Организационно-правовые формы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрены организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов РФ. Организационно-правовые формы введены в действие ГК РФ, часть I, но затем особенности их деятельности были существенно дополнены специальными законодательными актами.

Содержание

Введение 3
Классификация организационно-правовых форм предприятий в РФ 4
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами - коммерческими организациями 6
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями 15
ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица 23
Объединение и реорганизация предприятий 26
Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 104.70 Кб (Скачать документ)

К недостаткам можно отнести:

  • отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении акционерным обществом, так как для реального контроля надо иметь не менее 20% акций.

В России акционерные общества появились в начале XVIII в. Спрос на акции всегда был высок. Это способствовало появлению большого количества предприятий такой формы.

Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер  уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального - не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия  является устав.

Унитарное предприятие  не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных  предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным  законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных и муниципальных нужд».

Производственный кооператив (артель) — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц.

Порядок создания и дальнейшей деятельности производственных кооперативов регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом  «О производственных кооперативах», а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Члены кооператива  несут субсидиарную ответственность  по его обязательствам в порядке, предусмотренном его Уставом. Общее  число членов производственного  кооператива не может быть менее 5. Членами кооператива могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с Уставом кооператива.

Единственным  учредительным документом производственного  кооператива является Устав.

Минимальный размер паевого фонда производственного  кооператива законом не установлен. Не менее 10 % своих паевых взносов  члены кооператива обязаны внести до государственной регистрации  кооператива, а оставшуюся часть  — в течение одного года с момента  регистрации. Взносы в паевой фонд могут  быть внесены как денежными средствами, так и иным имуществом. Оценка паевого  взноса в не денежной форме, превышающего 25000 рублей, должна быть произведена независимым оценщиком.

Член  кооператива вправе передать свой пай  или его часть другому члену  кооператива, если иное не предусмотрено  законом и уставом кооператива.

Высшим  органом управления в производственном кооперативе является общее собрание его членов, которое решает важнейшие  вопросы деятельности кооператива, в том числе избирает постоянно  действующие исполнительные органы кооператива — правление и/или  председателя кооператива. Исполнительные органы руководят деятельностью  кооператива между собраниями, решая  вопросы, не отнесённые к исключительной компетенции общего собрания.

Крестьянское (фермерское) хозяйство — это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером.

(КФХ) — вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации напрямую связанной с сельским хозяйством. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Субъектами К(Ф)Х являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.

Членами К(Ф)Х являются супруги, дети, усыновленные (удочеренные) дети, родители и другие близкие родственники, совместно ведущие общее хозяйство.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть любой дееспособный гражданин РФ, достигший 18 лет.

Глава К(Ф)Х представляет его интересы в отношениях с организациями, гражданами и государственными органами и осуществляет гражданско-правовые сделки, не запрещенные законом.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной или  общей долевой собственности.

Крестьянское (фермерское) хозяйство  может выступать в формах:

  • крестьянского хозяйства, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;
  • фермерского хозяйства, основанного на осуществлении личного предпринимательства;
  • фермерского хозяйства, организованного в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной хозяйственной деятельности.

 

3.ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами некоммерческими организациями.

Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами некоммерческими организациями:

1. Потребительские кооперативы;

  1. Общественные объединения (в том числе религиозные объединения):
  • Общественные организации;
  • Общественные движения;
  • Органы общественной самодеятельности;
  • Политические партии.
  1. Фонды (в том числе общественные фонды);
  1. Учреждения (в том числе общественные учреждения);
  2. Государственные корпорации;
  3. Некоммерческие партнерства;
  4. Автономные некоммерческие организации;
  5. Общины коренных малочисленных народов;
  6. Казачьи общества;
  7. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
  8. Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств;
  9. Территориальные общественные самоуправления;
  10. Товарищества собственников жилья;
  11. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.

Структура организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, являющихся некоммерческими организациями представлена на рисунке 3.

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Организационно-правовые формы  хозяйствующих субъектов РФ, являющихся юридическими лицами – некоммерческими  организациями 

 

 

Потребительский кооператив — это одна из разновидностей кооперативов. Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.

Правовое положение потребительского кооператива в современной России определяется статьей 116 Гражданского кодекса и рядом специальных  законов, наиболее важным из которых  является закон РФ «О потребительской  кооперации в РФ» и Федеральный  закон «О сельскохозяйственной кооперации».

В Российской Федерации деятельность потребительских кооперативов (потребительских  обществ) регулируется ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом  РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественное объединение  — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических  лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами  общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические  лица — другие общественные объединения.

  • Общественная организация — неправительственное (негосударственное) добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам. При использовании понятия третий сектор также подразумевается, что организация не доходная.

Термин имеет юридический  смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов  и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Членами общественной организации  в соответствии с её уставом могут  быть физические лица и юридические  лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным  законом и законами об отдельных  видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом  общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим  органом общественной организации  является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или  общему собранию.

В случае государственной  регистрации общественной организации  её постоянно действующий руководящий  орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации  и исполняет ее обязанности в  соответствии с уставом.

  • Политическая партия (лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное  объединение, созданное в целях  участия граждан Российской Федерации  в политической жизни общества посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и  политических акциях, в выборах и  референдумах, а также в целях  представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока пяти, с 2012 года — сорока) тысяч членов участников (или кого-нибудь ещё), её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и  в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать  списки кандидатов при проведении выборов  в Государственную думу, а также  при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации по пропорциональной системе.

Фонд (фр. fond от лат. fundus — основание) — общественная организация, которая ведает (принимает и распоряжается) средствами, поступающими к ней для каких-нибудь социально значимых целей. Имущество, переданное фонду, является собственностью фонда. В свою очередь, учредители не несут ответственность по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам, возникшим у его учредителей. Нельзя обратить судебное взыскание на имущество лица, внесенное в фонд. Фонд использует имущество для целей, указанных в уставе и обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Название данной организации должно включать наименование и слово «фонд». Решение о ликвидации фонда принимает только суд и исключительно по заявлению заинтересованных лиц.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий