Оценка уровня развития малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

Темой курсовой работы является оценка уровня развития малого бизнеса в России. На мой взгляд, эта тема очень актуальна в наше время. Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Одним из важнейших направлений экономики, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. История развития малого бизнеса в России…………………………........4
2 . Основные понятия, законы и нормативные акты малого бизнеса…........7
3. Анализ малого бизнеса в регионах…………………………………….....12
4. Современные проблемы развития малого бизнеса и пути их решения………………...……………………….......................................20
Заключение……………………………………………………………….......29
Список используемой литературы…………………………………...….....32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Торицына new.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования РФ

Рязанский государственный радиотехнический университет

Кафедра ЭМОП 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Оценка уровня развития малого бизнеса в РФ» 
 
 
 
 

                    Выполнил: ст.гр. П-000

                    Воронин П.А.

                    Проверила:

                    Торицына  Т.А. 
                     
                     

Рязань, 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1.  История развития малого бизнеса в России…………………………........4

2 . Основные понятия, законы и нормативные акты малого бизнеса…........7

3. Анализ малого бизнеса в регионах…………………………………….....12

4. Современные проблемы развития малого бизнеса и пути их решения………………...……………………….......................................20

Заключение……………………………………………………………….......29

Список  используемой литературы…………………………………...….....32 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Темой курсовой работы является оценка уровня развития малого бизнеса в России. На мой взгляд, эта тема очень актуальна в наше время. Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Одним из важнейших направлений экономики, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

       Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность  делает малый бизнес необходимым  в современном обществе.

       Многими, как иностранными, так и отечественными экономистами обоснована необходимость  изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д. Основная цель данной работы состоит в том, чтобы выявить проблемы, стоящие перед малым бизнесом, и найти пути для их решения.

 

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РОССИИ
 

       Малый бизнес в России, официально стал развиваться в конце 80-х - начале 90-х годов.

       В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря  его способности изобретать новые  товары и создавать новые рабочие  места. Вследствие этого в последние  годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.1,2

         Для первого этапа (1985 -1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

         Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого  бизнеса расширяется, количество  людей, принимающих в нём участие,  увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

       Третий  этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием  законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так  называемой малой приватизации. Она  создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

       Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

         Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой  широкомасштабной приватизации  и развития всех видов предпринимательства,  появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

         Тем на менее заложенные основы  рыночных отношений, сформировавшиеся  капиталы, их способность к инвестиционной  деятельности дают возможность предположить, что шестой этап (с 1995 г.-2001) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

       Седьмой этап развития малого (2001-2009 годы) является самым продуктивным за всю историю развития малого бизнеса. Начинают появляться программы поддержки этого вида предпринимательства. Правительство представляет новые законы и нормативные акты, которые не позволяют зачахнуть столь важному элементу экономической системы. 3,4

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

       Малый бизнес (или малое предпринимательство) — сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

       В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ», субъекты РФ в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства.

       Под субъектами малого предпринимательства ( предприятиями), которые представляют малый бизнес в России - понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней ( малый бизнес в России ):

      • в промышленности - 100 человек;
      • в строительстве - 100 человек;
      • на транспорте - 100 человек;
      • в сельском хозяйстве - 60 человек;
      • в научно - технической сфере - 60 человек;
      • в оптовой торговле - 50 человек;
      • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
      • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

       Малый бизнес в России, осуществляющий несколько видов деятельности (многопрофильные), относится к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае если предприятие, представляющее малый бизнес в России, превышает установленную численность, такое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, для предприятий, представляющих малый бизнес в России на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

       Законом6 установлено, что предприятие, представляющее малый бизнес в России с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

       У малого и среднего бизнеса есть своя организация — «Опора России».

       Деятельность  субъектов малого и среднего бизнеса  в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором  указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

       К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

       23 сентября 2009 года на заседании форума «Опоры России» премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России

    1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).
    2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет.
    3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
    4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
    5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
    6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
    7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
    8. Пакет госпомощи малому и среднему бизнесу в 2010 г. — 13 млрд руб.

       Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования)7

Информация о работе Оценка уровня развития малого бизнеса в РФ