной, торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров, руководителей, владельцев-собственников. Он должен не только давать объективную и глубокую оценку результатам хозяйствования, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы (особенно прогнозные) экономического и социального развития, повышения эффективности использования хозяйственного потенциала, помогать обоснованно разрабатывать и успешно выполнять планы, бизнес-планы, прогнозы, стратегические и тактические управленческие решения.

       В период перехода к рыночной экономике требуются новые подходы к финансовому анализу, которые позволяют дать обобщенную и глубокую оценку «экономического здоровья», прибыльности, эффективности деятельности предприятия, текущей и долгосрочной платежеспособности. Для этого должны быть разработаны методики многовариантного диагностического анализа экономического состояния предприятия, соединяющие в единое целое ретроспективное и перспективное исследование его производственно-коммерческой, финансово-хозяйственной и другой деятельности.

       Многовариантный диагностический анализ рекомендуется проводить за длительный период (пять—десять лет). Он позволяет установить, в каком направлении развивается экономика предприятия, выявить проблемы экономического и социального развития, перспективные пути их решения, разработать альтернативные варианты управленческих, решений и оценить их возможные последствия. Мировая наука и практика менеджмента накопили значительный опыт анализа состояния предприятий и их ассоциаций в условиях рыночных отношений. Результаты анализа экономического состояния предприятия помогают заинтересованным юридическим и физическим лицам принимать обоснованные управленческие решения, учитывать потенциальные возможности и резервы оптимизации активов, роста собственного капитала, повышения эффективности использования экономического потенциала на предстоящие годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Организационно-экономическая  характеристика ООО ФМ "Курский трикотаж"
 

       ООО Фирменный магазин  "Курский  трикотаж"  является обществом  с ограниченной ответственностью, учрежденным  в соответствии с действующим законодательством и Федеральным законом №14 от 1.08.98 "Об обществах с ограниченной ответственностью" и зарегистрированное в 1992 году Администрацией заводского района г. Орла на основе правопреемства от ТОО ТКФ "Курский трикотаж".

       Общество  обладает обособленным имуществом, имеет  самостоятельный баланс, расчётный  счёт в ОАО СБ РФ Орловском банке, круглую печать со своим наименованием, штамп и иные реквизиты. ООО ФМ "Курский трикотаж" действует  на принципах хозяйственного расчёта, самоокупаемости и самофинансирования.

       Учредителями  ООО ФМ "Курский трикотаж" являются физические лица в количестве 22 человек  и ЗАО "Сейм" г. Курск. Уставный капитал предприятия составляет 16225 деноминированных рублей и распределён между учредителями в соответствии с их долями: физические лица – 20%, ЗАО "Сейм" – 80 %.

       Организационную структуру предприятия можно  представить в виде следующей  схемы: 

         

         

         

       Рисунок 1. Организационная структура предприятия

       Директор  осуществляет общее управление предприятием, заключает договора с поставщиками, контактирует с учредителями, осуществляет контроль над исполнением принятых собранием учредителей решений, контролирует маркетинговую и финансовую политику предприятия.

       Главный бухгалтер отвечает за ведение бухгалтерского и налогового учета, вместе с директором формирует учетную политику.

       Товаровед занимается формированием товарного  ассортимента предприятия, непосредственно  занимается маркетингом, налаживает контакты с партнерами. В связи с сокращением штатов в отчетном году товаровед совмещал свои основные обязанности с обязанностями продавца.

       Общество  приобрело права юридического лица с момента государственной регистрации. Общество обладает  обособленным имуществом,  может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, быть истцом в суде, в том числе арбитражном и третейском.

       Юридический адрес ООО "Курский трикотаж":  г. Орел, пл. Карла  Маркса, 1/3.

       ООО ФМ «Курский трикотаж» несет ответственность  по своим обязательствам всем своим имуществом. Участники общества отвечают по обязательствам общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

       Основная  сфера деятельности ООО ФМ “Курский трикотаж” – реализация трикотажных  изделий.

       В Уставе определяются следующие виды деятельности общества с ограниченной ответственностью "Курский трикотаж":

  1. реализация промышленных и продовольственных товаров;
  2. оказание сервисных услуг населению;
  3. участие в организации и проведении торгов, выставок, аукционов;
  4. создание совместных предприятий;
  5. иная деятельность, не запрещенная законодательством РФ.

       Основная  часть реализуемого ассортимента ООО  ФМ “Курский трикотаж” представлена взрослым трикотажем, детским трикотажем, бельем и прочим трикотажем.

       ООО ФМ “Курский трикотаж” согласно Уставу самостоятельно определяет формы управления обществом, оплаты труда и распределение прибыли.

       Основным  видом деятельности общества служит торговля непродовольственными товарами (трикотажными изделиями для взрослых и детей, предметами быта) за наличный расчёт населению, то есть розничная торговля. Юридическим лицам реализуется товар оптом по безналичному расчёту.

       Высшим  органом управления ООО «Курский трикотаж» является собрание его  участников, которое проводится не реже одного раза в год.  К исключительной компетенции общего собрания участников относится: изменение устава общества, изменение размера уставного капитала; утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, распределение прибыли и убытков; решение о реформации общества  и его ликвидации; избрание ревизионной комиссии общества.

       ООО ФМ "Курский трикотаж" осуществляет торговлю непродовольственными товарами поэтому, в процессе анализа основных финансово-экономических показателей, был использован индекс  цен непродовольственных товаров, составивший за 2004 год 1,117.

       Рассмотрим  основные показатели деятельности предприятия  в 2004 году и сравним их с данными 2003 года (Приложение Б). Расчет оформим  в таблице 1.

       Используя данные таблицы 1 можно сделать вывод  о том, что в 2004 году товарооборот в сопоставимых ценах снизился по сравнению с 2003 годом на 3416,7 тыс. руб. Темп его роста составил 24,06%, то есть объем реализации снизился  более чем в четыре раза.

       Выручка-нетто  в 2004 году составила 918,0 тыс. руб., или 24,49% от прошлогоднего объема.

       Себестоимость проданных товаров в отчетном году также уменьшилась и составила 443,7 тыс. руб., что на 1634,6 тыс. руб. меньше, чем в предшествующем году.

Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за 2003-2004 годы

       
Показатель Ед. изм. 2003 год 2004 год
В факт. ценах В сопост. ценах Отклонение (+,-) Темп  роста, %
В факт. ценах В сопост. ценах В факт. ценах В сопост. ценах
1. Товарооборот 

(валовая выручка)

тыс. руб. 4498,9 1210,0 1082,2 -3280,0 -3416,7 26,89 24,06
2. Индекс  цен Ед. 1,117 1,117 - - - - -
3. Выручка-нетто 

от реализации товаров, продукции, работ, услуг

тыс. руб. 3749,1 1025,4 918,0 -2723,7 -2831,1 27,35 24,49
4. Себестоимость проданных товаров,  продукции, работ, услуг тыс. руб. 2078,3 495,6 443,7 -1582,7 -1634,6 23,84 21,35
5. Валовая прибыль

-уровень валовой 

прибыли

тыс. руб. 

%

1670,8 

37,14

529,8 

43,79

474,3 

43,79

-1141,0 

6,65

-1196,5 

6,65

31,71 

117,91

28,39 

117,91

6. Издержки 

обращения

-уровень издержек 

тыс. руб. 

%

1164,6 

25,89

700,0 

57,86

626,7 

57,86

-464,6 

31,97

-537,9 

31,97

60,11 

223,48

53,81 

223,48

7. Прибыль  от реализации (убыток) 

-уровень прибыли

тыс. руб. 

%

506,2 
 

11,25

-170,2 
 

-

-152,4 
 

-

-676,4 
 

-

-658,6 
 

-

- 
 

-

- 
 

-

8. Сальдо  от 

прочих доходов  и расходов

тыс. руб. -38,9 -14,7 -13,1 24,2 25,8 37,68 33,72
9. Прибыль  (убыток) от финансово-хозяйственной 

деятельности

тыс. руб. 467,3 -184,9 -165,5 -652,2 -632,8 - -
10. Сальдо  по внереализационным доходам  и расходам тыс. руб. 107,2 370,2 331,4 263,0 224,2 345,41 309,23
11. Прибыль  до 

налогообложения

-уровень 

рентабельности

тыс. руб. 

%

574,5 
 

12,77

185,3 
 

15,32

165,9 
 

15,32

-389,2 
 

2,55

-408,5 
 

2,55

32,26 
 

119,97

28,88 
 

119,97

12. Налог  на 

прибыль

тыс. тыс. руб. 231,5 120,1 107,5 -111,4 -124,0 51,87 46,44
13. Чистая прибыль

-уровень чистой 

прибыли

 тыс. руб. 

%

343,0 

7,62

65,3 

5,39

58,4 

5,39

-277,7 

-2,23

-284,6 

-2,23

19,03 

70,73

17,04 

70,73

 

       Валовая прибыль снизилась до 474,3 тыс. руб. в 2004 году, что составила 28,39% от аналогичного показателя прошлого года. Доля же валовой прибыли в товарообороте возросла на 6,65%, до 43,79%.

       Сумма издержек обращения уменьшилась  на 537,9 тыс. руб., составив в отчетном году 626,7 тыс. руб. Уровень издержек обращения вырос на 31,97%, достигнув 57,86%.

       Убыток от реализации составил в отчетном году 152,4 тыс. руб., тогда как в 2003 году была прибыль в размере 506,2 тыс. руб. Отсюда следует, что редукция по данному показателю составила 658,6 тыс. руб.

       Сальдо  от прочих доходов и расходов как  в 2003, так и в 2004 году было отрицательным, но в отчетном году убыток по данной строке уменьшился на 25,8 тыс. руб. и составил 33,72% прошлогоднего, что в абсолютном выражении составило 13,1 тыс. руб.

       Несмотря  на это, в 2004 году убыток от финансово-хозяйственной  деятельности составил 165,5 тыс. руб., уменьшившись по сравнению с прибылью 2003 года на 632,8 тыс. руб.

       Сумма сальдо по внереализационным операциям  составила в 2004 году 331,4 тыс. руб., что  на 309,23% больше, чем в прошлом году. Такой внушительный прирост объясняется тем, что в отчетном году фирма сдавала большую часть торговой площади в аренду.

       Прибыль до налогообложения в отчетном году равнялась 165,9 тыс. руб., или 28,88% от уровня прошлого года. При этом уровень  данного показателя в товарообороте  вырос до 15,32%, темп роста составил 119,97%.

       Налог на прибыль снизился практически  вдвое, до 107,5 тыс. руб., составив 44,46% прошлогоднего  уровня.

       В итоге чистая прибыль достигла всего 58,4 тыс. руб., на 284,6 тыс. руб. меньше, чем  в прошлом году. Уровень чистой прибыли составил 5,39%, на 2,23% меньше, чем в прошлом году.

       В целом подобная картина объясняется  тем, что в 2004 году большая часть  площади предприятия сдавалась  в аренду. В связи с этим практически  в четыре раза снизился товарооборот, прибыль и другие показатели, оставив неизменными издержки. В текущем году предприятие отказалось от данной политики  и вернулось к осуществлению торговой деятельности в полном объеме.

       Эффективность использования ресурсов предприятием рассмотрим в таблице 2 (Приложения А, Б, В, Г, Е).

Таблица 2. Показатели  эффективности  использования  ресурсов  предприятия  за  2003-2004 гг.

Информация о работе Оценка экономической эффективности деятельности предприятия