Организация как социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 07:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.

Содержание

Введение 2
1. Понятие системы 4
1.1. Определение систем……………………………………………………...... 4
1.2. Подсистемы. Свойства систем……………………………………………..7
2. Категории системного подхода ………………………………………..…..11
2.1. Принципы и закономерности организации как социальной системы…………………………………………………………………………..…11
2.2. Социальное пространство……………….………………………………..18
2.3. Социальное время…………………..……………………………………..21
3. Открытые и закрытые системы 23
3.1. Типы систем…………………………………..……………………………23
3.2. Наука как открытая система………………………………………………27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

организация как.docx

— 60.28 Кб (Скачать документ)

Содержание

 
 

Введение 2

1. Понятие системы 4

1.1. Определение  систем……………………………………………………...... 4

1.2. Подсистемы. Свойства систем……………………………………………..7

2. Категории  системного подхода ………………………………………..…..11

2.1. Принципы и закономерности организации как социальной систе…………………………………………………………………………..…11 

2.2. Социальное  пространство……………….………………………………..18

2.3. Социальное  время…………………..……………………………………..21

3. Открытые и закрытые системы 23

3.1. Типы систем…………………………………..……………………………23

3.2. Наука как  открытая система………………………………………………27

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Введение

 

     Слово «организация» происходит от латинского organize — делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива.

     В основе теории организации лежит  теория систем. Система — это  целое, созданное из частей и элементов  для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

      Применительно к задачам управления в определенный период времени имел распространение  термин кибернетика, введенный Н. Винером.

      Термины «элементы» - «компоненты», «связи» - «отношения»  обычно используются как синонимы. Однако, следует считать, «компоненты» - понятие более общее, чем «элементы», т.е. оно может означать и элемент, и подсистему или другое образование из элементов: относительна понятии «связь» и «отношение» существуют разные точки зрения: одни исследователи считают связь частным случаем отношения, другие - отношение частным случаем связей, третьи - предлагают понятие связь применять к статике системы, к ее структуре, а понятием отношение характеризовать некоторые действия в процессе функционирования (динамики) системы. Поэтому в разных определениях и использовались различные термины, помогающие их авторам уточнять конкретные характеристики рассматриваемых ими систем: наличие в них составляющих (компонентов) различной сложности, статику или динамику системы и т. п.

     В понятии система объективное  и субъективное составляют диалектическое единство, и следует говорить не о материальности или нематериальности системы, а о подходе (обобщенном методе) к объектам исследования как к системам, о разном представлении их на различных стадиях познания или создания.

     Итак, целью данной работы является анализ организации как социальной системы.

 

  1. Понятие системы
        1. Определение систем

      Система - это некоторая целостность, состоящая  из нескольких взаимосвязанных часте й или законов, каждый из которых вносит свой вклад в результат деятельности целого (системы).

      Существует  достаточно много определений системы, но большинство исследователей сходится к тому, что отличительными характеристиками системы является структурность (наличие  составляющих ее элементов и возможность  разложения системы на составляющие) и процессность (или в некоторых, случаях цикличность, то есть возможность повторения процессов существования для сохранения системы). Как считают представители системного анализа, системные свойства присутствуют во всех явлениях. Наличие таких условий может быть проверено, если явление можно описать через следующую схему (Рис. 1): наличие составляющих, таких как вход, процесс и выход. 

      

      Рис. 1. Схема представления (изображения) системы 

      В любой системы вход состоит тоже из составляющих элементов, которые  классифицируются (делятся) в зависимости  от их роли в обеспечении процессов  системы:

      та  часть, над которой осуществляются операции (процессы) системы материалы);

      среда, воздействующая на операции (цена, договорные условия);

      обеспечивает  перемещение компонентов всей системы (структура производства, люди и  т. д.).

      Входы в системе делятся по содержанию на: материальные, информационные, энергетические или их сочетание (двух или трех).

      Процесс - внутреннее содержание системы, которое  изменяет свое состояние во времени, изменяя количество и взаимосвязь  отдельных элементов.

      Вход  может рассматриваться как процесс, т.е. при этом система должна быть построена таким образом, чтобы  необходимые процессы воздействовали каждую составляющую входа в строгом  соответствии по времени и скоординирована  для достижения желаемого результата. Выход должен обязательно соответствовать  двум требованиям: а) обеспечивать стабильность; б) надежность.

      Стабильность  системы характеризуется непрерывностью выхода, а надежность выхода - это  согласованность всех компонентов  в деятельности системы. Для системы  обязательным является наличие элементов  или частей и связей между ними. Сама система характеризуется структурой (количеством элементов и их взаимным расположением) и поведением (результатом  деятельности). Решающее значение для  определения структуры имеют  характер связи между элементами.

      Изменения и преобразования, происходящие в  сложных системах, как правило, не удается представить в виде математических формул и соотношений, алгоритмов (в  виде упрощенных схем и порядка действий).

      Модель - материальная или информационная (реальная или мысленная копия  анализируемого объекта, явления, процесса действительности (С.А.).

      Для представления и описания системы  используют следующие понятия: состояние, поведение системы, равновесие, устойчивость

      1. Состояние.

      Этим  понятием обычно характеризуют мгновенную фотографию, срез системы во времени (в какое-то время) или во время  остановки в ее развитии. Состояние определяют (описывают) либо через входные воздействия: входные сигналы (результаты), либо через макропарамстры и макросвойства системы (давление, скорость, ускорение - для технических систем; рентабельность, объем продаж, объемы производства, численность персонала, основные фонды, темпы роста - для экономических систем). По этим показателям можно говорить о состоянии покоя - стабильности (т.е. постоянные входные воздействия и выходные сигналы) и о состоянии равномерного развития.

      2. Поведение системы.

      Если  система способна переходить из одного состояния в другое, то говорят, что  она обладает поведением. Поведение  системы - это ее состоят (возможность  преобразования, изменения) во времени. Этим понятие пользуются, когда неизвестны правила, закономерности перехода из одного состояния в другое.

      Говорят, что система обладает поведением, и для ее описания и понимания необходимо выявить алгоритм, характер поведения системы.

      3. Равновесие.

      Это понятие определяется как способность  системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий (и при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго.

      4. Устойчивость.

      Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия после  того, как она была из этого состояния  выведена внешними возмущающими воздействиями. Эта способность обычно присуща системам при постоянном У (управляющем входе) только в некотором диапазоне, не превышающем определенного уровня. Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться сама, называется устойчивым состоянием равновесия.

      Понятия «равновесие» и «устойчивость» в  организациях как социальных системах гораздо более сложные и взаимодополняющие  понятия, чем в технических системах.  

                              1.2.  Подсистемы. Свойства систем. 

     Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно  разделить на ряд подсистем. Подсистема — это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема.

     К свойствам систем относят:

  1. свойство связности. Элементы набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается;
  2. свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих его элементов;
  3. свойство самосохранения. Система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности;
  4. свойство организационной целостности. Система имеет потребность в организации и управлении.

     В системе формируется сложная  зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам и может не иметь свойств, первоначально присущих большинству ее элементов). Например, директорат компании вынужден подчиняться определенным правилам взаимоотношений, хотя отдельные руководители предпочитали бы более неформальные отношения; при проведении совещания может быть выработана идея, которая не пришла бы в голову ее участникам при индивидуальной работе. Каждая система имеет входное воздействие, систему ее обработки, конечные результаты и обратную связь. Входное воздействие складывается из воздействий внешней среды и собственных воздействий.

     Системы могут включать большое число  группировок, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

     Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя и используемые им. Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм, относительно которых человек принимает решения. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая.

     Социальная (общественная) подсистема характеризуется  наличием человека в качестве объекта управления. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Социальная подсистема может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую подсистему

     Крупные подсистемы обычно называют системами. Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

     С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе  различных организационных образований.

     Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений.

     Система, в набор элементов которой  входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. Например, коллектив отдела кадров, автомобиль. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, технологическую направленность. Наиболее распространены социально-экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д. Продукция таких организаций — это товары, услуги, информация или знания. Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей. Для социально-культурных — основной целью является достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью, для социально-образовательных главная цель — удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, а получение прибыли — вторичная цель.

Информация о работе Организация как социальная система