Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа
Темой курсовой работы является оценка уровня развития малого бизнеса в России. На мой взгляд, эта тема очень актуальна в наше время. Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Одним из важнейших направлений экономики, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Введение……………………………………………………………………….3
1. История развития малого бизнеса в России…………………………........4
2 . Основные понятия, законы и нормативные акты малого бизнеса…........7
3. Анализ малого бизнеса в регионах…………………………………….....12
4. Современные проблемы развития малого бизнеса и пути их решения………………...……………………….......................................20
Заключение……………………………………………………………….......29
Список используемой литературы…………………………………...….....32
ООО «Стандарт» - в номинации «За благотворительность».
ЗАО «Ваши окна» - в номинации «За социальную ответственность».
ООО НПФ «Спаркс» - в номинации «За участие в общественно-политической и культурной жизни города».
ЗАО «ВАРАН» - в номинации «Лучший руководитель».
ООО «Мостком» - в номинации «За применение инновационных технологий».
ИП Прохоренкова Елена Викторовна - в номинации «За заботу об окружающей среде».
ООО «ГЕО ТУР» - в номинации «Успешный старт».
ООО «Добродей» - в номинации «Дебют года».
Победители
конкурса «ЛУЧШИЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ (МАЛОЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ) ГОРОДА
РЯЗАНИ - 2009» активно проявляют себя
в самых разных сферах жизнедеятельности
города, способствуя пополнению доходной
части городского бюджета, созданию новых
рабочих мест, обеспечению жителей необходимыми
товарами и услугами.
Для того чтобы развивать малые предприятия, должны быть созданы специальные условия, в которых они могли бы пользоваться, например, заемными средствами и гарантировать их возврат или иметь дополнительные отсрочки по выплатам, или наименьшую налоговую ставку и так далее. Правительство РФ начало развивать программы поддержки малого бизнеса еще в 1997 году, с тех пор многое изменилось, есть и положительные моменты. Таким предприятиям оказываются специальные услуги и защита со стороны государства. В-основном, это обучение руководителей и персонала малого бизнеса; услуги по юридическим, налоговым, бухгалтерским консультациям и рекламе; особые условия кредитования и лизинга и другие. Но работы по усовершенствованию аппарата поддержки еще много.
Согласно статистике количество малых предприятий растет с каждым годом.
Сами представители малого бизнеса подчеркивают важность информационной поддержки, разъяснительной и пропагандистской работы государственных органов. Наиболее нужной они считают маркетинговую, коммерческую, рыночную информацию. Внешняя среда предприятий стремительно изменяется с каждым годом, растут конкурентная борьба и, чтобы выжить небольшой фирме, ей приходиться больше узнавать о своих потребителях, иметь информацию о тенденциях и направлениях движений рынка, о возможностях развития и финансирования. Например, за последние пять лет резко вырос спрос на маркетинговые исследования, а они стоят отнюдь не дешево, и получается, что компания с большими средствами может завладеть этой информацией и использовать ее во благо, а маленькая – не имеет такой возможности. В таких условиях поражение на рынке неизбежно.
Также очень важной в деятельности любого предприятия является знание законов и нормативных актов, касающихся малого бизнеса. Очень многие фирмы данного сегмента не имеют в штате юриста, и разобраться во всем многообразии документов подчас не под силу руководителю компании. Поэтому назрела необходимость создания общего средства массовой информации, касающегося данного вида бизнеса. При всем многообразии каналов коммуникации, специалисты склоняются к организации Всероссийского интернет-портала по малому предпринимательству. Интернет давно является мощным инструментом работы и продвижения предприятий малого бизнеса. Это система, дающая массу возможностей и ходов, от работы с электронной почтой до организации систем поставок и продаж продукции и другой работы с заказчиками. Интернет открыл для компаний возможности поиска информации о потенциальных клиентах и донесения данных до них о продукте и услугах фирм.
Финансовый вопрос
Без финансовых средств невозможно дальнейшее развитие компании. Источником таких ресурсов в сегменте малых предприятий являются личные деньги владельца бизнеса или же полученная прибыль. Уверенный же рост фирмы возможен только при наличии долгосрочных и краткосрочных финансовых потоков. Привлечение нужного объема средств невозможно без государственных программ и развития кредитных и финансовых институтов в стране.
Среди банков распространено мнение о больших рисках при кредитовании предприятий малого бизнеса, но, как показывает практический опыт, это далеко не так. При качественной организации работы кредитного отдела займы данному сегменту несут сравнительно меньше рисков, чем крупным компаниям. Хотя в настоящий момент многие компании малого бизнеса не имеют доступа к кредитам. Все из-за отсутствия проработанных механизмов выдачи средств с учетом реалий российского рынка. Исходя из этого, получаются дополнительные проблемы малого бизнеса. Для большинства предпринимателей тормозящим фактором при взятии кредита являются солидные процентные ставки и проблема залогового имущества. Недостаток гарантий отпугивает банки развивать программы финансирования малого бизнеса.
Однако, в этом году многие банки сосредотачиваются на работе с небольшими заемщиками. Средний размер кредита для них будет от 10 до 50 миллионов рублей. Такой прогноз прозвучал на ежегодной конференции "Финансирование малого и среднего бизнеса 2010".12 В ожидании восстановления рынка и господдержки в 100 миллиардов рублей, обещанной малым и средним компаниям в 2010 году, банки сейчас активно набирают персонал для работы с малыми фирмами и индивидуальными предпринимателями. Особый стимул дает господдержка через механизм госгарантий. В этом году, напомним, их предусмотрено не менее чем на 80 миллиардов рублей. По оценке агентства, в свою очередь банки дополнительно кредитуют малых бизнесменов на 100-150 миллиардов рублей.
Сами предприниматели в качестве основных проблем малого бизнеса выделяют следующие факторы. Конечно, на первом месте находится недостаток финансовых ресурсов для развития и удержания позиций на рынке. Далее по значимости находится зависимость от арендаторов и большой процент арендной платы в затратах фирмы. Также не дают спокойно работать недостатки законодательной базы и систем налогообложения и отсутствие открытого доступа к заемным средствам.
Недостатки законов
Недостаток и непостоянство законов и нормативов для предприятий малого бизнеса отрицательно влияют на деятельность таких компаний. Но, как часто бывает в нашей стране, даже если и принимается мало-мальски качественный законопроект, отсутствие механизмов его реализации сводит на нет все старания законотворцев. Нужно развивать совместную работу сообществ предпринимателей и органов законодательной власти, и только в этом случае можно добиться успеха. Очень часто источником дополнительных проблем являются региональные власти, которые своими актами вводят еще большие барьеры и ограничения для ведения малого бизнеса. И подчас способствуют не развитию, а появлению дополнительных затрат или закрытию.
Упор на кадры
Одной из проблем, тормозящих развитие экономики в России и, в том числе малого бизнеса, является недостаточное количество квалифицированных кадров и их подготовка в соответствии с условиями рынка. Каждый третий руководитель в стране говорит о нехватке профессионалов.
Недостатков очень много – от отсутствия образования в области экономики у самих руководителей и владельцев до необходимости обучения и определенных групп людей (военнослужащие, студенты и так далее) для работы в предпринимательстве. Уже более 10 лет формируется система такой масштабной подготовки кадровых ресурсов для предприятий малого бизнеса. Но по стране этот процесс имеет стихийные черты. Причина в том, что государственной поддержки как таковой нет, но и сообщества предпринимателей не имеют четкой стратегии и плана действий по этому вопросу. Все это очень тормозит развитие кадрового потенциала рынка. Аналитики сходятся во мнении, что уровень подготовки хуже желаемого в 3-4 раза. Но для роста экономики нужна система действий для увеличения эффективности применения имеющихся человеческих и материальных средств.
Чего ждут от государства
Как
уже было сказано ранее, основной
проблемой для предприятий
Недостаточная информационная оснащенность, неточности в законодательстве, отсутствие рыночной информации требует создание информационных центров поддержки малого бизнеса. Одна треть предпринимателей надеются на поддержку муниципалитетов в области обучения персонала и подготовки «свежих» кадров. Но для этого нужен серьезный работающий проект от органов власти.
Также предприниматели подчеркивают необходимость помощи государства в организации сбытовых систем и проведении маркетинговых исследований. Эти два аспекта связаны между собой. Так как информация, полученная в ходе маркетинговых исследований, открывает фирме новые ниши и дает лучшее понимание своего потребителя, а отсюда вытекают возможности построения эффективной системы сбыта.
Многие предприниматели отмечают важность снижения налоговых нагрузок и необходимость упрощения системы налогообложения. Существенной поддержкой для бизнесменов было бы уменьшение кредитных ставок и внедрение системы долгосрочных займов. Помимо просьб предприниматели вносят еще корректные предложения, например, развитие формирования кредитных историй участников, увеличение доли государственных гарантий в процессе получения займов и так далее. Вообще наравне с поддержкой государства в области кредитования, предприниматели просят поддержку информационную.
Отсутствие регулирования роста стоимости аренды ставит бизнесменов в непростое положение, до кризиса арендная плата в некоторых регионах росла быстрее инфляции во много раз. Все это увеличивает финансовые нагрузки на фирму и не позволяет ей вкладывать средства в развитие. Также отсутствие информации о стоимости аренды за иные помещения дезориентирует предпринимателя и не дает ему возможности выбрать наиболее оптимальный вариант.
В российском бизнес-сообществе, тема "Насколько реальна помощь малому бизнесу от государства", пожалуй, самая обсуждаемая на сегодняшний день. Поддержка малого предпринимательства на уровне правительства выражается, прежде всего, в разработке законодательных и нормативных документов, направленных на оказание правовой, имущественной, финансовой поддержки малому бизнесу.
На какую конкретную помощь малому бизнесу от государства может рассчитывать предприниматель в России? Частично это зависит от того, каким видом деятельности занимается (предполагает заняться) предприниматель. Многие государственные и региональные программы поддержки малого бизнеса нацелены на оказание поддержки развития приоритетных направлений экономики (инновационный бизнес, производство, сельское хозяйство, оказание некоторых видов услуг). Поэтому какому-то виду малого бизнеса помощь от государства получить легче, другим – сложнее. 13
Есть также некоторые законы, направленные на оказание поддержки малому бизнесу, независимо от приоритетности их рода деятельности. Например, Закон об отмене обязательного применения ККМ для малого бизнеса (№162-ФЗ), который позволяет предпринимателям и организациям, уплачивающим ЕНВД, работать без ККМ.
Закон "О защите прав организаций и ИП" (№294-ФЗ с изменениями от 28.04.2009), вступивший в силу в июле прошлого года, регулирует порядок проведения проверок юридических лиц и предпринимателей, и разработан, чтобы оказать помощь малому бизнесу в части сокращения проверок, сроков их проведения, дабы предприниматели могли спокойно заниматься своей деятельностью.14
Ещё один вариант оказания помощи малому предпринимательству – создание технопарков и бизнес-инкубаторов, где начинающие бизнесмены могут получить юридические консультации, помощь в ведении бухгалтерского учёта и составлении отчётности, а также получить на льготных условиях помещения для офисов, складские и производственные площади, технику.
Для многих предпринимателей самая ожидаемая помощь малому бизнесу от государства – финансовая поддержка. Такая помощь также имеет место быть. Причём существует два варианта поддержки малого бизнеса в этом направлении: безвозмездная помощь и кредиты. Получить деньги на создание малого бизнеса без процентов и последующего возврата средств можно в виде грантов. Субсидии малому бизнесу в форме грантов выдают тем, кто решил начать своё дело. Сумма грантов невелика – до 300000 рублей, да и получить её может не любой желающий, а тот, кто предоставит убедительный бизнес-план своего будущего предприятия. Решение о выдаче грантов тому или иному предпринимателю принимает специальная комиссия, которая внимательно изучает представленный вами бизнес-план, выносит свой "вердикт", а через год попросит вас отчитаться в расходовании полученных средств. Если выяснится, что вы потратили гранты не на открытие своего бизнеса, а, допустим, на покупку шубы жене или путёвку на отдых, то деньги придётся вернуть.
Информация о работе Оценка уровня развития малого бизнеса в РФ