Организация инновационной деятельности на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:15, реферат

Описание

Состояние российской экономики во многом не соответствует требованиям современного рынка. К её основным конкурентным преимуществам можно отнести: относительно высокий образовательный уровень населения; развитую сеть университетов; научно-технические заделы в ряде областей, определяющие развитие мировой экономики; наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов. Однако общий уровень инновационной активности российских предприятий остается невысоким. Главными причинами такого положения являются отсутствие инновационной культуры, инновационного менталитета, понимания, что именно инновационный путь и освоение новых технологий может укрепить
экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблемы в инновационной деятельности предприятий в России….……...4
2. Основные направления активизации инновационной деятельности предприятий в России……………………………….……………………………8
3. Перспективы развития инновационной деятельности предприятий в России…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

организация инновационной деятельности на российских предприятиях.docx

— 44.48 Кб (Скачать документ)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

     ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Институт  Мировой экономики и фиансов

     Кафедра Экономики предприятия и инновационной  деятельности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему:

     «Организация  инновационной деятельности на российских предприятиях» 
 
 
 

     Выполнила: ст-ка гр.ЭБ-102

                                                                                       Мержоева.А.У

                                                                                       Проверила: Пожилова.И.В.

     Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Проблемы  в инновационной деятельности  предприятий в России….……...4

2. Основные направления активизации инновационной деятельности предприятий в России……………………………….……………………………8

3. Перспективы развития инновационной деятельности предприятий в России…………………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  литературы………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В современных условиях высокой конкуренции, соответствие внутренней среды предприятия требованиям рынка, является важнейшим фактором успешной деятельности и вызывает необходимость её постоянной трансформации. Главной движущей силой экономического роста сегодня являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и в потреблении. Мировая практика показывает, что разработка и внедрение новшеств – это не только путь к повышению конкурентоспособности предприятия, но и серьезный стимул экономического развития страны.

      Состояние российской экономики во многом не соответствует требованиям современного рынка. К её основным конкурентным преимуществам можно отнести: относительно высокий образовательный уровень населения; развитую сеть университетов; научно-технические заделы в ряде областей, определяющие развитие мировой экономики; наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов. Однако общий уровень инновационной активности российских предприятий остается невысоким. Главными причинами такого положения являются отсутствие инновационной культуры, инновационного менталитета, понимания, что именно инновационный путь и освоение новых технологий может укрепить

экономику. Определенную роль играют также так  называемая «утечка мозгов» и старение научных кадров

      Таким образом, сложность и многоаспектность данной проблемы, а также её высокая значимость для повышения эффективности деятельности предприятия обусловили актуальность темы исследования. 
 
 
 
 

     1. Проблемы в инновационной  деятельности предприятий  в России 

     Одной из важнейших проблем в инновационной  деятельности является проблема организации  этой деятельности, т.е. проблема управления. Все большее значение приобретает  качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим  фактором обеспечения эффективности  инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.

     Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных  менеджеров со стороны и постоянного  обучения персонала. Однако здесь возникают  проблемы иного плана — все  больше ощущается нехватка управленцев  высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень  часто оказывается недостаточно эффективным.

     Причина заключается в том, что подготовка управленческих кадров ведется по принципу обучения отдельным компонентам  менеджмента и крайне редко - самой  процедуре управления. Это связано  и с отсутствием реального  управленческого опыта у большинства  вузовских преподавателей. Конечно, для успешной реализации целей того или иного проекта необходимы знания в конкретной предметной области, но необходимы и знания основ менеджмента, теории организаций, маркетинга, управления персоналом. Означает ли что знание этих составляющих менеджмента обеспечивает качественное управление инновационной  деятельностью? Естественно нет - ведь почти никто и нигде не учит менеджера умению выстраивать свои управленческие действия во времени, исходя из складывающейся ситуации1.

     В инновационной деятельности, как  и в других сферах бизнеса, наблюдается  значительный дефицит квалифицированных  управленцев, который усугубляется тем, что инновационный бизнес не способен пока нанимать действительно  квалифицированных менеджеров. В  итоге коммерциализация осуществляется медленно, с большими издержками.

     В отличие от чисто финансовых проектов, в инновационных проектах имеется  большое число хорошо управляемых  факторов (рычагов), способных принципиально  изменить инвестиционную привлекательность  проекта в лучшую сторону: способы  управления, квалификация персонала, опыт менеджера. Именно по этой причине результативность проекта в значительной степени  зависит от того, кто управляет. Таким  образом, проблема управления в инновационной  деятельности становится ключевой.

     На  результативность производственно-коммерческой деятельности любого предприятия существенное влияние оказывают управление процессом  функционирования и организационная  структура, в рамках которой этот процесс осуществляется. Эта проблема весьма многогранна. Правильно выбранная  структура позволяет обеспечить предприятию или компании полную занятость персонала, гибкость в  использовании ресурсов и соответствие требованиям рынка. Таким образом, мы неизбежно приходим к необходимости  большей или меньшей реорганизации  системы управления инновационной  деятельностью предприятия. Сейчас менеджер вынужден действовать в  рамках организационной структуры, совершенно не приспособленной к  инновационной деятельности. Управлять  такой деятельностью значительно  сложней, чем текущим, повторяющимся  производством. Для принятия обоснованных и оперативных решений руководству  часто необходимо в короткие сроки  просчитать и сравнить несколько  вариантов планов2.

     Одной из основных проблем развития инновационной деятельности в стране является низкая инновационная активность отраслей экономики.

     Зачастую  высказывается мнение, что важными факторами повышения инновационной активности предприятий являются наличие конкуренции и частной формы собственности. В зарубежной экономической литературе по инновациям именно эти факторы рассматриваются в качестве доминирующих. При этом отношение к конкуренции как фактору, влияющему на инновационную активность предприятий, двойственное. Ряд авторов описывает эффект конкуренции как положительный, ссылаясь на наличие линейной связи между числом инноваций и патентов, с одной стороны, и увеличением локальной конкуренции. Другие авторы ссылаются на пределы воздействия конкуренции, связывая положительный эффект с инновационными стимулами менеджеров.

     Наличие двойственного результата влияния  конкуренции на инновационную активность российских предприятий подтверждено в исследовании, проведенном в Московском центре Карнеги. Анализ деятельности предприятий-новаторов отразил следующий результат: усиление конкуренции положительно влияет на инновационную активность только при низком уровне конкуренции. В случае высокой конкуренции ограничителями для роста инновационной активности выступают финансовые факторы3.

     Расширение  инновационной активности сдерживается и за счет других факторов, в числе которых можно выделить:

     – неразвитость системы технического регулирования как системного элемента стимулирования инноваций;

     – низкий уровень менеджмента промышленных предприятий и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация;

     – нерациональную организацию государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, отсутствие координации действий по его модернизации.

     Таким образом, инновации - это не только использование  высоких технологий, но и инновации  в сфере управленческих решений. Для реализации большинства стоящих  перед предприятием задач необходима реорганизация системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий. Предприятие, намеревающееся работать гибко, неизбежно приходит к необходимости использования  инновационных подходов.

     Итак, основными проблемами в инновационной  деятельности предприятий являются:  проблема управления, низкая инновационная  активность отраслей экономики, неразвитость системы технического регулирования как системного элемента стимулирования инноваций; низкий уровень менеджмента промышленных предприятий и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация; нерациональную организацию государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, отсутствие координации действий по его модернизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные направления активизации инновационной деятельности предприятий в России 

     При выборе направлений инновационного развития отдельного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать многие составляющие как внешней, так и внутренней среды: инновационный климат, инновационную  позицию, инновационный потенциал, инновационную активность.

     Под инновационной активностью понимается интенсивность деятельности по разработке и внедрению новых или усовершенствованных  продуктов (технологий) в хозяйственный  оборот4. Эксперты выделяют несколько подходов к оценке инновационной активности. Первый подход заключается в оценке развития инновационной инфраструктуры и определении способности предприятий по коммерциализации нововведений. Такой подход применяется в основном при формировании отчетных и статистических данных о состоянии и перспективах развития инновационной деятельности в стране в целом и на региональном уровне. Второй подход заключается в использовании оценки инновационной активности  в качестве исходного этапа процесса разработки инновационной стратегии отдельного предприятия. При этом главная задача состоит в анализе экономического развития конкретного хозяйствующего субъекта и взаимосвязанных с ним структурных элементов. Предполагается, что дальнейшая инновационная, инвестиционная, стратегическая, маркетинговая политика будет формироваться в зависимости от состояния инновационной сферы предприятия. В качестве диагностического подхода целесообразно использовать экспертные оценки, позволяющие учесть комплекс параметров инновационной активности (таблица 1).

     Сущность  оценки инновационной активности сводится не только к оценке масштабов разработки, внедрения и диффузии инноваций, но и к осуществлению отбора направления инновационного развития и формирования соответствующей инновационной политики.

     Таблица 1 -  Параметры, рекомендуемые для  оценки инновационной активности 

№ п/п Оцениваемые параметры  инновационной активности Содержание  параметров
1 Качество инновационной  стратегии и инновационной цели Соответствие  инновационной стратегии миссии, целям, возможностям и угрозам внешней  среды, инновационному потенциалу; взаимосвязь  с другими стратегиями
2 Уровень использования  инновационного потенциала Способность руководства  мобилизовать и эффективно использовать требуемый потенциал: ресурсы, информацию, кадры, результаты НИОКР и др.
3 Уровень привлекаемых капиталовложений – инвестиций Определение приемлемых источников инвестиций, способность  руководства к их привлечению  в необходимом объеме
4 Методы и  ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений Активность  при внедрении инновационных  преобразований, преодоление потенциального и реального сопротивления изменениям, использование концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ
5 Соответствие  реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации Использование соответствующего стратегической ситуации типа поведения (реакции) с учетом состояния  объекта (инновации) и состояния  среды: реактивного, активного и  планово-прогнозного.
6 Скорость разработки и реализации инновационной стратегии Интенсивность действий по проведению исследований и продвижению инновации, осуществлению  инновационных изменений
7 Обоснованность  реализуемого уровня инновационной  активности Соответствие  и адекватность уровня активности состоянию  внешней среды и самой организации

Информация о работе Организация инновационной деятельности на российских предприятиях