Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:58, контрольная работа
Управление человеческими ресурсами рассматривается как и любой другой аспект управления и является неотъемлемой частью общего менеджмента. Роль специалиста в данном случае сводится к тому, чтобы нанять нужное число людей с соответствующими навыками по нужной цене, поддерживая других менеджеров и их направления.
Данного взгляда на различия между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами придерживаются большинство ученых западной школы менеджмента. Тем не менее, эти два вида управления тесно взаимосвязаны и перекликаются.
В структуре любого предприятия (учреждения) должна предусматриваться служба по управлению персоналом, которая отвечает за все стороны работы с людьми. Основной специфической особенностью современной службы персонала является ее многофункциональность, т.е. работа как с человеческими ресурсами, так и непосредственно с персоналом.
Ситуционная задача №1. Функциональное разделение труда и организационные структуры службы управления персоналом.
Ситуационная задача № 2. Критический анализ практики решения выбранной в ситуационной задаче № 1 проблемы в конкретной организации
Тестовые задания
Список использованной литературы
2
Содержание
Ситуционная задача №1. Функциональное разделение труда и организационные структуры службы управления персоналом.
Ситуационная задача № 2. Критический анализ практики решения выбранной в ситуационной задаче № 1 проблемы в конкретной организации
Тестовые задания
Список использованной литературы
Вариант 3
Управление человеческими ресурсами рассматривается как и любой другой аспект управления и является неотъемлемой частью общего менеджмента. Роль специалиста в данном случае сводится к тому, чтобы нанять нужное число людей с соответствующими навыками по нужной цене, поддерживая других менеджеров и их направления.
Данного взгляда на различия между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами придерживаются большинство ученых западной школы менеджмента. Тем не менее, эти два вида управления тесно взаимосвязаны и перекликаются.
В структуре любого предприятия (учреждения) должна предусматриваться служба по управлению персоналом, которая отвечает за все стороны работы с людьми. Основной специфической особенностью современной службы персонала является ее многофункциональность, т.е. работа как с человеческими ресурсами, так и непосредственно с персоналом.
За управление людьми в организации отвечает специалист - менеджер по персоналу, который в идеале должен обладать комплексом теоретических знаний (в области психологии, социологии, экономики труда, права, управления и т.д.)[1], способностями и навыками общения с людьми. Менеджер по персоналу относится к управляющим высшего ранга и является помощником и консультантом Генерального директора или Президента в вопросах развития персонала, его квалификации, переквалификации, управления человеческими ресурсами, мониторинга и контроля над деятельностью персонала. Кроме этого, к сфере компетенции менеджера по персоналу относятся все вопросы, связанные с управлением людьми, психологическим климатом коллектива, подбором кадров и продвижением по службе.
Управление персоналом никогда полностью не совпадает с интересами менеджмента, что означает постоянное балансирование между менеджментом и работниками, связывая и примиряя интересы и тех, и других.
Например, в Великобритании управление персоналом осуществляется обычно не одним человеком, а группой, причем существуют несколько различных должностей и званий в Институте Управления Персоналом, который присуждает следующие квалификации[2]:
менеджер по персоналу (управляющий персоналом);
служащий по работе с персоналом;
менеджер по взаимоотношениям сотрудников;
менеджер по обучению, повышению квалификации и развитию;
менеджеры и служащие по отбору и набору персонала.
Работники функционируют внутри организации, которая не может рассматриваться изолированно, без учета воздействия на нее внешних факторов. На жизнедеятельность организации, а следовательно и на ее персонал, оказывает влияние внешняя среда организации - бизнес-среда. Поэтому при управлении персоналом необходимо учитывать и данное воздействие, а иногда для повышения эффективности работы персонала и управлять факторами внешней среды.
Служба управления персоналом — это структурное подразделение аппарата управления организацией, призванное осуществлять весь комплекс работ по разработке системы мер, связанных с эффективным управлением персоналом.
В советский период за работу с кадрами отвечали отделы кадров которые имелись практически во всех организациях. Однако их функции заметно отличались от того, чем занимались отделы с тем же названием в странах с рыночной экономикой (см. табл. 1).
Таблица 1
Эволюция позиций службы персонала в организациях России
а) Отдел кадров | ||
Достоинства | Ограничения | |
- Наличие жестко выстроенной идеологической составляющей в обществе (построение общественной системы, где определяющим объявлялся принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям) | - Формирование и реализация подхода «среднестатистического» работника. Исполнительская позиция кадровых служб | |
- Наличие готовых технических схем, алгоритмов, нормативов работы с кадрами на предприятиях, закрепленных в государственных законодательных и нормативных документах - Наличие правил определения суммы затрат на работу с кадрами в зависимости от их численности - Выстроенная разветвленная система решения социально-бытовых вопросов рабочих кадров | - Отсутствие активности в выработке технических приемов работы с кадрами, учитывающих специфику внутренней среды • предприятия - Преобладание количественного подхода в вопросах кадровой политики - Формирование иждивенческой, потребительской позиции у работающих | |
б) Управление персоналом | ||
— Наличие разработанных или адаптированных технологий бизнес-процессов управления персоналом на конкретном предприятии с учетом его специфики - Глубокое погружение в специальные области человековедения - Возрастание роли службы как консультанта и эксперта в вопросах работы с персоналом - Усиление взаимодействия с линейными руководителями, учет особенностей конкретного подразделения и работника | — Недостаточное количество бизнес-школ, занимающихся образованием (но не обучением) HR-менеджеров - Ограниченный временной ресурс и несформированный навык работы в человековедческих областях знания — Высокие требования прежде всего к личности руководителя службы персонала - Возможность конфликтных ситуаций между службой персонала и линейными руководителями | |
в) Служба персонала как стратегический партнер — управление человеческими ресурсами | ||
- Наличие системного подхода к управлению персоналом с учетом стратегических целей компании. Определенность содержания работы - Возможность быстрого реагирования на изменившиеся внешние и внутренние условия существования организации - Повышение экономической целесообразности вложений в человеческий ресурс - Личностное и профессиональное взаимодействие с руководителями компании, учет их особенностей - Ориентация кадровой политики на стратегию развития организации | - Сложность реализации системного подхода с учетом разных управленческих уровней и раз- ной управленческой культуры - Сложность управления изменениями в организациях с большим количественным составом персонала - Серьезные финансовые вложения без очевидного сиюминутного возврата - Высокая степень моральной, психологической и профессиональной нагрузки, опасность эмоционального «сгорания» |
Три фактора общественной жизни того периода определили эту специфику — централизованное руководство народным хозяйством, политизация экономики и тоталитарная идеология. Идея основателя Советского государства — Ленина — заключалась в том, чтобы национализировать всю экономику страны и управлять ею из центра как единой фабрикой. При таком сценарии экономические организации теряют самостоятельность, а вместе с ней и необходимость выполнять некоторые свойственные им в рыночной экономике функции. Так, предприятиям не нужно вести переговоры с профсоюзами о заработной плате, продолжительности рабочей недели, оплачиваемом отпуске, медицинском обслуживании и т. п., — все это определяется в масштабах государства и является обязательным для всех. То же самое происходит в отношении приема на работу (централизованное распределение выпускников, которым не может быть отказано), повышения квалификации (по разнорядке) и т. д. Важнейшая для всякой организации и общества в целом функция подготовки резерва выполнялась политической организацией. Главный критерий отбора — лояльность к существующему строю и т. д.
По мере выхода экономики страны из кризиса работа кадровых служб организации стала критическим фактором, в том числе и для государственных органов и местных органов самоуправления. Ее основной недостаток — работа по-старому, при которой кадровые службы в основном занимались оформлением, регистрацией трудовых отношений, не занимаясь их управлением.
Кадровые службы не выполняют многие функции, поэтому их работа в большинстве организаций не соответствует потребностям новых экономических отношений.
Многие организации недооценивают значение кадровой работы, и это — одна из главных причин нахождения их в кризисном состоянии, неэффективной системы управления организациями.[3]
Во многих кадровых службах работают прекрасные люди, но они не имеют необходимой подготовки для работы с персоналом.
Все эти недостатки ставят перед каждой организацией, государственным органом, местным органом самоуправления важнейшую задачу — реформирование работы с персоналом. Роль этой работы еще более возрастает, в связи переходом от устойчивого во времени дефицита рабочей силы к ее избытку (на первом этапе вхождения в рыночные отношения, в условиях спада производства, важным рычагом повышения эффективности служило сокращение численности персонала). Уменьшение численности персонала должно быть компенсировано более высокой квалификацией работников. Это означает возрастание ответственности служб по управлению персоналом в выборе путей квалификационного роста работников и стимулирования их труда. Таким образом, преобразования в сфере управления персоналом влекут за собой расширение функциональных обязанностей работников, занятых кадрами на предприятии. Новый круг обязанностей не вписывается в рамки традиционного отдела кадров. Его деятельность ограничивается выполнением функции учета, а также решением вопросов приема и увольнения работников, оформления кадровой документации. На предприятии отсутствует комплексная система работы с персоналом, практически не рассматриваются вопросы повышения качества персонала, изучения способностей и склонностей работников, перспективы развития, кадрового потенциала.
2
В раках контрольной работы был проведен критический анализ деятельности кадровой службы ООО «Сибтехснаб».
Диагностика текущего состояния в кадровой службе была проведена с целью выработки согласованного с руководством плана мероприятий по совершенствованию системы работы кадровой службы предприятия.
В ходе работ по диагностике были выполнены следующие задачи:
1. Проведен первичный анализ документации, регламентирующей работу сотрудников кадровой службы.
2. Проведен анализ функциональной загрузки сотрудников кадровой службы за период с 1 октября по 1 ноября 2011 г.
3. Проведен анализ технологий и процессов работы кадровой службы на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, требованиям локальных нормативных актов, организацией аналогичных процессов в других организациях.
4. Проведен первичный анализ программного обеспечения, используемого для оформления кадровой документации.
Для сбора необходимой информации были применены следующие методы сбора данных: интервью, наблюдение за работой сотрудников кадровой службы, анализ локальной нормативной документации.
В рамках исследования проблем в работе кадровой службы бал составлен перечень вопросов (опросный лист), в который были включены следующие вопросы:
1. Кто отвечает за составление кадровых документов в вашей компании?
2. Какими документами регламентируется деятельности вашего подразделения? Покажите мне, пожалуйста, эти документы.
3. Как распределяются функциональные обязанности в кадровой службе?
4. Что входит непосредственно в Ваши обязанности как сотрудника кадровой службы? Где (в каких документах) закреплены Ваши обязанности?
5. С какими подразделениями Вам приходится взаимодействовать при оформлении кадровой документации? Опишите, пожалуйста, как происходит это взаимодействие.
6. Какое специализированное программное обеспечение Вы используете в своей работе?
7. Какое количество времени требуется Вам для оформления документации по... (приему, увольнению, переводу и т.п. (в зависимости от функциональных обязанностей проверяемого)) одного сотрудника?
8. Какими нормативными актами Вы руководствуетесь в своей работе?
9. Какие изменения произошли в последние полгода в действующем законодательстве, регламентирующем Вашу работу? Откуда Вы узнали об этих изменениях?
10. Как часто сотрудники кадровой службы имеют возможность повышать свою квалификацию? Каким образом определяется необходимость (потребность) в повышении квалификации?
11. Какой последний семинар (практикум и т.п.) по профессиональной тематике Вы посетили? Какая информация, полученная Вами на обучении, используется Вами в работе?
12. Как давно Вы работаете в компании?
13. Как часто меняется состав кадровой службы?
14. Кто осуществляет контроль за Вашей работой?
По результатам опроса была собрана информации о деятельности кадровой службы предприятия и обобщена в таблицу 1.
Проведенное исследование позволило оценить текущую ситуацию и выявить основные проблемные зоны.
1. Общая характеристика сотрудников кадровой службы.
2
Таблица 1 – Информация о кадровой службе ООО «Сибтехснаб»
№п/п | Информация | Примечание | ||
1 | Сотрудники кадровой службы (образование, стаж работы в должности) | 1. Малинина Марина Александровна - руководитель кадровой службы: образование высшее, стаж работы в должности руководителя кадровой службы - 4 года. |
| |
2 | Наличие должностных инструкций в кадровой службе | не разработаны |
| нет должностной инструкции инженера по кадрам |
разработаны частично (для отдельных сотрудников кадровой службы) | + | |||
разработаны для всех должностей и утверждены в документальном виде |
| |||
3 | Наличие положения о кадровой службе | есть |
|
|
нет | + | |||
4 | Понимание сотрудниками отдела кадров своих обязанностей и сути выполняемой работы | плохое |
|
|
среднее | + | |||
хорошее |
| |||
5 | Наличие четких зон ответственности | за каждым сотрудником закреплена своя зона ответственности |
|
|
зоны ответственности нескольких сотрудников пересекаются | + | |||
зоны ответственности не выделены |
| |||
6 | Знание в области законодательства, регламентирующего кадровый документооборот | плохое |
|
|
среднее | + | |||
хорошее |
| |||
7 | Обучение сотрудников кадровой службы | проходит постоянно |
| Внешние семинары. Обучение проходил только руководитель службы |
проходит эпизодически | + | |||
не проводится |
| |||
8 | Текучесть персонала в кадровой службе | высокая | + | Обновление состава на 100% за полгода |
умеренная |
| |||
низкая |
| |||
9 | Оформление кадровой документации ведется в электронной системе кадрового документооборота | да | + | Программа 1С: Кадровик |
нет |
| |||
10 | Среднее количество приказов по личному составу в месяц | 420 |
|
|
11 | Примерное количество времени, которое уходит на оформление приема человека на работу | 50 минут |
| Время может быть сокращено в случае улучшения навыков работы сотрудников со специализированным программным обеспечением |
12 | Примерное количество времени, которое уходит на оформление увольнения работника | 30 минут |
| Время может быть сокращено в случае улучшения навыков работы сотрудников со специализированным программным обеспечением |
13 | Наличие системы внутреннего контроля за издаваемой кадровой документацией | существует в виде организационной системы процедур |
| Внутренний контроль отсутствует, проверки проводятся нерегулярно |
существует частично и осуществляется стихийно | + | |||
отсутствует |
| |||
14 | Взаимодействие между подразделениями, отвечающими за ведение кадровой документации, и подразделениями, участвующими в ее подготовки | плохое | + |
|
среднее |
| |||
хорошее |
| |||
15 | Степень участия юридической службы в составлении кадровых документов | готовит проекты |
| Визируются только приказы об увольнении по инициативе работодателя |
визирует проекты, подготовленные сотрудниками кадровой службы |
| |||
не принимает участие в подготовке | + | |||
16 | Реакция на изменение действующего законодательства | плохая, изменения в практику вносятся с большим опозданием | + |
|
хорошая, изменения в практику вносятся оперативно |
|