Организация инновационной деятельности на российских предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:15, реферат

Описание

Состояние российской экономики во многом не соответствует требованиям современного рынка. К её основным конкурентным преимуществам можно отнести: относительно высокий образовательный уровень населения; развитую сеть университетов; научно-технические заделы в ряде областей, определяющие развитие мировой экономики; наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов. Однако общий уровень инновационной активности российских предприятий остается невысоким. Главными причинами такого положения являются отсутствие инновационной культуры, инновационного менталитета, понимания, что именно инновационный путь и освоение новых технологий может укрепить
экономику.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблемы в инновационной деятельности предприятий в России….……...4
2. Основные направления активизации инновационной деятельности предприятий в России……………………………….……………………………8
3. Перспективы развития инновационной деятельности предприятий в России…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

организация инновационной деятельности на российских предприятиях.docx

— 44.48 Кб (Скачать документ)

     – наличие ограниченного количества приоритетов инновационного развития, получающих государственную поддержку;

     – формирование приоритетов инновационного развития на основе анализа тенденций развития научно-технической сферы и соответствующих рынков наукоемкой продукции13.

     Для достижения позитивных результатов  необходимо наладить совместную работу органов исполнительной власти, бизнеса и научного сообщества по поиску и созданию новых и сохранению имеющихся рынков наукоемкой продукции и услуг. С этой целью целесообразно обеспечит создание совместных конкурсных комиссий, в функции которых будет входить поиск и отбор приоритетных направлений технологического развития, формирование совместных специализированных фондов с долевым участием государства и бизнеса. Принципиально важным, как уже отмечалось, является ограничение количества приоритетов, что связано с ограниченными объемами доступных ресурсов. А их отбор должен производиться на основе совместного анализа и прогноза развития научно-технической сферы и соответствующих рынков.

     Важным  инструментом, обеспечивающим коммерциализацию технологий, является выполнение исследований и разработок в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).

     Однако  анализ реализации ФЦП «Исследования  и разработка по приоритетным направлениям развития науки и техники» показал необходимость изменения подходов к формированию мероприятий по программе, уточнения некоторых целевых установок по государственной поддержке проектов. Исследования и разработки, проводимые по данной программе, зачастую слабо увязывались с задачами последующей коммерциализации полученных результатов. В этой связи предстоит решить следующие задачи:

     – обеспечить разработку приоритетов  инновационного развития, охватывая  все этапы инновационного цикла;

     – создать условия заинтересованности у субъектов Российской Федерации  к совместной работе с другими регионами по выработке приоритетов инновационного развития, а также определению механизмов привлечения средств из бюджетов территорий для реализации наукоемких проектов межотраслевого и межрегионального значения.

     Важным  элементом обеспечения процесса коммерциализации технологий является инновационная инфраструктура. Ее развитие должно быть основано на возможностях и требованиях национальной экономики, максимальной адаптивности к сложившимся в обществе условиям. Сформированная к настоящему времени инновационная инфраструктура нуждается в совершенствовании и использовании новых инструментов, таких как:

     – создание центров трансфера технологий с участием государственных научных центров, высших учебных заведений и отраслевых институтов, технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов;

     – разработка системы стимулов и мотиваций  для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции;

     – совершенствование системы подготовки кадров в области инновационного менеджмента;

     – реализация системы мер по формированию инновационной культуры.

     Основные  усилия должны быть сконцентрированы в тех областях, где внедрение новых результатов научных исследований может сыграть решающую роль. В их числе могут быть области, связанные с естественными конкурентными преимуществами (нефть, газ, лес), а также области, в которые вложены огромные инвестиции (космическая промышленность, атомная энергетика и т.д.).

     Стимулирование  модернизации промышленности на основе инноваций – это многоаспектная проблема, для решения которой следует использовать следующие инструменты стимулирования:

     – стимулирование рынка сбыта конкурентоспособной  продукции и услуг на основе разработки механизмов, регулирующих закупку отечественной наукоемкой продукции для государственных нужд, а также создания системы долгосрочных заказов на поставку высокотехнологичной продукции для государственных нужд и т. д.;

     – стимулирование инвестиций в модернизацию промышленности на основе инноваций путем расширения практики и совершенствования механизмов долевого финансирования крупных инновационных проектов со стороны государства и частного бизнеса;

     – стимулирование предприятий к восприятию инноваций на основе установления опережающих стандартов научно-технической продукции и введения мер стимулирования приобретения отечественной промышленностью современных технологий, созданных российскими разработчиками;

     – стимулирование процессов реформирования промышленности.

     Ускорению модернизации промышленности может  способствовать и создание корпоративных (вертикально и горизонтально интегрированных) структур, объединяющих сферы производства и научно-технической деятельности. В их числе федеральные центры науки и высоких технологий (ФЦНТП).

     Предложенная  система мер по модернизации промышленности на основе инноваций базируется на наличие у страны не только сырьевых ресурсов, но и значительного интеллектуального потенциала. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития позволит реализовать преимущества уже имеющихся научно-технических заделов и получить новые результаты, необходимые для коренного обновления российской промышленности.

     Ускорению модернизации промышленности может  способствовать и создание корпоративных (вертикально и горизонтально интегрированных) структур, объединяющих сферы производства и научно-технической деятельности. В их числе федеральные центры науки и высоких технологий (ФЦНТП). Предложенная система мер по модернизации промышленности на основе инноваций базируется на наличие у страны не только сырьевых ресурсов, но и значительного интеллектуального потенциала. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития позволит реализовать преимущества уже имеющихся научно-технических заделов и получить новые результаты, необходимые для коренного обновления российской промышленности.

     Таким образом, для интеграции в мировой научно-технический процесс необходимо обеспечить переход к действительно инновационной экономике. Инновационная экономика, или «экономика знаний», это экономика страны, основанная на знаниях, инновациях, активном восприятии новых идей, готовности к их практической реализации. Инновационная активность, являясь основой экономического роста стран, предполагает стремление государств конкурировать за счет высоких технологий при переходе к постиндустриальному развитию. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Инновационная  деятельность является  частью  научно-технического  прогресса  и  заключается  в  выходе  нового продукта  (услуги,  технологии)  на  рынок  и  освоение  рыночной  ниши  вплоть  до окупаемости  инвестиций. Инновационная деятельность возникает и на последующих фазах  жизненного  цикла  товара  (услуги,  технологии)  при  его  частичном  совершенствовании на базе улучшающих инноваций или при создании новой  модели. И это происходит вплоть до степени коммерциализации  результатов  научной деятельности.  Инновационная  деятельность,  как  правило, более  ресурсоемка по сравнению с научно-технической  деятельностью.  Ее  начало  в  условиях  рынка является  своеобразным  сепаратором  всей  совокупности  результатов  научно-технической  деятельности  по  отбору  наиболее  коммерчески  перспективных, с наименьшим  количеством  рисков  проектов.  Недостаточное  внимание  к инновационной  деятельности  не  способствует  продвижению  продуктов  научного труда  и итогов научно-инженерных разработок на рынок, к потребителю. Это чревато устареванием  научного  продукта,  частичной  или  полной  потерей  ряда  его потребительских  свойств и соответственно уровня конкурентоспособности.

     Результаты  инновационной деятельности определяются, как эффект воздействия многих факторов, в том числе: общей экономической  ситуацией  в  стране  (регионе);  полноценным  ресурсным  обеспечением  производства;  конъюнктурой  рынка; квалифицированностью маркетинга; уровнем  профессионализма менеджмента и  т. п. Решение  задач  инновационного  процесса  требуют  развитой  инновационной  инфраструктуры,  состоящей  из  различных  организаций  (учреждений),  имеющих подчиненный, вспомогательный  и обслуживающий характер.  
 
 

   Список  литературы 

  1. Афанасьев М. Мировая конкуренция и кластеризация  экономики // Вопросы экономики. – 2009. – C. 21 – 29.
  2. Афонин И.М. Инновационный менеджмент / Афонин И.М. — М.: Гардарики, 2010. – 301 с.
  3. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 231 с.
  4. Барышева А.В. Инновационный менеджмент (учебное пособие). – М.: 2009. – 154 с.
  5. Бовин А.А. Управление инновациями в организации / Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. — М.: Омега-Л, 2008. – 415 с.
  6. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С.  Управление инновациями: теория и практика. - М.: Эксмо, 2008. – 432 с.
  7. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. –2010. – C. 61 - 65.
  8. Галицын А.А. Влияние правовых аспектов на организационное продвижение инноваций // Инновации – 2006. – C. 32 – 33.
  9. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве // Национальная инновационная система, ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2008. С. 22 – 29.
  10. Ермасов С.В. Инновационный менеджмент / Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. — М.: Высшее образование, 2008. – 506 с.
  11. Ивантер В.В., Кузык Б.Н. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? – М.: Институт экономических стратегий, 2009. – 144 с.
  12. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др. Инновационный менеджмент. - М.: Юнити, 2009. – 327 с.
  13. Инновационный путь развития для новой России / Под ред. В.П. Горегляда. - М.: Наука, 2009.- 142 с.
  14. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2006. – 238 с.
  15. О конкретном механизме восстановления рабочего уровня монетизации и инвестиционном стимулировании развития российской экономики (Государственный инвестиционно-кредитный фонд). - М.: Научный эксперт, 2010. – 69 с.
  16. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. – М., 2004. – 632 с.
  17. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / Медынский В.Г. — М.: ИНФРА-М, 2009. – 563 с.
  18. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов // Вопросы экономики. – 2007. – C. 12 – 17.
  19. Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А. Государство, инновации и развитие экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – C. 15 – 21.
  20. Регионы России. Социально-экономические показатели-2009: стат. сб. – М.: Росстат, 2009.
  21. Саванович С.В. Проблема повышения инновационной активности российских предприятий // Режим доступа // www.mai.ru› Новости и анонсы…/sec7/savanovich.doc
  22. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Фатхутдинов Р.А. — СПб.: Питер, 2010. – 448 с.
  23. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент / Хотяшева О.М. — СПб.: Питер, 2008. -248 с.
  24. Ясин Е. Модернизация и общество // Вопросы экономики. – 2009. – C. 65.
  25. Яфасов А.Я.. Яфасов А.А. Мировая и региональная экономика в контексте глобализации. Инновационные пути развития экономики Калининградской области: Сб. статей. Ч.2. – Калининград, 2008. 

Информация о работе Организация инновационной деятельности на российских предприятиях