Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:58, контрольная работа
Управление человеческими ресурсами рассматривается как и любой другой аспект управления и является неотъемлемой частью общего менеджмента. Роль специалиста в данном случае сводится к тому, чтобы нанять нужное число людей с соответствующими навыками по нужной цене, поддерживая других менеджеров и их направления.
Данного взгляда на различия между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами придерживаются большинство ученых западной школы менеджмента. Тем не менее, эти два вида управления тесно взаимосвязаны и перекликаются.
В структуре любого предприятия (учреждения) должна предусматриваться служба по управлению персоналом, которая отвечает за все стороны работы с людьми. Основной специфической особенностью современной службы персонала является ее многофункциональность, т.е. работа как с человеческими ресурсами, так и непосредственно с персоналом.
Ситуционная задача №1. Функциональное разделение труда и организационные структуры службы управления персоналом.
Ситуационная задача № 2. Критический анализ практики решения выбранной в ситуационной задаче № 1 проблемы в конкретной организации
Тестовые задания
Список использованной литературы
2
Деятельность кадровой службы курирует заместитель генерального директора по кадрам. Общая численность службы составляет 5 человек: руководитель кадровой службы, два ведущих специалиста по кадрам, инженер по кадрам, инспектор по кадрам.
Кадровая служба предприятия находится в стадии реформирования. В период с мая по октябрь 2011 г. персональный состав отдела кадров обновился на 100%. Количество человек в отделе сократилось с 7 до 5. После сокращения численности было произведено перераспределение функций между сотрудниками.
Из 5 сотрудников кадровой службы 3 человека имеют высшее профессиональное образование, 1 человек - среднее профессиональное образование, 1 человек - незаконченное высшее образование.
Знания сотрудников кадровой службы в области законодательства, регламентирующего кадровый документооборот, находятся на среднем уровне. Обучение сотрудников кадровой службы носит эпизодический и бессистемный характер. Существуют пробелы в профессиональных знаниях сотрудников кадровой службы.
2. Регламентация деятельности сотрудников кадровой службы.
Положение о кадровой службе отсутствует. Деятельность сотрудников службы регламентирована должностными инструкциями. Указанные в должностных инструкциях обязанности сотрудников службы дублируют друг друга, конкретные участки работ в инструкциях четко не обозначены. Должностная инструкция инженера по кадрам отсутствует. Процедуры выполнения кадровых работ и правила оформления сопровождающей их документации в локальных нормативных актах не зафиксированы.
3. Функциональная загрузка сотрудников кадровой службы.
Текущая численность отдела кадров в настоящий момент в целом соответствует действующим нормативам. Однако из-за отсутствия формализованной системы внутренних коммуникаций между кадровой службой и другими структурными подразделениями предприятия, предоставления руководителями структурных подразделений необходимой информации и визирования проектов кадровых документов с опозданием, деятельность сотрудников кадровой службы носит авральный характер, что регулярно приводит к их перегрузкам.
4. Взаимоотношения с другими подразделениями.
Система внутренних коммуникаций с сотрудниками других подразделений не отлажена. Значительное количество времени затрачивается сотрудниками кадровой службы на передачу документации в другие подразделения, ее согласование и получение необходимой информации из других подразделений. Возможности корпоративной информационной системы используются не в полном объеме. Представители других подразделений регулярно обращаются в кадровую службу с требованием предоставить сведения о сотрудниках, а также представить документы, подготовка которых не входит в обязанности сотрудников кадровой службы. Подготовка данных документов отвлекает сотрудников службы от выполнения прямых текущих обязанностей по оформлению документов, регулирующих трудовые отношения с работниками, сведений для ОМС, ФСС, УФМС и др. государственных организаций.
Юридическая служба практически не принимает участия в подготовке проектов кадровых документов, ограничиваясь визированием приказов, связанных с увольнением работников по инициативе работодателя. Принимаемые изменения в трудовом законодательстве вносятся в практику работы кадровой службы с большим опозданием, в результате чего часть издаваемых документов не соответствует требованиям закона.
Внутренний контроль за документами, оформляемыми в кадровой службе, осуществляется стихийно.
5. Программное обеспечение, используемое для оформления кадровой документации.
Оформление кадровой документации ведется в электронной системе кадрового документооборота. К моменту поступления на работу никто из сотрудников кадровой службы, за исключением начальника отдела кадров, опыта работы с данной системой не имел. Обучение новых сотрудников работе в программе происходило стихийно и в основном самостоятельно. Недостаточные знания и отсутствие устойчивых навыков работы со специализированным программным обеспечением у сотрудников кадровой службы приводят к выполнению части кадровых работ в ручном режиме с ведением параллельной документации в письменной форме.
По результатам анализа информации, полученной в ходе интервью с сотрудниками кадровой службы, наблюдения за их работой и анализа документации, регламентирующей работу кадровой службы, можно выделить ряд проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность работы кадровой службы предприятия.
Основными проблемными зонами, выявленными в процессе диагностики, являются:
1. Отсутствие четкой регламентации и системы распределения обязанностей по ведению кадрового документооборота среди сотрудников кадровой службы, зон их персональной ответственности.
2. Недостаточное знание сотрудниками кадровой службы трудового законодательства и законодательства в области документационного обеспечения кадровой деятельности; недостаточный уровень владения специализированным программным обеспечением.
3. Неотлаженная система внутренних коммуникаций кадровой службы и других структурных подразделений филиала.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Работа кадровой службы предприятия должным образом не оптимизирована. Текущий профессиональный уровень сотрудников кадровой службы не всегда достаточен для выполнения поставленных задач. Причинами подобной ситуации являются:
- низкий уровень формализации работы кадровой службы;
- высокий уровень текучести персонала кадровой службы;
- отсутствие системы регулярного обучения и повышения квалификации сотрудников службы.
Для устранения указанных проблемных зон рекомендуется провести следующие мероприятия:
1. Разработать и ввести в действие Положение о кадровой службе ООО «Сибтехснаб» и новые должностные инструкции, отражающие реальное и рациональное распределение обязанностей между сотрудниками кадровой службы.
2. Формализовать взаимоотношения между кадровой службой и основными структурными подразделениями в части запроса/предоставления информации. Составить и утвердить перечень сведений и документов, которые подразделения имеют право запрашивать у сотрудников кадровой службы, установить сроки для подачи запроса и ответа на запрос.
3. Формализовать сроки, отведенные руководителям структурных подразделений для визирования приказов. Обязать руководителей структурных подразделений осуществлять предоставление информации, необходимой для оформления кадровой документации (по отпускам, увольнениям, переводам, работе в выходные и праздничные дни, сверхурочной работе и т.п.) заблаговременно. Привлекать юридическую службу к разработке проектов кадровых документов.
4. Организовать дополнительное обучение сотрудников кадровой службы работе в программе «Кадры» Организовать для сотрудников кадровой службы оперативную техническую поддержку по работе в программе «Кадры» в режиме реального времени.
5. Организовать обучение сотрудников кадровой службы последним изменениям в трудовом законодательстве и нормативной базе, регламентирующей кадровый документооборот. В дальнейшем проводить такое обучение регулярно.
Реализации данных мероприятий позволит устранить имеющиеся проблемы тем самым улучшить работу кадровой службы предприятия. (см. табл. 2)
Таблица 2 – План-график мероприятий по устранению проблемных зон, выявленных в ходе диагностики работы кадровой службы ООО «Сибтехснаб»
Мероприятие | Сроки | Результат |
1. Разработка Положения о кадровой службе и новых должностных инструкций сотрудников | до 1 декабря 2011 г. | Закрепление зон персональной ответственности за сотрудниками кадровой службы |
2. Обучение сотрудников кадровой службы последним изменениям в трудовом законодательстве и нормативной базе, регламентирующей кадровый документооборот. | до 25 декабря 2011г. | Исключение ошибок в документах и отчетности, составляемых сотрудниками кадровой службы |
Составление графика регулярного повышения квалификации сотрудников кадровой службы на 2012 г. | до 15 декабря 2011г. | Регулярное повышение профессионального уровня сотрудников кадровой службы |
3. Дополнительное обучение сотрудников работе с программным обеспечением. | до 25 декабря 2011г. | Сокращение времени, затраченного сотрудниками отдела кадров на оформление текущей кадровой документации |
Организация технической поддержки для сотрудников | до 25 декабря 2011г. | |
4. Формализация взаимоотношений между структурными подразделениями предприятия в части запроса/предоставления информации, подписания и визирования кадровой документации | до 1 декабря 2011 г. | Перевод работы сотрудников кадровой службы из аврального режима в плановый. Ускорение сроков оформления кадровой документации и передачи ее в другие подразделения. Освобождение сотрудников кадровой службы от выполнения работы, не относящейся к ее компетенции. |
2
1. Персонал как объект управления реализует функции:
A. Эккаутинговую функцию;
B. Финансового менеджмента;
C. Общественно-продуктивную функцию;
D. Функцию управления персоналом;
E. Управленческо-воспитательную;
F. Маркетинговую функцию;
G. Социально-интегративную.
Ответ:
D. Функцию управления персоналом;
E. Управленческо-воспитательную;
F. Маркетинговую функцию;
G. Социально-интегративную.
2. Философия управления персоналом - это:
A. Философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, осмысление лежащих в основе управления персоналом идей и целей;
B. Совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации;
C. Система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации;
Ответ: Совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации;
3. Основными постулатами теорий человеческих отношений являются:
A. То, что работники делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это;
B. Потребности в признании являются более важными, чем деньги, в побуждении и мотивированности к труду;
C. Труд для большинства индивидов доставляет удовлетворение;
D. Работники стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности.
Ответ: D. Работники стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. E. Потребности в признании являются более важными, чем деньги, в побуждении и мотивированности к труду;
4. Факторы внешней среды организации, оказывающие влияние на размер потребности в персонале:
A. Конъюнктура и структура рынка товаров и услуг;
B. Объем производства;
C. Конкуренция;
D. Экономическая политика, проводимая в стране и в мире;
E. Сложность изготовляемой продукции;
F. Уровень прогрессивности технологии;
G. Организации производства, труда и управления;
H. Текучесть кадров.
Ответ:
А Конъюнктура и структура рынка товаров и услуг;
С. Конкуренция;
D. Экономическая политика, проводимая в стране и в мире
F. Уровень прогрессивности технологии
5. Видами кадрового планирования являются:
A. Оперативное;
B. Тактическое;
C. Долгосрочное;
D. Единовременное;
E. Стратегическое.
Ответ: А. Оперативное; В. Тактическое; Е. Стратегическое.
6. Каковы основные этапы в проведении аттестации и рационализации рабочих мест:
A. Разъяснения целей и задач работы по аттестации, подготовка аттестационной документации; оценочное собеседование; выработка и принятие рекомендаций по аттестации;
B. Разработка описаний работ, проверка работ с точки зрения их вклада в достижение целей организации, отражение результатов на денежную шкалу с целью установления размера оплаты;
C. Разъяснения целей и задач работы по учету и аттестации, подготовка аттестационной документации; учет и заполнение аттестационной документации; принятие решений по результатам аттестации; внедрение решений по аттестации.
Ответ: С. Разъяснения целей и задач работы по учету и аттестации, подготовка аттестационной документации; учет и заполнение аттестационной документации; принятие решений по результатам аттестации; внедрение решений по аттестации.
7. Концепция специализированного обучения предусматривает обучение квалифицированных кадров, ориентированное:
A. На сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющее отношение к соответствующему рабочему месту;
B. На внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность персонала;
C. На развитие человеческих качеств, заложенных или приобретенных в практической деятельности.