Организация и порядок осуществления расчетов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть вопросы организации и осуществления денежных расчетов на предприятии.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть порядок осуществления денежных расчетов на предприятии;
- зафиксировать применяемые на практике виды и формы расчетов;
- охарактеризовать особенности безналичных расчетов предприятия;
- на примере конкретного предприятия охарактеризовать организацию кассового обслуживания и порядок оборота наличных денежных средств.

Содержание

Введение 3
1. Порядок осуществления денежных расчетов на предприятии 5
2. Виды расчетов, применяемых предприятием в процессе хозяйственной деятельности 11
3. Характеристика и порядок организации безналичных форм расчетов предприятия 13
4. Достоинства и недостатки различных форм расчетов 16
5. Расчетная часть 18
Заключение 24
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Тема 9_Организация и порядок осуществления расчетов.doc

— 259.50 Кб (Скачать документ)

 

    Расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется в КБ «Московский капитал», который предлагает:

1) операции по открытию  и обслуживанию текущих, расчетных счетов клиентов на основе банковского договора;

2) контроль за осуществлением клиентами кассовых операций  и исполнение кассовой дисциплины.

Комплекс услуг по обслуживанию счета предполагает:

1) прием и зачисление  поступающих на счет денежных  средств; 

2) выполнение распоряжения  клиента о перечислении соответствующих  сумм со счета;

3) прием на счет  и выдача со счета наличных  денег в случаях, предусмотренных  законодательством РФ;

4) совершение расчетов в формах, установленных законом и банковскими правилами через сети РКЦ или счета своих банков-корреспондентов.

При этом используются следующие все формы безналичных расчетов:

          - платежные поручения;

- платежные требования;

- чеки;

- аккредитивы;

- инкассовые поручения.          

Платежные  документы  принимаются на бумажных  носителях  и дискетах, по каналам связи, с использованием электронной системы «клиент-банк».

Расчетное  обслуживание  предприятий и организаций осуществляется на основании договора, заключаемого между клиентом и банком.

В договоре оговариваются  взаимные условия обслуживания, в  том числе тарифы на все виды расчетно-кассовых услуг (Таблица 2).

Таблица 2

Тарифы за расчетно-кассовое обслуживание предприятий и организаций  в ОАО «Альфа-Банк»

                   № п/п 

Наименование услуг

Тариф, %

А

1

1

1.1

 

 

1.2

За ведение операций по расчетному счету:

за перевод средств  в банк по новому месту обслуживания в случае досрочного одностороннего расторжения договора со стороны клиента.

Взыскание осуществляется путем удержания оплаты за перевод  из суммы основного платежа

0,2 % от документооборота за расчетное обслуживание

 

 

за каждый документ 1000 рублей


 

Продолжение таблицы 2

2

2.1

 

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Выдача наличных денег:

выплата индивидуальным заемщикам и по операциям ломбард (сим. 54)

выплата со счетов предпринимателей (сим. 58)

выплата на другие цели (сим. 53)

пенсии, пособия (сим.50)

заработная плата, сельхоззакупки, приобретение ГСМ и прочие (сим. 40,46,41,42,44)

за неправильное вложение денег в инкассаторскую сумку (излишки  и недостатки денег)

 

3 % от суммы

 

3 % от суммы

1 % от суммы

1 % от суммы

1 % от суммы

 

 

5 % от суммы повторно пересчитанной купюры

3

Прием наличных денег 

1 % от суммы 


 

Допускаются наличные и  безналичные формы расчета  за расчетно-кассовое обслуживание предприятий  и организаций.

Договор на расчетно-кассовое обслуживание предприятий и организаций в ОАО «Альфа-Банк» предусматривает ответственность сторон:

1) в случае нарушения  клиентом обязанностей по договору  клиент уплачивает банку штраф  в размере ставки рефинансирования  Центрального банка РФ от неправильно  начисленной на счет суммы за каждый день просрочки, а также возмещает убытки, понесенные банком вследствие несвоевременного уведомления в полной сумме сверх  штрафа;

2) при нарушении   обязательств банком к нему  применяются аналогичные штрафные санкции.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Положением Центрального банка РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 199 от 09.10.2002 года с последующими редакциями.

Порядок и сроки сдачи  наличных денег устанавливаются  банком каждому предприятию по согласованию с их руководителями (согласно п. 2.4 Положения « О правилах организации  наличного денежного обращения  на территории РФ» № 14-П от 05.01.1998 года.

Согласно договору предприятия  могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями предприятий. Всю денежную наличность сверх установленного лимита предприятия обязаны сдавать в банк.

Расчетно-кассовое обслуживание в  банке автоматизировано.  В автоматизированной банковской системе предусмотрена  обработка всех этапов этого процесса, начиная с оформления договора с  клиентом.  

 При автоматизированном расчетно–кассовом  обслуживании  клиентов предусматривается:

- ведение контрактов и расчетные  операции - документарное и финансовое  инкассо, переводы, расчеты аккредитивами;

-   сообщения и платежи  в разных транспортных системах;

-   расчеты векселями; 

- транзитные расчеты, обслуживание не своих клиентов, клиентов филиалов;

-  реальное время, совмещение  банковского дня и календарного;

-  ведение по счетам не  менее двух остатков - текущего  и планового;

-  взаимодействие с внутренними  расчетными системами;

-  взаимодействие c международными информационными системами;

-  ввод информации со специальных  устройств (сканера, факса и  т.д.);

- вывод информации на специальные  устройства (сберкнижку, факс, модем  и т.д.);

- проверки доступа и авторизации  ответственных исполнителей и  клиентов (через отпечаток пальца, через магнитную карточку, по электронной подписи и т.п.).

Что касается организации  наличных расчетов на предприятии, то можно сказать следующее. Для  кассы отведено специальное помещение, в котором имеется сейф для хранения денег. Окна кассы оборудованы железными решетками, имеется сигнализация.

При пересмотре кассовой книги установлено, что она пронумерована, прошнурована, скреплена печатью.

Книга регистрации приходных  и расходных кассовых ордеров  ведется аккуратно. Установлено, что кассир Корина И.В. при доставке денег из банка пользуется транспортом предприятия.

В кассовых документах заполняются  полностью необходимые реквизиты. Право подписи в кассовых документах имеют руководитель и главный бухгалтер (кассир, где этого требуют реквизиты документа).

Остатки кассы снимаются  главным бухгалтером регулярно.

На 2010 г. банком установлен лимит 12 000 руб.  Реализация готовой продукции производится за наличный и безналичный расчет. Сотрудники предприятия от сторонних организаций деньги по доверенности не получают. Журнал выданных доверенностей ведется исправно.

 

Заключение

 

Сформулируем основные выводы по курсовой работе.

1) В процессе своей хозяйственной деятельности предприятие осуществляет расчеты с участниками хозяйственных отношений как внутри предприятия, так и вне его.

Расчеты внутри предприятия и некоторые  из внешних расчетов осуществляются через кассу предприятия наличными  деньгами. При этом на расчеты наличными  с юридическими лицами имеются ограничения, которые регламентируются ЦБ РФ.

Расчеты с внешними контрагентами, как правило, производятся в безналичной  форме.

Так расчеты по товарным операциям  осуществляются следующими видами безналичных  платежей: платежными поручениями; платежными требованиями – поручениями; платежными требованиями; аккредитивами; расчетными чеками; векселями. По некоторым операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.

Расчеты с контрагентами  предприятие осуществляет через  банк. Предприятие для осуществления  хозяйственной деятельности пользуется услугами банков, где ему открывают расчетные или текущие счета.

2) В соответствии с законодательством списание денежных средств с расчетного счета осуществляется на основании распоряжения его владельца в порядке календарной очередности поступления документов на списание. Вместе с тем имеется ряд платежей, которые  могут производиться без согласия владельца счета. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете допускается по решению суда, а также в случаях установленных законом или предусмотренных договором банковского счета.

Расчеты по товарным операциям осуществляются различными формами безналичных  платежей. Формы расчетов между плательщиком и получателем денежных средств  определяются в заключаемых между  ними договорах.

Расчеты платежными поручениями  являются наиболее распространенной формой расчетов. Как правило, ими оформляется предварительная плата, а также плановые платежи за продукцию и выполненные услуги.

Платежное требование содержит требование поставщика к плательщику  оплатить сумму, указанную в требовании  через банк. Платежное требование после отгрузки продукции отправляется по системе инкассо в банк плательщика, которое оплачивается также только при наличии акцепта плательщика. Однако при такой форме расчета применяется так называемая отрицательная форма акцепта, в соответствии с которой незаявление плательщиком в течение трех рабочих дней письменного отказа от оплаты, расценивается банком как согласие на оплату платежного требования.

Аккредитив является поручением банка покупателя банку  поставщика оплатить сумму, предусмотренную  в аккредитивном заявлении, на условиях предоставления поставщиком соответствующих  документов. Такая форма расчетов используется только при иногородних расчетах.

Аккредитивная форма  расчетов имеет значительные преимущества по отношению к расчетам по  платежным  поручениям с предварительной оплатой, поскольку при использовании  аккредитивов денежные средства, депонированные банком служат обеспечением гарантий поставщика, а не являются бесплатными кредитными ресурсами для получателя. При этом поставщик получает оплату сразу же  после отгрузки товаров  в адрес  покупателя и предъявлении товарно-транспортных документов в свой банк.

Чек является письменным распоряжением плательщика своему банку уплатить с его счета предъявителю чека обозначенную в нем денежную сумму. Различают денежные и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для получения наличных денег в банке на выплату заработной платы, оплату хозяйственных  нужд, командировочные расходы и пр.

В системе безналичной формы  расчетов применяется такой способ осуществления платежей, как коммерческий  кредит, который представляет собой  отсрочку и рассрочку платежей за реализованную продукцию. Фактически поставщик, предоставляя отсрочку покупателю в оплате поставленной продукции, дает ему краткосрочный кредит, за который мог бы получать проценты. На практике зачастую поставщик продукции не только не получает проценты за предоставление отсрочки, но вынужден еще предоставлять и скидки с цены поставляемой продукции.

Разновидностью коммерческого  кредита является вексель, который  представляет собой письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право  при наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в нем денежной суммы.

Вексель может быть дополнительно  обеспечен гарантией посредством  выдачи на него вексельного поручительства – аваля. Аваль дается третьим  лицом (обычно банком) и представляет собой гарантийную запись на векселе или на добавочном листе (аллонж). Векселя могут быть срочными, когда на них указан срок платежа, или подлежащими оплате по предъявлению.

Среди платежных документов, применяемых  для осуществления безналичных  расчетов, могут использоваться и некоторые другие виды ценных бумаг.

 

Список литературы

 

 

  1. Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
  2. Положение «О БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  ЦБ РФ от  3 октября 2002 г. N 2-П (в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У, от 11.06.2004 N 1442-У, от 02.05.2007 N 1823-У,  от 22.01.2008 N 1964-У).
  3. Бухгалтерский учет: учебник / Н.Г.Сапожникова – М.:КНОРУС, 2008. – 464 с.
  4. Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий / под ред. Н.Т. Лабынцева - .М., - 800 c.: ил.
  5. Дробоздина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 2003 - 520 с.
  6. Захарьин В.Р. Учетная политика организации. М.: Бухгалтерский учет. - 2007 - № 1 – 28 с.
  7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. Учеб. для вузов. - М.: Юристъ, 2007.
  8. Карпова Т. П. Основы управленческого учета. - М. 2007. – 212 с.
  9. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 768 с.
  10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб.идоп. – М: ИНФРА-М, 2007-717 с.
  11. Рогачев Ю.Б. Финансы предприятий (организаций). Учебно-практическое пособие. – М.,МГУТУ, 2004., части 1-2.
  12. Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие. /Под ред. Мазурина Т.Ю. – М.: Издательство РИОР, 2007. – 575 с.
  13. Финансы: Учеб. пособие. /Под ред. А.М. Ковалевой – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС на 31 марта 2010г.

 

Организация:   ООО «Стройматериалы»                            

Единица измерения  руб.

 

АКТИВ

Код стр.

На начало отчетного  периода

На конец отчетного  периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 Нематериальные активы (04,05)в том числе:

110

365

337

патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

111

365

337

Основные средства (01,02,03)

в том числе:

120

2636731

2601886

земельные участки и  объекты природопользования

121

   

здания, машины и оборудования

122

2636731

2601886

Незавершенное строительство (07,08,16,61)

130

48335

60361

ИТОГО по разделу I

190

2685431

2662584

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

     

Запасы

в том числе:

210

8491

105164

сырье,  материалы, и  другие аналогичные ценности (10,12,13,16)

211

22797

103365

готовая продукция и  товары для перепродажи (16,40,41)

214

1042

1041

товары отгруженные (45)

215

   

расходы будущих периодов (31)

216

852

758

прочие запасы и затраты

217

   

Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям (19)

220

3511

1630

Дебиторская задолж.(платежи  по кот. ожид. более чем через 12 мес.после  отчет.даты) в том числе

230

83999

120721

покупатели и заказчики (62,76,82)

231

83999

120721

Дебиторская задолж.(платежи  по кот.ожид. в течение 12 мес. после отчетной даты ) в том числе:

240

266544

263349

покупатели и заказчики (62,76,82)

241

123636

124740

векселя к получению (62)

242

6150

5800

прочие дебиторы

246

136758

132809

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82) в т. ч.:

250

83202

130647

займы, предоставленные  организациям на срок менее 12 месяцев

251

70000

118129

прочие краткосрочные  финансовые вложения

253

13202

12518

Денежные средства в том числе:

260

8355

10434

касса (50)

261

13

27

расчетные счета (51)

262

3309

5005

валютные счета (52)

263

   

прочие денежные средства (55,56,57)

264

5033

5402

Прочие оборотные активы

270

   

ИТОГО по разделу II

290

530302

631945

БАЛАНС (сумма строк 190+290)

300

3215733

3294529

Информация о работе Организация и порядок осуществления расчетов на предприятии