Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов РФ. Организационно-правовые формы введены в действие ГК РФ, часть I, но затем особенности их деятельности были существенно дополнены специальными законодательными актами.
Введение 3
Классификация организационно-правовых форм предприятий в РФ 4
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами - коммерческими организациями 6
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями 15
ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица 23
Объединение и реорганизация предприятий 26
Заключение 31
Список литературы 33
Фонд представляет собой организацию — специалиста по трате денежных средств. Поэтому круг его учредителей обычно не широк. Сами учредители не получают какие-либо привилегии и тем более — прибыль. Членства в фонде нет, как и договоров. Есть только устав. Учредитель не отвечает за долги фонда, потому что фонд — автономная организация и способна зарабатывать средства сама. Отсюда наличие у фондов большого «соблазна» заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому с целью контроля за деятельностью фондов создается попечительский совет, он же — орган управления в фонде. Обязательным условием совета является его формирование из сторонних лиц. Специального закона по фондам в российском законодательстве не имеется.
Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Единственный вид
Государственное учреждение может быть бюджетным или автономным.
Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».
Государственная корпорация (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.
ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.
ГК отличается как от ОАО
с преобладающим
ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы без согласия ГК не могут:
Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).
Во второй половине 2007 года
ускорился процесс создания различных
государственных корпораций; в частности,
создавались или планировались
к созданию госкорпорации «Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального
хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех»,
«Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития
(бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано
«Агентство по страхованию вкладов». Ряд
чиновников и политиков высказались за
создание госкорпораций в сфере рыболовства,
жилищного строительства, дорожного строительства,
лекарственного обеспечения, станкостроения.
В то же время государственные «Объединённая
авиастроительная корпорация» и «Объединённая
судостроительная корпорация» созданы
в форме ОАО, а не ГК.
4. ОПФ хозяйствующих субъектов без образования юридического лица.
В Российской Федерации различают следующие виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов без прав юридического лица:
1. Паевые инвестиционные фонды;
2. Простые товарищества;
3. Представительства и филиалы;
4. Индивидуальные предприниматели;
5. Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.).
Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) является имущественным комплексом, без образования юридического лица, основанным на доверительном управлении имуществом фонда специализированной управляющей компанией с целью увеличения стоимости имущества фонда. Таким образом, подобный фонд формируется из денег инвесторов (пайщиков), каждому из которых принадлежит определённое количество паёв.
Цель
создания ПИФа — получение прибыли
на объединённые в фонд активы и
распределение полученной прибыли
между инвесторами (пайщиками) пропорционально
количеству паёв. Инвестиционный пай (пай)
— это именная ценная бумага,
удостоверяющая право его владельца
на часть имущества фонда, а также
погашения (выкупа) принадлежащего пая
в соответствии с правилами фонда.
Инвестиционные паи, таким образом,
удостоверяют долю инвестора в имуществе
фонда и право инвестора
ПИФ является предусмотренной российским законодательством формой взаимного фонда.
Простое товарищество — одна из организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, предусмотренная законодательством Российской Федерации (Гражданский кодекс РФ, ст. 1041) для занятия коммерческой деятельностью.
Под простыми товариществами понимаются хозяйствующие субъекты без образования юридического лица, созданные на основе заключаемых по договору о совместной деятельности соглашений двух или нескольких лиц (товарищей), обязующихся соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Сторонами
договора простого товарищества, заключаемого
для осуществления
Представительство — обособленное подразделение юридического лица.
Представительство — вид правоотношения, возникающего между представителем и представляемым.
Филиал (от лат. filialis — сыновий) — отделение или самостоятельная часть предприятия, учреждения, организации, обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Сведения о филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Филиалы действуют на основании положений о филиалах, которые утверждаются органами юридического лица.
Индивидуальный предприниматель ведет дело за свой счет, самостоятельно принимает решения. Его преимущество в оперативности принятия решений и моментальном реагировании на запросы потребителей. Однако при такой форме организации бизнеса ограничены финансовые ресурсы, что не позволяет вести производство в больших масштабах. Ограниченность масштабов производства является причиной высоких издержек и низкой конкурентоспособности.
Объединение
физических и юридических лиц
для ведения совместной деятельности
позволяет увеличить объем
Преимуществами небольших предприятий можно считать хороший обзор бизнеса, недостатком – высокие издержки производства из-за ограниченности производственных и финансовых ресурсов.
Крупные предприятия имеют более низкие издержки за счет массового производства, но теряют оперативность управления, заинтересованность работников в конечных результатах деятельности.
Коммерческие
предприятия согласно российскому
законодательству могут создаваться
в форме хозяйственных
Рис. 3 ОПФ хозяйствующих субъектов, без образования юридического лица.
5. Реорганизация предприятий.
Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц.
Согласно ст. 57 ГК РФ, процедура реорганизации предприятия (юридического лица) может проводиться в пяти формах, это:
Согласно
действующему законодательству, в том
числе и в соответствии с ФЗ
“О государственной регистрации
юридических лиц и
Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях, реорганизация юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или суда, либо с согласия уполномоченных государственных органов. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Присоединение организации — прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому (существующему) юридическому лицу.
Присоединение следует отличать от поглощения как общего термина, закрепившегося в экономической (преимущественно зарубежной) литературе, означающего приобретение одним обществом контроля над другим обществом. Поглощение в этом смысле может означать как реорганизацию в форме присоединения поглощаемого юридического лица к поглощающему, так и закрепление контроля иными способами, не подразумевающими прекращение поглощаемого юридического лица (например, путем покупки ста процентов акций (долей) в его уставном капитале).
Гражданский
Кодекс РФ устанавливает право
В учредительных
документах таких некоммерческих организаций
должны быть отражены предмет и цели
их деятельности. Ранее уже было
отмечено, что участники такого объединения
не имеют имущественных прав в
отношении объединений. За ними сохраняется
право безвозмездно пользоваться услугами
объединений, в т.ч. получать имеющуюся
информацию. Участники несут субсидиарную
ответственность по обязательствам
объединения, а в случае добровольного
выхода из объединения или исключения
из его состава в установленном
порядке несут такую
Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий