Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение организации труда учителя в сельской школе.
Задачи проекта:
определение методологических вопросов и основных теоретических положение организации труда в школе;
изучение методов практической работы по совершенствованию организации труда;
проделать анализ практической работы;
изучение теории нормирования труда;
Введение………………………………………………………………….3
1. Предмет, метод и задачи предмета………………………………………4
1.1. Сущность и социально-экономическая роль труда……………………..4
1.2. Труд в рыночных условиях, понятие безработицы и занятости……….4
1.3. Понятие и содержание организации труда………………………………5
2. Разделение труда ………………………………………………………….7
2.1. Формы и принципы организации трудовых коллективов……………..7
3. Затраты рабочего времени……………………………………………… 9
3.1. Классификация затрат рабочего времени………………………………9
3.2. Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени...10
4. Основы организации умственного труда……………………………12
4.1. Понятие и особенности категории умственного труда…………….12
4.2. Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного труда………………………………………………15
4.3. Организация работы с источниками информации………………….16
5. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха…………..18
5.1. Понятие режима труда и отдыха, общие требования к его разработке 18
5.2. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха………………18
Список литературы………………………………………………
Кафедра организации производства и предпринимательства
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по организации труда на предприятии
на тему: Организация труда сельского учителя
Руководитель
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предмет, метод и задачи предмета………………………………………4
1.1. Сущность и социально-экономическая роль труда……………………..4
1.2. Труд в рыночных условиях, понятие безработицы и занятости……….4
1.3. Понятие и содержание организации труда………………………………5
2. Разделение труда ………………………………………………………….7
2.1. Формы и принципы организации трудовых коллективов……………..7
3. Затраты рабочего времени……………………………………………… 9
3.1. Классификация затрат рабочего времени………………………………9
3.2. Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени...10
4. Основы организации умственного труда……………………………12
4.1. Понятие и особенности категории умственного труда…………….12
4.2. Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного труда………………………………………………15
4.3. Организация работы с источниками информации………………….16
5. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха…………..18
5.1. Понятие режима труда и отдыха, общие требования к его разработке 18
5.2. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха………………18
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Труд - целесообразная деятельность человека по созданию необходимых для жизни материальных и духовных благ, непременное условие его существования и развития.
Процесс труда - это процесс воздействия человека на элементы природы в целях приспособления их к своим потребностям. При этом он своей деятельностью регулирует и контролирует отношения с природой.
Процесс труда состоит из следующих элементов: целесообразной деятельности, или самого труда, предмета труда и средств труда.
Человек обладает определённой рабочей силой, т.е. способностью к труду. Человеческий труд отличается от инстинктивных форм труда тем, что, прежде чем что-либо производить, человек уже создаёт это в своей голове.
Однако процесс труда нуждается в организации, которая призвана способствовать не только получению экономического эффекта, но и развитию человека.
Научная организация труда призвана обеспечить создание благоприятной обстановки и социального климата, условий для всестороннего, гармоничного развития каждого работника.
Нормирование труда – одна из отраслей экономической науки, тесно связанная с другими экономическими, техническими, психофизиологическими и социальными научными дисциплинами. Она изучает трудовую деятельность человека в целях минимизации затрат рабочего времени и жизненной энергии человека на выполнение заданного объёма работ.
Нормирование труда не ограничивается разработкой норм труда, а предполагает также проведение большой и разнообразной работы, направленной на повышение эффективности производства и качества работы, в том числе на максимальное использование рабочего времени, совершенствование приёмов и методов труда исполнителей, на коренное улучшение условий труда.
Целью курсового проекта является изучение организации труда учителя в сельской школе.
Задачи проекта:
определение методологических вопросов и основных теоретических положение организации труда в школе;
изучение методов практической работы по совершенствованию организации труда;
проделать анализ практической работы;
изучение теории нормирования труда;
рассмотрение особенностей нормирования работы;
расчёт норм труда;
изучение трудового процесса и затрат рабочего времени;
изучение рабочего дня, при помощи фотохронометража.
Объект исследования – Великодворская СОШ Вологодской области Тотемского района.
Источниками информации являются учебная и периодическая литература, правила трудового распорядка учителя, нормы труда, списки работников, данные бухгалтерских отчётов.
1. Предмет, метод и задачи предмета
1.1. Сущность и социально-экономическая роль труда
Почти два с половиной столетия человечество пытается понять и раскрыть сущность труда. В одном случае труд отождествляют с работой, с другой - его возводят до уровня божественного творения, в третьем - под трудом понимают любую деятельность, даже не приносящую пользы и результатов.
При этом следует подчеркнуть, что труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание различных потребительских стоимостей. Как целесообразная, полезная деятельность труд присущ только человеку, поскольку он как мыслящее существо, прежде чем что-либо производить, создаёт это в своей голове.
Процесс труда включает в себя следующие элементы: сам труд, предметы труда, средства труда.
Труд – целесообразная деятельность человека.
К предметам труда относятся земля, её недра, флора и фауна, сырьё и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергетические, материальные, информационные потоки.
Средствами труда являются: машины, приборы, инструменты, различные оборудования и приспособления, организационная оснастка рабочего места.
Труд – основа жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе заложена потребность трудиться как естественное и необходимое условие жизни.
В развитии и совершенствовании общества и каждой человеческой личности труду принадлежит главная роль. В процессе труда человек изменяет не только внешнюю, но и собственную природу: развиваются его способности, его умение, приходит опыт. Роль труда состоит в том, что он является одним из основных условий здоровья, самоуважения и счастья человека.
1.2. Труд в рыночных условиях, понятие безработицы и занятости
При переходе страны к рыночной модели экономического развития одной из наиболее сложных проблем является формирование и функционирование рынка труда.
Рынок труда – система взаимосвязанных и взаимозависимых общественных отношений, обеспечивающая расширенное воспроизводство и эффективное использование трудовых ресурсов в отраслях и сферах хозяйства.
Трудовые ресурсы – наличное трудоспособное население, обладающее необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы на производстве. В их состав входят население в трудоспособном возрасте (от 16 до 55-60лет), подростки (14-18лет), часть населения старше трудоспособного возраста (пенсионеры).
Биржа труда – учреждение аккумулирующее информацию о движении трудовых ресурсов, наличии вакантных мест и осуществляющее посредничество между работодателями и работниками при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
Занятость – обеспеченность рабочими местами и участие в трудовой деятельности, определяемые особенностями способа производства. Как экономическая категория занятость выражает общественные отношения, связанные с обеспечением населения рабочими местами и необходимыми средствами существования.
На занятость населения, особенно сельского, влияет множество факторов, к основным из них можно отнести: территориальные (географические), экономические, социальные, демографические, правовые, национальные (этнические) и экологические.
Безработица – временная незанятость экономически активного населения. Она бывает двух видов: добровольной и вынужденной.
1.3. Понятие и содержание организации труда
Для того, чтобы труд был эффективным и производительным, приносил ощутимый конечный результат и удовлетворённость, он должен быть существующим образом организован.
Организация труда – упорядочение, приведение в определённую систему трудовой деятельности человека. Организация труда предполагает единство двух аспектов. С одной стороны, к организации труда необходимо подходить с позиции её структуры, т.е. с её составных частей, позволяющих раскрыть содержание этой категории труда. С другой стороны, организация труда должна рассматриваться в динамике, т.е. как непрерывный творческий процесс совершенствования труда в соответствии с изменяющимися условиями производства.
Для функционирования рабочей силы и достижения необходимой эффективности трудовой деятельности большое значение имеют условия труда, установление рациональных режимов труда и отдыха, которые обеспечивают чередование времени труда и отдыха на протяжении всего рабочего дня, рабочей смены, а также в течение недели, месяца года.
Для осуществления трудового процесса необходимы определённые организация и обслуживание рабочих мест, т.е. их планировка, оснащение и обеспечение сырьём, материалами, средствами производства, информацией в соответствии с характером конкретной работы.
Организация труда невозможна без установления меры труда. Средство установления этой меры – нормирование труда.
К числу важнейших элементов организации относится стимулирование труда. Для решения задач организации труда большое значение имеет подготовка кадров работников и их уровень классификации, состояние дисциплины труда.
Элементы организации труда характеризуют её структурно, частично. Развитие же этих элементов, их совершенствование, улучшение принято называть направлениями рациональной организации труда.
К числу направлений рациональной организации труда относятся: совершенствование форм разделения и кооперации труда, улучшение условий труда, применение прогрессивных условий оплаты и стимулирования труда, рационализация режимов труда и отдыха.
Организуя труд, необходимо руководствоваться рядом принципов, которым должна отвечать рациональная организация труда. К ним относятся: научность, комплектность, оптимальность, непрерывность, нормативность, эффективность, гуманность.
Принцип научности заключается в использовании при организации труда новейших достижений науки, техники, технологии и передовой практики.
Принцип комплексности подразумевает, что работа по рационализации организации труда проводится одновременно по всем её направлениям.
Принцип оптимальности подразумевает выбор наилучшего варианта совершенствования организации труда.
Принцип нормативности состоит в том, что совершенствование организации труда должно осуществляться на основе нормативной базы.
Принцип эффективности требует, чтобы при разработке любого мероприятия по совершенствованию организации труда исходили из наиболее рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, экономии живого труда и эффективного использования рабочего времени, экономических расчётов.
Принцип гуманности означает проявление постоянной заботы о человеке- главной производительной силе любого общества.
Одна из основных задач организации труда – создание благоприятных условий труда, способствующих повышению работоспособности человека, сохранению его здоровья, повышению привлекательности и престижности труда.
2. Разделение труда
2.1 Формы и принципы организации трудовых коллективов
Разделение труда приводит к обособлению отдельных работ по изготовлению какого-либо продукта и в то же время вызывает необходимость объединения трудовой деятельности отдельных работников для того, чтобы их совместные усилия привели к созданию готового продукта. Такое объединение отдельных работников называют кооперацией труда.
Задачи рационализации кооперации состоят в планомерном установлении и поддержании оптимальной пропорциональности отдельных видов специализированного труда, в установлении оптимальных производственных связей между работниками.
На протяжении многих лет основной формой организации труда является постоянная производственная бригада, т.е. коллектив работников, выполняющих на основе разделения и кооперирования труда определенный комплекс работ, из которых складывается технологический процесс производства.