Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:36, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть вопросы организации и осуществления денежных расчетов на предприятии.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть порядок осуществления денежных расчетов на предприятии;
- зафиксировать применяемые на практике виды и формы расчетов;
- охарактеризовать особенности безналичных расчетов предприятия;
- на примере конкретного предприятия охарактеризовать организацию кассового обслуживания и порядок оборота наличных денежных средств.
Введение 3
1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии 5
2. Виды расчетов, применяемых предприятием в процессе хозяйственной деятельности 11
3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия 13
4. Достоинства и недостатки различных форм расчетов 16
5. Расчетная часть 18
Заключение 24
Список литературы 27
Расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется в КБ «Московский капитал», который предлагает:
1) операции по открытию и обслуживанию текущих, расчетных счетов клиентов на основе банковского договора;
2) контроль за осуществлением клиентами кассовых операций и исполнение кассовой дисциплины.
Комплекс услуг по обслуживанию счета предполагает:
1) прием и зачисление поступающих на счет денежных средств;
2) выполнение распоряжения
клиента о перечислении
3) прием на счет и выдача со счета наличных денег в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
4) совершение расчетов в формах, установленных законом и банковскими правилами через сети РКЦ или счета своих банков-корреспондентов.
При этом используются следующие все формы безналичных расчетов:
- платежные поручения;
- платежные требования;
- чеки;
- аккредитивы;
- инкассовые поручения.
Платежные документы принимаются на бумажных носителях и дискетах, по каналам связи, с использованием электронной системы «клиент-банк».
Расчетное обслуживание
предприятий и организаций
В договоре оговариваются взаимные условия обслуживания, в том числе тарифы на все виды расчетно-кассовых услуг (Таблица 2).
Таблица 2
Тарифы за расчетно-кассовое обслуживание предприятий и организаций в ОАО «Альфа-Банк»
№ п/п |
Наименование услуг |
Тариф, % |
А |
1 | |
1 1.1
1.2 |
За ведение операций по расчетному счету: за перевод средств в банк по новому месту обслуживания в случае досрочного одностороннего расторжения договора со стороны клиента. Взыскание осуществляется путем удержания оплаты за перевод из суммы основного платежа |
0,2 % от документооборота за расчетное обслуживание
за каждый документ 1000 рублей |
Продолжение таблицы 2
2 2.1
2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 |
Выдача наличных денег: выплата индивидуальным заемщикам и по операциям ломбард (сим. 54) выплата со счетов предпринимателей (сим. 58) выплата на другие цели (сим. 53) пенсии, пособия (сим.50) заработная плата, сельхоззакупки, приобретение ГСМ и прочие (сим. 40,46,41,42,44) за неправильное вложение денег в инкассаторскую сумку (излишки и недостатки денег) |
3 % от суммы
3 % от суммы 1 % от суммы 1 % от суммы 1 % от суммы
5 % от суммы повторно пересчитанной купюры |
3 |
Прием наличных денег |
1 % от суммы |
Допускаются наличные и безналичные формы расчета за расчетно-кассовое обслуживание предприятий и организаций.
Договор на расчетно-кассовое обслуживание предприятий и организаций в ОАО «Альфа-Банк» предусматривает ответственность сторон:
1) в случае нарушения
клиентом обязанностей по
2) при нарушении обязательств банком к нему применяются аналогичные штрафные санкции.
Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Положением Центрального банка РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 199 от 09.10.2002 года с последующими редакциями.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются банком каждому предприятию по согласованию с их руководителями (согласно п. 2.4 Положения « О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» № 14-П от 05.01.1998 года.
Согласно договору предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленного лимита предприятия обязаны сдавать в банк.
Расчетно-кассовое обслуживание в банке автоматизировано. В автоматизированной банковской системе предусмотрена обработка всех этапов этого процесса, начиная с оформления договора с клиентом.
При автоматизированном
- ведение контрактов и
- сообщения и платежи
в разных транспортных
- расчеты векселями;
- транзитные расчеты, обслуживан
- реальное время, совмещение
банковского дня и
- ведение по счетам не менее двух остатков - текущего и планового;
- взаимодействие с внутренними расчетными системами;
- взаимодействие c международными информационными системами;
- ввод информации со
- вывод информации на
- проверки доступа и
Что касается организации наличных расчетов на предприятии, то можно сказать следующее. Для кассы отведено специальное помещение, в котором имеется сейф для хранения денег. Окна кассы оборудованы железными решетками, имеется сигнализация.
При пересмотре кассовой книги установлено, что она пронумерована, прошнурована, скреплена печатью.
Книга регистрации приходных и расходных кассовых ордеров ведется аккуратно. Установлено, что кассир Корина И.В. при доставке денег из банка пользуется транспортом предприятия.
В кассовых документах заполняются полностью необходимые реквизиты. Право подписи в кассовых документах имеют руководитель и главный бухгалтер (кассир, где этого требуют реквизиты документа).
Остатки кассы снимаются главным бухгалтером регулярно.
На 2010 г. банком установлен лимит 12 000 руб. Реализация готовой продукции производится за наличный и безналичный расчет. Сотрудники предприятия от сторонних организаций деньги по доверенности не получают. Журнал выданных доверенностей ведется исправно.
Сформулируем основные выводы по курсовой работе.
1) В процессе своей хозяйственной деятельности предприятие осуществляет расчеты с участниками хозяйственных отношений как внутри предприятия, так и вне его.
Расчеты внутри предприятия и некоторые
из внешних расчетов осуществляются
через кассу предприятия
Расчеты с внешними контрагентами, как правило, производятся в безналичной форме.
Так расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами безналичных платежей: платежными поручениями; платежными требованиями – поручениями; платежными требованиями; аккредитивами; расчетными чеками; векселями. По некоторым операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.
Расчеты с контрагентами предприятие осуществляет через банк. Предприятие для осуществления хозяйственной деятельности пользуется услугами банков, где ему открывают расчетные или текущие счета.
2) В соответствии с законодательством списание денежных средств с расчетного счета осуществляется на основании распоряжения его владельца в порядке календарной очередности поступления документов на списание. Вместе с тем имеется ряд платежей, которые могут производиться без согласия владельца счета. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете допускается по решению суда, а также в случаях установленных законом или предусмотренных договором банковского счета.
Расчеты по товарным операциям осуществляются различными формами безналичных платежей. Формы расчетов между плательщиком и получателем денежных средств определяются в заключаемых между ними договорах.
Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов. Как правило, ими оформляется предварительная плата, а также плановые платежи за продукцию и выполненные услуги.
Платежное требование содержит требование поставщика к плательщику оплатить сумму, указанную в требовании через банк. Платежное требование после отгрузки продукции отправляется по системе инкассо в банк плательщика, которое оплачивается также только при наличии акцепта плательщика. Однако при такой форме расчета применяется так называемая отрицательная форма акцепта, в соответствии с которой незаявление плательщиком в течение трех рабочих дней письменного отказа от оплаты, расценивается банком как согласие на оплату платежного требования.
Аккредитив является поручением банка покупателя банку поставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заявлении, на условиях предоставления поставщиком соответствующих документов. Такая форма расчетов используется только при иногородних расчетах.
Аккредитивная форма расчетов имеет значительные преимущества по отношению к расчетам по платежным поручениям с предварительной оплатой, поскольку при использовании аккредитивов денежные средства, депонированные банком служат обеспечением гарантий поставщика, а не являются бесплатными кредитными ресурсами для получателя. При этом поставщик получает оплату сразу же после отгрузки товаров в адрес покупателя и предъявлении товарно-транспортных документов в свой банк.
Чек является письменным распоряжением плательщика своему банку уплатить с его счета предъявителю чека обозначенную в нем денежную сумму. Различают денежные и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для получения наличных денег в банке на выплату заработной платы, оплату хозяйственных нужд, командировочные расходы и пр.
В системе безналичной формы расчетов применяется такой способ осуществления платежей, как коммерческий кредит, который представляет собой отсрочку и рассрочку платежей за реализованную продукцию. Фактически поставщик, предоставляя отсрочку покупателю в оплате поставленной продукции, дает ему краткосрочный кредит, за который мог бы получать проценты. На практике зачастую поставщик продукции не только не получает проценты за предоставление отсрочки, но вынужден еще предоставлять и скидки с цены поставляемой продукции.
Разновидностью коммерческого кредита является вексель, который представляет собой письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право при наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в нем денежной суммы.
Вексель может быть дополнительно
обеспечен гарантией
Среди платежных документов, применяемых для осуществления безналичных расчетов, могут использоваться и некоторые другие виды ценных бумаг.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС на 31 марта 2010г.
Организация: ООО «Стройматериалы»
Единица измерения руб.
АКТИВ |
Код стр. |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы (04,05)в том числе: |
110 |
365 |
337 |
патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы |
111 |
365 |
337 |
Основные средства (01,02,03) в том числе: |
120 |
2636731 |
2601886 |
земельные участки и объекты природопользования |
121 |
||
здания, машины и оборудования |
122 |
2636731 |
2601886 |
Незавершенное строительство (07,08,16,61) |
130 |
48335 |
60361 |
ИТОГО по разделу I |
190 |
2685431 |
2662584 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||
Запасы в том числе: |
210 |
8491 |
105164 |
сырье, материалы, и другие аналогичные ценности (10,12,13,16) |
211 |
22797 |
103365 |
готовая продукция и товары для перепродажи (16,40,41) |
214 |
1042 |
1041 |
товары отгруженные (45) |
215 |
||
расходы будущих периодов (31) |
216 |
852 |
758 |
прочие запасы и затраты |
217 |
||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19) |
220 |
3511 |
1630 |
Дебиторская задолж.(платежи по кот. ожид. более чем через 12 мес.после отчет.даты) в том числе |
230 |
83999 |
120721 |
покупатели и заказчики (62,76,82) |
231 |
83999 |
120721 |
Дебиторская задолж.(платежи по кот.ожид. в течение 12 мес. после отчетной даты ) в том числе: |
240 |
266544 |
263349 |
покупатели и заказчики (62,76,82) |
241 |
123636 |
124740 |
векселя к получению (62) |
242 |
6150 |
5800 |
прочие дебиторы |
246 |
136758 |
132809 |
Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82) в т. ч.: |
250 |
83202 |
130647 |
займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев |
251 |
70000 |
118129 |
прочие краткосрочные финансовые вложения |
253 |
13202 |
12518 |
Денежные средства в том числе: |
260 |
8355 |
10434 |
касса (50) |
261 |
13 |
27 |
расчетные счета (51) |
262 |
3309 |
5005 |
валютные счета (52) |
263 |
||
прочие денежные средства (55,56,57) |
264 |
5033 |
5402 |
Прочие оборотные активы |
270 |
||
ИТОГО по разделу II |
290 |
530302 |
631945 |
БАЛАНС (сумма строк 190+290) |
300 |
3215733 |
3294529 |
Информация о работе Организация и порядок осуществления расчетов на предприятии