Организация как социальная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 07:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.

Содержание

Введение 2
1. Понятие системы 4
1.1. Определение систем……………………………………………………...... 4
1.2. Подсистемы. Свойства систем……………………………………………..7
2. Категории системного подхода ………………………………………..…..11
2.1. Принципы и закономерности организации как социальной системы…………………………………………………………………………..…11
2.2. Социальное пространство……………….………………………………..18
2.3. Социальное время…………………..……………………………………..21
3. Открытые и закрытые системы 23
3.1. Типы систем…………………………………..……………………………23
3.2. Наука как открытая система………………………………………………27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

организация как.docx

— 60.28 Кб (Скачать документ)

      Если  бы наблюдатель мог ограничивать свое внимание только областью физического  пространства, он увидел бы просто набор  объектов, физически никак не связанных  друг с другом.

      Как отмечают специалисты, связи, делающие эти объекты частями единой социальной системы (организации) пролегают не в физическом пространстве, а в  некотором другом пространстве, которое  называется социальным3.

      Таким образом, в ходе исследования проблем  организации необходимо допустить  существование социального пространства, в котором организация проявляется  именно как социальная система. Она  проявляется в нем как целостность, состоящая из элементов, каждый из которых  прямо или косвенно связан с другими  элементами. При этом социальная система  имеет интегральные характеристики, которые не совпадают со свойствами элементов. Эти интегральные характеристики также проявляются не в физическом, а в социальном пространстве.

      Таким образом, наблюдать организацию  как социальную систему можно  только в контексте социального  пространства.

      Социальное  пространство по своим свойствам  значительно отличается от физического  пространства, в котором расположены  объекты изучения естественных наук. Известно, что свойства пространства (его непрерывность, изоморфность, искривленность) могут оказывать значительное влияние на идущие в нем физические процессы. В этом смысле физика является следствием геометрии.

      Социальное  пространство имеет несколько иную геометрию, чем физическое. Скажем, социально близкие (в любом контексте) люди могут быть разнесены в физическом пространстве на любое расстояние. Но расстояние между ними в социальном пространстве от этого не изменится. В социальном пространстве есть иерархия, знаки различия, которые задают структуру  социального пространства через  систему социальных знаков и символов.

      Кроме того, социальное пространство является своеобразной ареной, на которой субъекты и социальные системы взаимодействуют  друг с другом. Именно в социальном пространстве осуществляются те виды деятельности, которые связаны с  управлением кооперацией, взаимодействием  субъектов, именно в социальном пространстве осуществляется деловая коммуникация между субъектами (в физическом пространстве коммуникация выглядит всего лишь как  картина интерферирующих друг с  другом акустических волн).

      Если  четко различать те аспекты рассмотрения субъектов и социальных систем (в  том числе организаций), которые  проявляются в социальном пространстве от тех, которые проявляются в  ментальном, физическом и в других пространствах, то можно четко вычленить  те законы социальной физики, которые  определяют динамику, взаимодействие и расположение социальных систем и  субъектов.

      В частности, деловая коммуникация в  физическом пространстве проявляется  как картина накладывающихся  друг на друга акустических волн, в  ментальном пространстве она представляет собой комплекс значений и смыслов, порождаемых мыслящими субъектами, а в социальном пространстве деловая  коммуникация становится одним из инструментов воздействия субъектов друг на друга. Иными словами, в социальном пространстве слово становится действием, в ментальном оно получает значение и смысл, а в физическом слово - просто пакет акустических волн.

      Когда участники коммуникации используют слово именно в качестве действия (концентрируя значительную часть своего внимания в социальном пространстве), эффективность деловой коммуникации повышается во много раз. Потому что  в этом случае участники коммуникации уже не перекрикивают друг друга (физическое пространство) и не концентрируют  основное внимание на том, чтобы понять некие значения и смыслы (ментальное пространство), а начинают целенаправленно  воздействовать друг на друга, получая  или не получая нужный эффект, нарабатывая  мастерство в технике взаимодействия.

      Таким образом, социальное пространство в  рамках организации представляет собой  взаимодействия субъектов.

      Кроме того, сам феномен управления может  быть описан только в контексте социального  пространства. Поскольку управление является одной из разновидностей межсубъектных взаимодействий.

      Таким образом, законы эффективного управления оказалось возможным вывести  из свойств того пространства, в  котором оно осуществляется.

      Деятельность  также распылена по многим пространствам. В физическом пространстве деятельность может быть описана как оперирование с предметами физического пространства (рабочий обрабатывает деталь на станке), в социальном пространстве деятельность - это прежде всего кооперация одного человека с другим или управление субъектов друг другом (деталь делается с учетом технологических требований, составленных инженерами и технологами и передается для дальнейших операций другому рабочему в указанные сроки), в ментальном пространстве деятельность - это принципиальная схема оперирования с предметами физического пространства или принципиальная схема взаимодействия субъектов друг с другом. 
 

    1. Социальное  время

     Специфика социального пространства тесно  связана со спецификой социального  времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как  бы вписано во внешнее по отношению  к нему время природных процессов.

     Социальное  время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически  возникающих преобразований в жизни  людей. На ранних стадиях общественного  развития ритмы социальных процессов  были замедленными. Родо-племенные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия «древний» и «хороший», «добрый» были почти синонимами.

     Идея  направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно  позднее. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо  в обществе эпохи формирования капиталистических  отношений. Капиталистическая система  производства по сравнению с предшествующими  ей формациями привела к резкому  ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в большей мере это ускорение свойственно современной  эпохе, когда бурно развертывается научно-техническая революция.

     Таким образом, социально-историческое время  течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического  времени происходит неравномерно. В  эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития.

     Социальное  время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно  возникает как наложение друг на друга различных временных  структур. В рамках исторического  времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических  формаций, можно выделить время индивидуального  бытия человека, которое определяется протеканием различных социально  и индивидуально значимых для  него событий.

     Особую  важность приобретает анализ пространственно-временной  структуры на разных этапах истории  общества, изучение механизмов ее изменения  и развития как важного аспекта  динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется  в индивидуальной жизни людей.

    1. Открытые  и закрытые системы
 
    1. Типы  систем
 

      Существует  два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы —  знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые  части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система  независима от окружающей среды.

      Открытая  система характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые  границы системы. Такая система  не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование4.

      Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.

      Руководители  в основном занимаются системами  открытыми, потому что все организации  являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

      Крупные составляющие сложных систем, таких  как организации, человек или  машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится в последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

      Подсистемы  могут, в свою очередь, состоять из более  мелких подсистем. Поскольку все  они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого  работника в организации очень  важна для успеха организации  в целом.

      Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых  подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась  практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

      Если  организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные  дополнительные выходы, такие как  прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п. 

          Входы                                Преобразования                                             Выходы

 
 
 
 
 

Рис. 2.  Организация – открытая система. 

      Поскольку это довольно новый подход, мы еще  не можем полностью оценить истинное воздействие данной школой на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что  его влияние велико и, мне кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами . Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Информация о работе Организация как социальная система