Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 07:16, курсовая работа
Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.
Введение 2
1. Понятие системы 4
1.1. Определение систем……………………………………………………...... 4
1.2. Подсистемы. Свойства систем……………………………………………..7
2. Категории системного подхода ………………………………………..…..11
2.1. Принципы и закономерности организации как социальной системы…………………………………………………………………………..…11
2.2. Социальное пространство……………….………………………………..18
2.3. Социальное время…………………..……………………………………..21
3. Открытые и закрытые системы 23
3.1. Типы систем…………………………………..……………………………23
3.2. Наука как открытая система………………………………………………27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Большое значение в управлении сложными системами приобретает гомеостат, механизм саморегулирования и самообразования системы, позволяющий ей противостоять возмущению извне или перестраиваться в целях самосохранения. В связи с чем управление должно опираться на естественные процессы саморегулирования социума.
Гомеостат
– модель живого организма, имитирующая
его способность поддерживать некоторые
величины в физиологически допустимых
пределах, т.е. приспосабливаться к
условиями окружающей среды.
3.2.
Наука как открытая
система
Синергетика применима и к анализу процесса самого научного познания. Наука представляет собой совокупность знаний, приведенных в систему, в которой факты и законы связаны между собой определенными соотношениями и взаимно обусловливают друг друга. Она является открытой информационной системой, связанной с внешним миром потоками информации. В физических системах самоорганизация начинается если энтропия системы убывает. Энтропия же и информация с точностью до знака совпадают. Применение синергетики в информационной формулировке в данном случае наиболее удобно.
Система
научных структур и понятий в
своем единстве является парадигмой.
С точки зрения синергетики, парадигма
- это своего рода устойчивое состояние
текущего равновесия. В условиях нормального
экстенсивного развития парадигма
разрешает возникающие
Нарушение открытости системы, прекращение притока новой информации приводит к диссипации знаний, схоластике. Замкнутость всего общества приводит к застою и деградации. Примером могут служить Спарта, средневековая Япония, изолированные племена.
В настоящее время синергетика показала свою общенаучную значимость. Происходят качественные изменения основы наших знаний, вызванные использованием идейного и понятийного багажа синергетики различными науками. Синергетика вводит новое видение мира и процессов эволюции. Ситуацию можно рассматривать как преддверие перехода на новую парадигму вслед за теорией относительности и квантовой механикой. Вместе с тем, следует помнить Сократа: «Основная ошибка, которой следует остерегаться, - полагать, что мы знаем больше, чем на самом деле». Л. де Бройль предупреждал о несостоятельности эйфории по поводу окончательности наших знаний: «...каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает...».
Среды, в которых возникают различные процессы, т.е. системы далекие от состояния теплового равновесия, называют активными или возбудимыми в отличие от невозбудимых (пассивных) сред. Активную среду можно представить как сеть, образованную отдельными активными элементами. Каждый элемент активной среды может находиться в одном из трех состояний: покое, релаксации и возбуждении. Все элементы активной среды связаны одним свойством - переносом волновых процессов, которые проходят через среду. Перенос осуществляется за счет подкачки энергии извне в элемент среды.
Обратимся к одной из наиболее сложной из активных систем «ЧЕЛОВЕК». На любом структурном уровне среды присутствует основной социальный элемент (человек со своей психологией, социальными, экономическими, политическими, жизненными взглядами, устремлениями и т.д.). И человек не один.
Среда может быть пассивной, когда указания гореть просто передаются сверху, то есть от органа государственного управления образованием до обучающегося в виде отработанных заранее действий: постановлений, приказов, распоряжений, правил и т.д. Нужны громадные организационно-экономические усилия, чтобы провести по пассивной среде энергию волны, и все же она быстро затухает.
Но среда может быть и активной, когда каждая волна горения сверху подпитывается внутренней энергией на каждом уровне, то есть на каждом уровне среды есть свой генератор энергии (пейсмекер). Волна свободно проходит через элементы каждой структуры (ученых, администраторов, студентов и преподавателей и т.д.), отдающих свою энергию. Получив эту энергию, волна идет далее от элемента к элементу, распространяясь как пожар.
Горение
в социальной среде - это практически
творческий процесс работы энтузиастов,
которые работают на малых окладах,
в плохих условиях и т.д., но их удовлетворяет
сам процесс творческого
Волны горения (информатизация) идут по разным каналам: официальным формальным структурам, путям, направлениям и неформальным - отдельным научным школам, временным творческим коллективам и т.п., которые в инициативном порядке работают по неожиданным, оригинальным и перспективным направлениям.
Организация представляет собой открытую систему, и она подчиняется всем законам и принципам, характерным для других открытых систем.
Организация, развивающаяся социальная система, и к ней применимы все законы и принципы групповой динамики.
В организации всегда существуют, реализуются 2 вида активности: деятельность, направленная на решение базовой задачи, и активность по развитию отношений, возникающих между людьми.
Люди
в организации неосознанно
Системный подход делает акцент на несводимость характеристик системы к сумме качеств ее элементов. Так характеристики молекулы не выводимы из суммы качеств составляющих ее атомов.
В открытой системе действует закон фон Бертоланфи, о наличии множества различных путей достижения одного и того же состояния системы или получения одного и того же результата.
Системный подход к организации позволил представить организацию как открытую систему, связанную со средой, зависимую от изменений среды, включающую в себя людей в качестве элементов, но несводимую к сумме их устремлений, способностей, желаний. Объединенные общими целями, реализующие привычные модели поведения члены организации не всегда способны увидеть то множество возможных путей и способов, которые могут привести к необходимому результату.
Организация как группа проходит ряд стадий развития. Как и этапы развития ребенка эти стадии имеют не только количественные, но и качественные различия. Стадии развития организации как группы определяют ее возможности, влияют на ее продуктивность, задают тот круг проблем, который оказывается в центре внимания ее членов.
Итак,
организация - одна из наиболее развитых
социальных систем. Ее важнейшим признаком
является синергия. Синергия - организационный
эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной
энергии, превышающей сумму индивидуальных
усилий. Источник эффекта - одновременность
и однонаправленность действий, специализация
и комбинирование труда, процессы и отношения
разделения труда, кооперации и управления.
Организацию как социальную систему отличает
сложность, поскольку ее главным элементом
выступает человек, обладающий собственной
субъективностью и большим диапазоном
выбора поведения. Это создает значительную
неопределенность функционирования организации
и пределы управляемости.