Организация и порядок осуществления расчетов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть вопросы организации и осуществления денежных расчетов на предприятии.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть порядок осуществления денежных расчетов на предприятии;
- зафиксировать применяемые на практике виды и формы расчетов;
- охарактеризовать особенности безналичных расчетов предприятия;
- на примере конкретного предприятия охарактеризовать организацию кассового обслуживания и порядок оборота наличных денежных средств.

Содержание

Введение 3
1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии 5
2. Виды расчетов, применяемых предприятием в процессе хозяйственной деятельности 11
3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия 13
4. Достоинства и недостатки различных форм расчетов 16
5. Расчетная часть 18
Заключение 24
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Тема 9_Организация и порядок осуществления расчетов.doc

— 259.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Рыночные  отношения предусматривают хозяйственные  связи – это необходимое условие  деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которых одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

Такая организация  расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние  на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

У предприятия  возникают взаимоотношения с  персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой  расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения  и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты  производятся безналично. Безналичные  расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета  плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие)

Отношения между банком и клиентом носят  договорный характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить  все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям или нескольких банках по кредитным операция).

Роль финансов в деятельности предприятий  чрезвычайно велика, поэтому каждому  хозяйствующему субъекту необходимо оптимально организовать систему расчетов с контрагентами. В этом и заключается актуальность рассматриваемой проблемы.

Цель данной работы – рассмотреть вопросы организации и осуществления денежных расчетов на предприятии.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть порядок осуществления денежных расчетов на предприятии;

- зафиксировать применяемые на практике виды и формы расчетов;

- охарактеризовать особенности безналичных расчетов предприятия;

- выявить достоинства  и недостатки различных форм  расчетов;

- на примере конкретного  предприятия охарактеризовать организацию  кассового обслуживания и порядок  оборота наличных денежных средств.

 

  1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии

 

Предприятия применяют  в своей деятельности две формы  расчетов, которые законодательно регулируются соответствующими документами: безналичные (наиболее распространенная форма) и наличные расчеты. Рассмотрим каждую из них.

1) Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные  организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских  счетов (субсчетов), открытых в Банке  России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников  расчетов, открытых в небанковских  кредитных организациях, осуществляющих  расчетные операции;

4) счетов межфилиальных  расчетов, открытых внутри одной  кредитной организации.

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и клиентом.

Списание денежных средств  со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями настоящего Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами.

Порядок оформления, приема, обработки электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России, определяющими порядок обмена электронными документами с использованием средств защиты информации.

При недостаточности  денежных средств на счете для  удовлетворения всех предъявленных  к нему требований списание средств  осуществляется по мере их поступления  в очередности, установленной законодательством.

Ограничение прав владельца  счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных  организаций (филиалов), учреждений и  подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее - основной договор).

В рамках форм безналичных  расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных  документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика  (клиента или банка) о списании  денежных средств со своего  счета и их перечислении на  счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных  расчетов используются следующие расчетные  документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или  с использованием электронно-вычислительных машин.

При заполнении расчетных  документов не допускается выход  текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных  для них полях бланков расчетных  документов.

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчетные документы  предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.

 По операциям, осуществляемым  филиалами, представительствами,  отделениями от имени юридического  лица, расчетные документы подписываются  лицами, уполномоченными этим юридическим  лицом.

Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.

2) Рассмотрим теперь основы регулирования наличных денежных расчетов на предприятии.

Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», как видно уже из названия, регулирует порядок применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), предписывая организациям и индивидуальным предпринимателям при получении оплаты за проданный товар, выполненные работы или оказанные услуги, применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки.

Для верного и однозначного понимания положений, касающихся рассматриваемого вопроса, приводим общие определения некоторых основных понятий, принятых законодателем в статье 1 Закона №54-ФЗ:

- контрольно-кассовая техника - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

- наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

- фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

- фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

ККТ применяется в обязательном порядке организациями и индивидуальными предпринимателями (которые продают товар, выполняют по договору работы или оказывают услуги) при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт.

Однако следует сделать оговорку о том, что без применения ККТ денежные расчеты с населением допускаются, но лишь для организаций отдельных категорий, специальный перечень которых утвержден законодательно (смотрите раздел 3 настоящей книги).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны:

- зарегистрировать контрольно-кассовую  машину в налоговых органах;

- содержать ККТ в  исправном состоянии и применять  ККТ (при наличии пломбы, установленной  в надлежащем порядке), обеспечивающую  надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

- выдавать покупателям  (клиентам) при осуществлении наличных  денежных расчетов и (или) расчетов  с использованием платежных карт  в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

- обеспечивать ведение  и хранение документации, связанной  с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением  ККТ.

- производить при первичной  регистрации и перерегистрации  ККТ введение в фискальную  память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Контрольно-кассовую технику  в обязательном порядке должны использовать:

- организации,

- филиалы,

- обособленные подразделения,

- индивидуальные предприниматели.

Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают  от применения ККТ. Применение ККТ при  осуществлении денежных расчетов, как  уже упоминалось, обязательно, независимо от целей приобретения товара или назначения результатов выполненных работ (услуг). Таким образом, обязанность применять ККТ распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с покупателями (клиентами), приобретающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.

На всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная  лента, и по каждой ККТ ведется  книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга  кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), хранятся в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность по организации хранения и обеспечению сохранности указанных документов, несет руководитель организации (работодатель продавца).

 

 

2. Виды расчетов, применяемых предприятием в процессе хозяйственной деятельности

 

Движение денежных средств  фирмы представляет собой непрерывный  процесс. Для каждого направления  использования денежных фондов должен быть соответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собой чистое использование денежных средств, а пассивы и  собственный капитал  - чистые источники.

Денежные расчеты могут  принимать как наличную, так и  безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Четкая организация  расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. У предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, что также влечет за собой расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспечения и другими организациями и лицами. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.

Информация о работе Организация и порядок осуществления расчетов на предприятии