Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:15, реферат
Состояние российской экономики во многом не соответствует требованиям современного рынка. К её основным конкурентным преимуществам можно отнести: относительно высокий образовательный уровень населения; развитую сеть университетов; научно-технические заделы в ряде областей, определяющие развитие мировой экономики; наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов. Однако общий уровень инновационной активности российских предприятий остается невысоким. Главными причинами такого положения являются отсутствие инновационной культуры, инновационного менталитета, понимания, что именно инновационный путь и освоение новых технологий может укрепить
экономику.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблемы в инновационной деятельности предприятий в России….……...4
2. Основные направления активизации инновационной деятельности предприятий в России……………………………….……………………………8
3. Перспективы развития инновационной деятельности предприятий в России…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Мировой экономики и фиансов
Кафедра
Экономики предприятия и
Реферат на тему:
«Организация
инновационной деятельности на российских
предприятиях»
Выполнила: ст-ка гр.ЭБ-102
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Проблемы в инновационной деятельности предприятий в России….……...4
2. Основные
направления активизации инновационной
деятельности предприятий в России……………………………….……………………………
3.
Перспективы развития инновационной деятельности предприятий в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В современных условиях высокой конкуренции, соответствие внутренней среды предприятия требованиям рынка, является важнейшим фактором успешной деятельности и вызывает необходимость её постоянной трансформации. Главной движущей силой экономического роста сегодня являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и в потреблении. Мировая практика показывает, что разработка и внедрение новшеств – это не только путь к повышению конкурентоспособности предприятия, но и серьезный стимул экономического развития страны.
Состояние российской экономики во многом не соответствует требованиям современного рынка. К её основным конкурентным преимуществам можно отнести: относительно высокий образовательный уровень населения; развитую сеть университетов; научно-технические заделы в ряде областей, определяющие развитие мировой экономики; наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов. Однако общий уровень инновационной активности российских предприятий остается невысоким. Главными причинами такого положения являются отсутствие инновационной культуры, инновационного менталитета, понимания, что именно инновационный путь и освоение новых технологий может укрепить
экономику. Определенную роль играют также так называемая «утечка мозгов» и старение научных кадров
Таким
образом, сложность и многоаспектность
данной проблемы, а также её высокая значимость
для повышения эффективности деятельности
предприятия обусловили актуальность
темы исследования.
1.
Проблемы в инновационной
деятельности предприятий
в России
Одной
из важнейших проблем в
Как
правило, проблема качественного управления
решается за счет привлечения
Причина
заключается в том, что подготовка
управленческих кадров ведется по принципу
обучения отдельным компонентам
менеджмента и крайне редко - самой
процедуре управления. Это связано
и с отсутствием реального
управленческого опыта у
В инновационной деятельности, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значительный дефицит квалифицированных управленцев, который усугубляется тем, что инновационный бизнес не способен пока нанимать действительно квалифицированных менеджеров. В итоге коммерциализация осуществляется медленно, с большими издержками.
В отличие от чисто финансовых проектов, в инновационных проектах имеется большое число хорошо управляемых факторов (рычагов), способных принципиально изменить инвестиционную привлекательность проекта в лучшую сторону: способы управления, квалификация персонала, опыт менеджера. Именно по этой причине результативность проекта в значительной степени зависит от того, кто управляет. Таким образом, проблема управления в инновационной деятельности становится ключевой.
На
результативность производственно-коммерческой
деятельности любого предприятия существенное
влияние оказывают управление процессом
функционирования и организационная
структура, в рамках которой этот
процесс осуществляется. Эта проблема
весьма многогранна. Правильно выбранная
структура позволяет обеспечить
предприятию или компании полную
занятость персонала, гибкость в
использовании ресурсов и соответствие
требованиям рынка. Таким образом,
мы неизбежно приходим к необходимости
большей или меньшей
Одной из основных проблем развития инновационной деятельности в стране является низкая инновационная активность отраслей экономики.
Зачастую высказывается мнение, что важными факторами повышения инновационной активности предприятий являются наличие конкуренции и частной формы собственности. В зарубежной экономической литературе по инновациям именно эти факторы рассматриваются в качестве доминирующих. При этом отношение к конкуренции как фактору, влияющему на инновационную активность предприятий, двойственное. Ряд авторов описывает эффект конкуренции как положительный, ссылаясь на наличие линейной связи между числом инноваций и патентов, с одной стороны, и увеличением локальной конкуренции. Другие авторы ссылаются на пределы воздействия конкуренции, связывая положительный эффект с инновационными стимулами менеджеров.
Наличие двойственного результата влияния конкуренции на инновационную активность российских предприятий подтверждено в исследовании, проведенном в Московском центре Карнеги. Анализ деятельности предприятий-новаторов отразил следующий результат: усиление конкуренции положительно влияет на инновационную активность только при низком уровне конкуренции. В случае высокой конкуренции ограничителями для роста инновационной активности выступают финансовые факторы3.
Расширение инновационной активности сдерживается и за счет других факторов, в числе которых можно выделить:
– неразвитость системы технического регулирования как системного элемента стимулирования инноваций;
– низкий уровень менеджмента промышленных предприятий и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация;
– нерациональную организацию государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, отсутствие координации действий по его модернизации.
Таким
образом, инновации - это не только использование
высоких технологий, но и инновации
в сфере управленческих решений.
Для реализации большинства стоящих
перед предприятием задач необходима
реорганизация системы
Итак,
основными проблемами в инновационной
деятельности предприятий являются:
проблема управления, низкая инновационная
активность отраслей экономики, неразвитость
системы технического регулирования как
системного элемента стимулирования инноваций;
низкий уровень менеджмента промышленных
предприятий и, как следствие, неудовлетворительная
корпоративная организация; нерациональную
организацию государственного сектора
промышленности, низкие темпы его реформирования,
отсутствие координации действий по его
модернизации.
2.
Основные направления
активизации инновационной
деятельности предприятий
в России
При выборе направлений инновационного развития отдельного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать многие составляющие как внешней, так и внутренней среды: инновационный климат, инновационную позицию, инновационный потенциал, инновационную активность.
Под
инновационной активностью
Сущность оценки инновационной активности сводится не только к оценке масштабов разработки, внедрения и диффузии инноваций, но и к осуществлению отбора направления инновационного развития и формирования соответствующей инновационной политики.
Таблица 1 - Параметры, рекомендуемые для оценки инновационной активности
№ п/п | Оцениваемые параметры инновационной активности | Содержание параметров |
1 | Качество инновационной стратегии и инновационной цели | Соответствие
инновационной стратегии |
2 | Уровень использования инновационного потенциала | Способность руководства мобилизовать и эффективно использовать требуемый потенциал: ресурсы, информацию, кадры, результаты НИОКР и др. |
3 | Уровень привлекаемых капиталовложений – инвестиций | Определение приемлемых источников инвестиций, способность руководства к их привлечению в необходимом объеме |
4 | Методы и ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений | Активность
при внедрении инновационных
преобразований, преодоление потенциального
и реального сопротивления |
5 | Соответствие
реакции фирмы характеру |
Использование соответствующего стратегической ситуации типа поведения (реакции) с учетом состояния объекта (инновации) и состояния среды: реактивного, активного и планово-прогнозного. |
6 | Скорость разработки и реализации инновационной стратегии | Интенсивность действий по проведению исследований и продвижению инновации, осуществлению инновационных изменений |
7 | Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности | Соответствие
и адекватность уровня активности состоянию
внешней среды и самой |
Информация о работе Организация инновационной деятельности на российских предприятиях