Организационно-правовые формы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассмотрены организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов РФ. Организационно-правовые формы введены в действие ГК РФ, часть I, но затем особенности их деятельности были существенно дополнены специальными законодательными актами.

Содержание

Введение 3
Классификация организационно-правовых форм предприятий в РФ 4
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами - коммерческими организациями 6
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями 15
ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица 23
Объединение и реорганизация предприятий 26
Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.docx

— 104.70 Кб (Скачать документ)

Фонд представляет собой  организацию — специалиста по трате денежных средств. Поэтому  круг его учредителей обычно не широк. Сами учредители не получают какие-либо привилегии и тем более — прибыль. Членства в фонде нет, как и  договоров. Есть только устав. Учредитель не отвечает за долги фонда, потому что фонд — автономная организация  и способна зарабатывать средства сама. Отсюда наличие у фондов большого «соблазна» заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому с целью контроля за деятельностью фондов создается попечительский совет, он же — орган управления в фонде. Обязательным условием совета является его формирование из сторонних лиц. Специального закона по фондам в российском законодательстве не имеется.

Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, ее субъектом  или муниципальным образованием.

Государственное учреждение может быть бюджетным или автономным.

Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества  и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

Государственная корпорация (ГК) — организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной  собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим  создание ГК, не предусмотрено иное.

ГК отличается как от ОАО  с преобладающим государственным  участием, так и от государственных  унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы без согласия ГК не могут:

  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • в случае выявления нарушения законодательства РФ или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.

Особенности правового статуса  госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных  государственных корпораций; в частности, создавались или планировались  к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК. 

4. ОПФ хозяйствующих субъектов без образования юридического лица.

В Российской Федерации различают следующие виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов без прав юридического лица:

1. Паевые инвестиционные фонды;

2. Простые товарищества;

3. Представительства и филиалы;

4. Индивидуальные предприниматели;

5. Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.).

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) является имущественным комплексом, без образования юридического лица, основанным на доверительном управлении имуществом фонда специализированной управляющей компанией с целью увеличения стоимости имущества фонда. Таким образом, подобный фонд формируется из денег инвесторов (пайщиков), каждому из которых принадлежит определённое количество паёв.

Цель  создания ПИФа — получение прибыли  на объединённые в фонд активы и  распределение полученной прибыли  между инвесторами (пайщиками) пропорционально  количеству паёв. Инвестиционный пай (пай) — это именная ценная бумага, удостоверяющая право его владельца  на часть имущества фонда, а также  погашения (выкупа) принадлежащего пая  в соответствии с правилами фонда. Инвестиционные паи, таким образом, удостоверяют долю инвестора в имуществе  фонда и право инвестора получить из паевого инвестиционного фонда  денежные средства, соответствующие  этой доле, то есть погасить паи по текущей  стоимости. Каждый инвестиционный пай  предоставляет его владельцу  одинаковый объём прав. Учёт прав владельцев инвестиционных паёв (реестр) ведётся  независимой организацией, ведущей  реестр владельцев паёв.

ПИФ является предусмотренной российским законодательством  формой взаимного фонда.

Простое товарищество — одна из организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, предусмотренная законодательством Российской Федерации (Гражданский кодекс РФ, ст. 1041) для занятия коммерческой деятельностью.

Под простыми товариществами понимаются хозяйствующие  субъекты без образования юридического лица, созданные на основе заключаемых  по договору о совместной деятельности соглашений двух или нескольких лиц (товарищей), обязующихся соединить  свои вклады и совместно действовать  без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской  деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Представительство — обособленное подразделение юридического лица.

Представительство — вид правоотношения, возникающего между представителем и представляемым.

Филиал (от лат. filialis — сыновий) — отделение или самостоятельная часть предприятия, учреждения, организации, обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Сведения о филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Филиалы действуют на основании положений о филиалах, которые утверждаются органами юридического лица.

Индивидуальный предприниматель ведет дело за свой счет, самостоятельно принимает решения. Его преимущество в оперативности принятия решений и моментальном реагировании на запросы потребителей. Однако при такой форме организации бизнеса ограничены финансовые ресурсы, что не позволяет вести производство в больших масштабах. Ограниченность масштабов производства является причиной высоких издержек и низкой конкурентоспособности.

Объединение физических и юридических лиц  для ведения совместной деятельности позволяет увеличить объем привлекаемых производственных ресурсов. Вместе с  тем, на предприятиях, имеющих нескольких владельцев невысока оперативность  принятия решений.

Преимуществами  небольших предприятий можно  считать хороший обзор бизнеса, недостатком – высокие издержки производства из-за ограниченности производственных и финансовых ресурсов.

Крупные предприятия  имеют более низкие издержки за счет массового производства, но теряют оперативность управления, заинтересованность работников в конечных результатах  деятельности.

Коммерческие  предприятия согласно российскому  законодательству могут создаваться  в форме хозяйственных товариществ  и обществ, в форме унитарных  предприятий и производственных кооперативов. Рассмотренные организационно-правовые формы некоммерческих организаций представлены на рисунке 4.

Рис. 3 ОПФ  хозяйствующих субъектов, без образования  юридического лица.

5. Реорганизация предприятий.

 

Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц.

Согласно  ст. 57 ГК РФ, процедура реорганизации предприятия (юридического лица) может проводиться в пяти формах, это:

  • Преобразование;
  • Выделение;
  • Разделение;
  • Присоединение;
  • Слияние.

Согласно  действующему законодательству, в том  числе и в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей “ от 8 августа 2001 года № 129.

Реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В некоторых случаях, реорганизация юридических лиц  осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или  суда, либо с согласия уполномоченных государственных органов. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Присоединение организации — прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому (существующему) юридическому лицу.

Присоединение следует отличать от поглощения как  общего термина, закрепившегося в экономической (преимущественно зарубежной) литературе, означающего приобретение одним  обществом контроля над другим обществом. Поглощение в этом смысле может означать как реорганизацию в форме  присоединения поглощаемого юридического лица к поглощающему, так и закрепление контроля иными способами, не подразумевающими прекращение поглощаемого юридического лица (например, путем покупки ста процентов акций (долей) в его уставном капитале).

Гражданский Кодекс РФ устанавливает право коммерческих организаций объединяться в форме  ассоциаций и союзов. Такие объединения  строятся на добровольной основе, причем связи могут носить временный  или постоянный характер. Объединения  являются некоммерческими организациями, имеют статус юридического лица. Члены  объединений сохраняют самостоятельность и статус юридических лиц, имея возможность, как правило, состоять одновременно в разных объединениях.

В учредительных  документах таких некоммерческих организаций  должны быть отражены предмет и цели их деятельности. Ранее уже было отмечено, что участники такого объединения  не имеют имущественных прав в  отношении объединений. За ними сохраняется  право безвозмездно пользоваться услугами объединений, в т.ч. получать имеющуюся  информацию. Участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам объединения, а в случае добровольного  выхода из объединения или исключения из его состава в установленном  порядке несут такую ответственность  в течение двух лет с момента  выхода (исключения).

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий