Оценка экономической эффективности затрат в природоохранные мероприятия на предприятии ОАО «Уралтранснефтепродукт» ЛПДС «Салават»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 04:16, курсовая работа

Описание

В данной курсовой речь пойдет о природоохранных мероприятиях и затрат по ним, которые необходимы осуществлять всем хозяйствующим субъектам в целях минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду. В качестве примера используются данные ОАО «Уралтранснефтепродукт» ЛПДС «Салават».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..….4
Проблемы охраны природы и основные направления их решения…………………6
Методические основы оценки экономической эффективности природоохранных затрат на народнохозяйственном и хозрасчетном уровнях предприятия…………..9
Оценка экономической эффективности затрат в природоохранные мероприятия на предприятии ОАО «Уралтранснефтепродукт»……………………………………...19
Направления совершенствования природоохранной деятельности на предприятиях …………………………………………………………………………27
Заключение …………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы ………………………………………………..33

Работа состоит из  1 файл

КР Экономика предприятия 5 тема Маков.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

В настоящее время в мире используется ряд возможных методов и подходов к преодолению «дискриминации дисконтирования» по отношению к экологическим проектам. Важное значение имеет получение как можно более полной экономической оценки ценности природных благ и услуг (см. выше), что существенно влияет на показатели затрат и выгод. Большую роль может играть тщательный учет будущих экологических рисков и неопределенности, что снизит привлекательность проекта с неясными экологическими последствиями. В некоторых странах государство задает более низкие — по сравнению с частным сектором и среднемировыми — ставки дисконта. Например, в Великобритании министерством финансов установлена требуемая норма прибыли в размере 6% для государственных инвестиций, а в США по природоохранным проектам применяются нормы дисконта от 2% до 10%.

Возможным подходом для определения  эффективности инвестиций и выгодности проекта/программы в охране окружающей среды может служить отечественная  методика приведенных затрат. В определенной степени ее аналогом в развитых странах является подход затраты-эффективность. В этих подходах не ставится задача определить эффект, выгоды, эколого-экономический ущерб и т.д. от реализации мероприятия для последующего сопоставления с затратами. Главное — найти такой вариант развития, который бы минимизировал затраты для достижения заранее поставленной цели. То есть важны только цель и требуемые для ее достижения затраты. Такие методы удобны в случаях, когда определить или идентифицировать экономические выгоды/эффекты от реализации проекта сложно, однако цель проекта важна для общества. Это относится в первую очередь к экологическим и социальным проектам. В соответствии с методикой приведенных затрат среди нескольких проектов выбирается проект, удовлетворяющий следующему условию:

C + rKmin,                                                                                                      (3.9)

где C — текущие годовые затраты;

K — капитальные вложения;

r — коэффициент дисконтирования.

Интересен анализ экономической эффективности инвестиций в природно-продуктовую вертикаль с позиций достижения конечных результатов. Предположим, что необходимо принять некий проект/программу, где предусмотрено использование природных ресурсов для получения определенного результата/эффекта в виде конечной продукции, т.е. речь идет о всей природно-продуктовой вертикали. Предусмотренное получение заданного результата придает анализу сходство с методом затраты-эффективность. Для нахождения оптимального варианта вложения средств ставится цель — увеличение конечного потребления, а затем уже проводится анализ, на какой стадии единого процесса использования природных ресурсов, производства продукции и доведения ее до потребителя эффективнее вкладывать капитальные вложения с точки зрения минимизации затрат. В общем виде возможную формулу определения экономической эффективности инвестиций в природно-продуктовую вертикаль (использование природно-продуктовых ресурсов) (Эn) можно представить как отношение прироста конечной продукции (DV) к сумме капитальных вложений, инвестируемых в этот прирост на отдельных стадиях природно-продуктовой вертикали (Кi). В данной формуле имеет место инвестирование нарастающим итогом, вплоть до конечной стадии природно-сырье-продуктового процесса:

Эn =  .                                             (3.10)

Из формулы (3.10) видно, что необходимо так распределить инвестиции по n этапам природно-продуктовой вертикали, чтобы получить запланированный результат DV  при минимальных затратах. Чем меньше последние, тем выше эффективность (Эn).

В условиях огромной природоемкости экономики, существования значительных потерь различных видов ресурсов, сырья, продукции важнейшим принципом  современной политики инвестиций в экономику должен стать принцип «инвестирования в максимальной близости от стадии потребления». Затраты на начальных природных стадиях неизбежно влекут за собой необходимость соответствующих инвестиций на всех последующих этапах природно-продуктовой вертикали. Так, вложения в добычу нефти требуют затрат в строительство (или увеличение пропускной способности) нефтепроводов и пр. Дополнительное вовлечение земель в сельское хозяйство и их обработка предполагают строительство новых дорог и т.д. Этого можно избежать при инвестициях, например, в энергосбережение в коммунальном хозяйстве или в строительство хранилищ для сельскохозяйственной продукции в местах ее потребления.

Вложение средств на стадиях, близких к потреблению, фактически «отсекает» или минимизирует затраты на начальных этапах. То есть необходимо как можно меньше «влезать» в природную сферу и стараться получить эффект на стадиях обработки, переработки природного вещества, его движения к потребителю. Этого можно достичь за счет комплексного и эффективного использования первичного природного сырья. Тем самым достигается и минимизация показателя природоемкости, когда на основе использования определенного количества природного ресурса получается максимум конечной продукции.

Такой комплексный инвестиционный подход к экономическому развитию позволит гораздо быстрее и со значительно меньшими затратами увеличить потребление многих видов продукции.

 

  1. Оценка экономической эффективности затрат в природоохранные мероприятия на предприятии ОАО «Уралтранснефтепродукт».

Перечень природоохранных  мероприятий на ЛПДС «Салават» ОАО «Уралтранснефтепродукт»:

- Охрана и рациональное использование водных ресурсов (Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки; Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод и переработкой жидких отходов и кубовых остатков; Реконструкция или ликвидация накопителей отходов);

- Охрана воздушного  бассейна (Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций регулировки двигателей автомобилей, с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливу; Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу; Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры, при переводе на сжигание топлива других видов или улучшение режимов сжигания топлива);

-  Экологическое просвещение, подготовка кадров.

Технические характеристики объектов природоохранного назначения «Салават» ОАО «Уралтранснефтепродукт»:

Предприятие ОАО «Уралтранснефтепродукт»  ЛПДС «Салават» занимается приемом  нефтепродукта от НПЗ и дальнейшей транспортировкой, обслуживанием и эксплуатацией линейной части МНПП.

Из вспомогательных  участков в атмосферу выделяют загрязняющие вещества:  транспортный участок  и теплопункт.

Краткая характеристика работы вспомогательных производств  ОАО «Уралтранснефтепродукт»  ЛПДС «Салават»:

- Теплопункт:

Предназначена для выработки  пара на нужды предприятия и тепла  для производственных помещений. В  процессе сгорания топлива образуются оксиды азота и углерода. Оксид  азота в атмосферном воздухе  превращается в диоксид азота, степень превращения принята равной 100%.

- Транспортный участок:

В транспортном участке отсутствуют условия, при которых возможны аварийные или залповые выбросы.

Контроль за нормативами  ПДВ осуществляется на предприятии  непосредственно, на источниках выбросов. Контроль проводится силами лаборатории предприятия при помощи газоанализаторов. Лаборатория обеспечена необходимым штатом, помещением, оборудованием.

К числу наиболее важных задач, для решения которых необходима количественная оценка экономического ущерба, относится обоснование экономически эффективных направлений охраны окружающей природной среды, т.е. обоснование затрат на природоохранные мероприятия по очистке воздушного бассейна, воды или земельных ресурсов. При весьма сложном и дорогостоящем оборудовании затраты на очистку воды выше затрат на очистку воздуха, хотя ущерб от загрязнения воздуха не меньше, чем от загрязнения воды. Поэтому не случайно, затраты на защиту атмосферы в масштабе страны составляют около 10 - 15%, водного бассейна – 75 -  80% всех расходов на охрану окружающей среды, остальная часть приходится на защиту от твердых отходов.

Временная типовая методика определения экономической эффективности  затрат на мероприятия по охране окружающей среды исходит из основных принципиальных положений Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений и развивает их применительно к вопросам охраны окружающей среды. Это связано с тем, что оценка экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия имеет особенности, которые проявляются в различиях эффекта, достигаемого в результате вложения средств, в видах учитываемых эффектов и методах их определения.

Во-первых, если капитальные  вложения в производство обеспечивают прирост прибыли, то эффект от затрат на охрану окружающей среды выражается в основном в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения.

Во-вторых, региональный характер эффекта природоохранных  мероприятий проявляется не только и не столько на предприятиях и в отрасли, где проводятся эти мероприятия, а на всей территории, на которую распространяется их действие. Поэтому для того чтобы определить эффект природоохранных мероприятий, необходимо установить не только затраты этого предприятия или отрасли, но и изменение затрат у предприятий, использующих нарушенные природные ресурсы.

В-третьих, большая доля социальных результатов природоохранной  деятельности — улучшение условий  труда и отдыха населения, снижение заболеваемости и т. п. — трудно поддается стоимостной оценке.

В соответствии с методикой  различают первичный эффект и  конечный комплексный социально-экономический  эффект от мероприятий по охране окружающей среды.

Первичный эффект заключается  в снижении загрязнения окружающей среды и улучшении ее состояния, а конечный социально-экономический эффект — в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и национального богатства. При этом экономические результаты проявляются как прирост чистой продукции или как экономия затрат в непроиз­водственной сфере и снижение затрат из личных средств населения. Социальный эффект проявляется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда и отдыха, сохранении природных ресурсов и т. п. Он сопровождается экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда. Экономические результаты могут суммироваться с экономическими показателями социального эффекта и фигурировать в качестве экономического эффекта.

В соответствии с Временной  типовой методикой определения  экономической эффективности природоохранных  мероприятий и оценки ущерба, наносимого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с народнохозяйственным экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Этот результат выражается величиной ликвидированного (или предотвращенного) экономического ущерба от нарушения или потерь ресурса.

Затраты на природоохранные  мероприятия подразделяются на текущие  затраты и затраты капитального характера.

К текущим затратам относятся:

·   платежи за загрязнение  окружающей природной среды и  другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм);

·  платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования;

· затраты по оплате услуг  сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориального комитета по охране природы;

· текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения;

·   расходы по захоронению экологически опасных отходов;

·  расходы по оплате услуг сторонних организаций  за прием, хранение и уничтожение  экологически опасных отходов;

·    расходы на очистку сточных вод;

·    другие виды текущих природоохранных затрат.

Рассмотрим порядок  отражения в учете текущих  природоохранных затрат.

За загрязнение окружающей природной среды устанавливаются  два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы  устанавливаются с учетом степени  опасности загрязнения для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов  рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

В случае отсутствия у  природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно  допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Плата за нормативные  и сверхнормативные выбросы и  сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 10 % — в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды; 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Информация о работе Оценка экономической эффективности затрат в природоохранные мероприятия на предприятии ОАО «Уралтранснефтепродукт» ЛПДС «Салават»