Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:17, курсовая работа
В последнее время предприятия в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, морально и физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определила необходимость постановки задачи исследования по созданию стратегии и методик управления излишними запасами.
Цель курсовой работы – оценка эффективности управления товарными запасами на примере ОАО «Цум Минск».
Для реализации этой цели необходимо создать систему научно-методических рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности управления запасами на предприятиях торговли.
Введение………………………………………………………………………… 3
1.Сущность товарных запасов и их функции…………………………...............5
1.1Основные решения при управлении запасами ……………………………...8
2.Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «ЦУМ МИНСК»………………………………………………………………………....12
2.1Оценка управления товарными запасами в ОАО «ЦУМ Минск» ………..19
3.Меры по усовершенствованию товарных запасов в ОАО «ЦУМ Минск» ..21
Заключение…………………………………………….........................................27
Список использованных источников……………………
Таким образом, товарные запасы являются основополагающими элементами управления торговой деятельности, от эффективности управления товарными запасами напрямую зависят результаты торговой деятельности, показатели товарооборота и рентабельности. Задача управления запасами заключается в том, чтобы применительно к конкретной хозяйственной ситуации найти оптимальное решение по объему и срокам запасов, чтобы своевременно и в необходимом размере удовлетворить имеющиеся потребности и при этом обеспечить минимальные издержки на хранение и поставку ресурсов. Решению этой задачи способствует, прежде всего, комплексный подход к снабженческо-заготовительным процессам, согласующимся с планами реализации, посредством различных инструментов в зависимости от компетентности и профессионализма персонала, используемых информационных технологий, программного обеспечения, степени автоматизации процесса снабжения и реализации.
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЦУМ МИНСК»
Открытое акционерное
общество «ЦУМ Минск» - зарегистрировано
Минским городским
Создано путем преобразования арендного торгового предприятия «ЦУМ Минск». Юридический адрес: 220005 г. Минск, проспект Независимости, 54. Форма собственности - частная.
Учредителями общества являются: государство и члены трудового коллектива, доли которых распределены следующим образом 58,52% и 41,48%.
В настоящее
время общая площадь
Помещения универмага взаимосвязаны. Расположение помещений для приёмки, хранения и подготовки товара к продаже и торгового зала обеспечивают кратчайший путь доведения товаров при выполнении технических операций и при подаче товаров в торговый зал.
Весь ассортимент сформирован по потребительскому назначению в 6 товарных отделах, расположенных на 5–ти этажах, имеющих каждый свое оформление. Обслуживание покупателей осуществляется в 47 товарных секциях, из них 39 работают по методу самообслуживания.
Новая технология размещения оборудования позволила улучшить показ и выкладку товаров, создать благоприятные условия для выбора и увеличить количество покупателей. Сегодня универмаг ежедневно посещают около 40 тысяч покупателей, которые совершают примерно 15 тысяч покупок.
В универмаге систематически проводятся выставки–продажи, расширенные продажи товаров и демонстрации моделей.
В ОАО «ЦУМ Минск» используются активные методы продажи, благодаря которым создаются такие условия, чтобы у покупателей появился интерес и желание купить товар. К методам активизации относят:
1. размещение товара по потребительским комплексам;
2. наглядность выкладки;
3. активность продавца;
4. использование средств рекламы;
5. оказание дополнительных услуг;
6. проведение своевременной уценки;
7. продажа товаров в кредит;
8. приём предварительных заказов;
9. внемагазинная форма продажи:
- установка мелкой розницы в местах интенсивного покупательского потока;
- выезды
на рынки для организации
- организация ярмарок и базаров.
Покупателям оказывается 28 различных бесплатных дополнительных услуг. Вот пример некоторые из них:
- справка (бюро услуг)
-оказание медицинской помощи
-сборка мебели в магазине
-детская комната
И около 40 платных дополнительных услуг:
-изготовление ключей
-продажа живых цветов
- продажа билетов
на концертно-зрелищные
-пункт приема объявлений «Из рук в руки»
-продажа DVD и CD с записью
-электронная лотерея «Спортпари»
-фотоуслуги «Фуджи»
-пошив штор и т.д.
Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчеты, в кредит, а также по пластиковым карточкам.
Для удобства посетителей предусмотрено все буквально с первых шагов. Прямо от входа с двух сторон оборудованы эскалаторы, которые поднимут на любой этаж универмага. Имеется швейная мастерская, в которой можно приглянувшуюся одежду подогнать под ваши параметры. На месте можно оверлочить ковровые изделия, раскроить ткань.
Универмаг оснащён оборудованием в соответствии с нормами организации розничной торговли и обеспечен всем необходимым торговым инвентарём; здесь используется традиционный метод продаж. Коэффициент установочной площади равен 0.35. Коэффициент экспозиционной площади равен 0,8.
Организационно-управленческая структура универмага является линейно-функциональной. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Преимуществом данной структуры является более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатком является отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.
Основными поставщиками ОАО являются белорусские предприятия, изделия которых пользуются устойчивым спросом у покупателей.
Со дня своего открытия
и до настоящего времени универмаг
—
одно из крупнейших предприятий торговли
в городе Минске и в республике.
ОАО «ЦУМ Минск» работает с 9.00 до 21.00, без обеда и выходных и располагает следующими помещениями: торговый зал, кафетерий; разгрузочные помещения, холодильные камеры и приёмочные помещения, фасовочные; помещения для подготовки товара, хранения тары и упаковки товара, моечная; административно–бытовые помещения; технические помещения: электрощитовая, котельная, вентиляционная камера.
Основными задачами ОАО «ЦУМ—Минск» являются:
• получение прибыли;
• обеспечение населения товарами;
• эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
• социальное развитие коллектива.
В соответствии
с возложенными на него задачами, ОАО
«ЦУМ–Минск» выполняет
• осуществляет оптовые розничную торговлю товарами народного потребления — на что имеются, соответствующие лицензии на право ведения оптово–розничной торговли,
• изыскивает дополнительные товарные ресурсы по всем видам товаров и вовлекает их в товарооборот, осуществляет закуп товаров недостающих в области у предприятий разных форм собственности, продажу вырабатываемых в республике товаров на экспорт;
• обеспечивает рациональное товароснабжение города товарами своей номенклатуры согласно заключенным договорам, своевременное выполнение заданий по их поставке в розничную сеть
• осуществляет хранение, товаров, в соответствии с технологией, температурных режимов и правил санитарии;
• проводит мероприятия по повышению рентабельности, эффективному использованию основных и оборотных средств, банковских реквизитов, разрабатывает планы экономического и социального развития;
• обеспечивает своевременные
расчеты с государственным
• осуществляет учет рабочего времени, соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с действующим законодательством;
• начисляет и выплачивает заработную плату работникам в соответствии со штатным расписанием, утвержденными директором Положением о премировании и Коллективным договором;
• разрабатывает предложения по расширению ассортимента, освоению новых видов товаров на основе изучения покупательского спроса населения;
• внедряет новые технику и технологии, способствующие механизации труда.
Трудовые отношения на предприятии регулируются коллективным договором, в котором предусмотрена повременно–премиальная форма оплаты труда для работников администрации, а для работников магазинов предусмотрена сдельно–премиальная.
Общая списочная численность персонала ОАО «ЦУМ Минск» сегодня составляет 1405 человек, в том числе 1110 продавца, 195 руководителей структурных подразделений и 100 специалистов.
В настоящее время 470 работающих имеют высшее образование, 680 – среднее специальное.
Основным направлением деятельности универмага является наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей, которое осуществляется путем расширения ассортимента реализуемых товаров, увеличения товарооборота как за счёт ускорения товарооборачиваемости, так и за счёт закупа и введения новых товарных групп.
Сравнительный анализ результатов деятельности отделов ОАО «Цум Минск» за 2010 год представлен в Таблице 1:
Таблица 1
ПОКАЗАТЕЛИ |
Един. измер. |
отдел №1 |
Отдел №2 |
Отдел №3 |
|||
12 месяцев 2010 г. |
12 месяцев 2010 г. |
12 месяцев 2010 г. | |||||
Сумма |
% |
Сумма |
% |
Сумма |
% | ||
Валовой товарооборот |
тыс.руб. |
20500450 |
40288766 |
64411209 |
|||
Валов.т/оборот без налога |
тыс.руб. |
17387787 |
34168635 |
54631104 |
|||
Уд.вес в общем объеме т/об. |
% |
9,3 |
18,3 |
29,2 | |||
Доходы от реализации |
тыс руб. |
3721873 |
21,41 |
7822280 |
22,89 |
12502308 |
22,88 |
Удельный вес |
% |
8,7 |
18,3 |
29,3 | |||
Затраты на реализацию |
тыс. руб. |
3291415,2 |
18,93 |
4813527,7 |
14,09 |
7711039,8 |
14,11 |
Удельный вес |
% |
10,3 |
15,0 |
24,1 | |||
Прибыль (рентабельность) |
тыс.руб. |
430457,9 |
2,48 |
3008752,0 |
8,81 |
4791268,0 |
8,77 |
Удельный вес |
% |
3,8 |
26,8 |
42,7 | |||
Среднесписочная численность |
чел. |
96 |
125,1 |
180 |
|||
Удельный вес |
% |
8,2 |
10,7 |
15,5 | |||
в том числе продавцов |
чел. |
57,4 |
83,5 |
120,8 |
|||
Уд. вес продавцов в общей численности |
% |
59;8 |
66,7 |
67,1 | |||
Расчетные показатели: |
|||||||
Т/оборот на 1 работника |
тыс.руб. |
213546,4 |
322052,5 |
357840,1 |
|||
Т/оборот на 1 продавца |
тыс.руб. |
357150,7 |
482500,2 |
533205,4 |
|||
Доходы на 1 работника |
тыс.руб. |
38769,5 |
62528,2 |
69457,3 |
|||
Затраты на реализацию на 1 раб. |
тыс.руб. |
34285,6 |
38477,4 |
42839,1 |
|||
Прибыль на 1 работника |
тыс.руб. |
4483,9 |
24050,8 |
26618,2 |
|||
Фонд заработной платы за счет издержек обращения |
тыс.руб. |
1418389,8 |
1823055,3 |
2866067,3 |
|||
Средняя зарплата с учетом всех выпл. |
руб. |
1419265 |
1398498 |
1457372 |
|||
Площадь торгового зала |
кв.м. |
923 |
1140 |
2868 |
|||
Товарооборот на 1 кв.м. |
тыс.руб. |
22210,7 |
35341,0 |
22458,6 |
На предприятии наблюдается постоянный рост товарооборота как по отношению к плановым показателям, так и прошлому периоду, причем как в действующих, так и сопоставимых ценах.
Наблюдается постоянный рост величины валового дохода, при одновременном увеличении его доли в товарообороте, что свидетельствует о росте средних торговых надбавок и изменений, происходящих в структуре товарооборота.
Происходит
рост товарных запасов, при этом одновременно
снижается
Успешную деятельность ОАО «Цум Минск» подтверждают данные таблицы 2, где показываются высокие значения коэффициентов рентабельности.
Таблица 2 Финансово-экономические результаты за 2010 г.
Показатели доходности и эффективности производства |
Разм. |
За отч. период |
Рентабельность продаж |
% |
63,34 |
Экономическая рентабельность |
% |
161,21 |
Доходность активов |
% |
54,44 |
Доходность собственного капитала |
% |
95,14 |
Коэффициент оборачиваемости активов |
ед. |
0,72 |
Коэффициент оборачиваемости производственных запасов |
ед. |
0,68 |
По объему товарооборота и уровню рентабельности ЦУМ всегда занимал одно из первых мест в городе и республике. Выполнение общего плана товарооборота в ОАО «Цум Минск» по отделам представлен в таблице. см. Приложение 1
Объем и структура товарооборота является одним из важнейших факторов, который влияет на формирование товарных запасов. Внешними факторами является качество продукции, сезонность и колебания спроса, уровень наполнения товарного рынка и сроки хранения товаров.
Для анализа товарных запасов принято использовать следующие показатели: Объем товарных запасов может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:
- минимально допустимый объем,
свидетельствующий о
- максимальный объем,
- резервный объем,
Коммерческая работа по закупкам товара в секции 3140 «Женское бельё» видеться не лучшим способом. При закупки товаров необходимо углубленное изучение рынка,. Нужно уменьшить ассортимент товаров, так как некоторые товары и товарные группы имеют очень медленную скорость оборота. Одна из основных проблем это то, что на конец года на складе скапливается большое количество неликвидной продукции, а так же дефицит по ключевым позициям. Основная причина такого большого запаса состоит в то, что предварительный заказ товара ведется на основании предварительных планах продаж, а так же то, что данные планы устанавливает коммерческий отдел исходя из исторической информации.
Информация о работе Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «ЦУМ МИНСК»