Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение организации труда учителя в сельской школе.
Задачи проекта:
определение методологических вопросов и основных теоретических положение организации труда в школе;
изучение методов практической работы по совершенствованию организации труда;
проделать анализ практической работы;
изучение теории нормирования труда;
Введение………………………………………………………………….3
1. Предмет, метод и задачи предмета………………………………………4
1.1. Сущность и социально-экономическая роль труда……………………..4
1.2. Труд в рыночных условиях, понятие безработицы и занятости……….4
1.3. Понятие и содержание организации труда………………………………5
2. Разделение труда ………………………………………………………….7
2.1. Формы и принципы организации трудовых коллективов……………..7
3. Затраты рабочего времени……………………………………………… 9
3.1. Классификация затрат рабочего времени………………………………9
3.2. Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени...10
4. Основы организации умственного труда……………………………12
4.1. Понятие и особенности категории умственного труда…………….12
4.2. Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного труда………………………………………………15
4.3. Организация работы с источниками информации………………….16
5. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха…………..18
5.1. Понятие режима труда и отдыха, общие требования к его разработке 18
5.2. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха………………18
Список литературы………………………………………………
К основным принципам (требованиям) создания коллектива можно отнести:
постоянство состава работников;
закрепление земли на длительный срок;
обеспечение коллектива средствами труда;
применение коллективной оплаты в сочетании с поощрением работников по индивидуальным результатам труда;
подбор работников с учётом их желания работать вместе на условиях взаимной материальной ответственности за конечные результаты;
предоставлять коллективу прав самостоятельно решать вопросы организации трудовых процессов.
На предприятиях создаются мелкие структурные подразделения – звенья и рабочие группы, которые входят в состав бригад или являются самостоятельными подразделениями.
Для более успешной работы бригад и звеньев очень важно правильно определить численность работников и их профессиональный состав, т.е. размер трудового коллектива.
Численность трудового коллектива бывает различной: от 4-6 до 150-200 и более человек. Практика свидетельствует, что лучше себя проявляют относительно небольшие трудовые коллективы, в которых личные интересы каждого работника сочетаются с общими интересами коллектива.
Для небольших трудовых коллективов характерны более высокая интенсивность труда, рациональное использование рабочего времени, совмещение профессий и взаимозаменяемость.
Обоснование численности состава трудового коллектива предполагает обоснование профессионального состава. Следует также иметь в виду, что профессиональный состав и уровень подготовки будут иметь решающее значение при выборе форм оплаты и материального стимулирования труда.
Следовательно, оптимальный размер трудового коллектива должен обеспечивать, с одной стороны, равномерную занятость работников, рациональную организацию трудовых процессов, а с другой - коллективную заинтересованность ответственность за конечные результаты.
3.Затраты рабочего времени
3.1 Классификация затрат рабочего времени
Для изучения и рационализации трудовых процессов, проектирования обоснованных норм затрат труда большое значение имеет классификация затрат рабочего времени смены. Классификация затрат рабочего времени исполнителя представлена в табл. 1
Таблица 1.
Фактическая продолжительность смены (рабочего дня исполнителя) | |
Время работы | Время перерывов |
Время работы по выполнению производственного задания | Время регламентированных перерывов |
Время подготовительно-заключительных работ | Время на отдых и личные надобности исполнителя: |
Время оперативной работы: | а) на отдых |
а) основное | б) на личные надобности |
б) вспомогательное | Время перерывов, обусловленных технологией и организацией работ |
Время организационно-технического обслуживания рабочего места | II.Время нерегламентированных перерывов (потери времени) |
| Из-за нарушения трудовой дисциплины: |
| по техническим причинам |
| по организационным причинам |
| по метеорологическим причинам |
| по прочим причинам |
Четырехзначный цифровой код означает: первая цифра кода — группу категорий затрат времени (нормируемые и ненормируемые); вторая цифра кода — основные категории затрат времени, из которых состоит каждая из перечисленных групп; третья цифра кода — категории, на которые делятся основные элементы затрат времени; четвертая цифра кода — не учтенные третьей категорией элементы (если в этом нет необходимости, то на месте четвертой цифры ставится ноль).
Совокупность элементов затрат рабочего времени составляет баланс смены, а их соотношение (в процентах) — структуру рабочей смены (дня). Различают фактический и проектный (рациональный) баланс времени смены. Проектный баланс рассчитывают на основе обоснованных поэлементных нормативов времени. Его можно выразить формулой:
Т51 + Т52 +Т6+ Т4.
Проектный баланс рабочего времени исполнителя составляют из расчета 250, 360, 420 мин (при продолжительности рабочего дня 4, 6 и 7 ч) или 480 мин (при пятидневной рабочей неделе и продолжительности рабочего дня 8 ч).
3.2 . Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени
Для изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени применяют три основных способа: фотографию (хронографию) рабочего дня, хронометраж, фотохронометраж.
Фотография рабочего дня заключается в последовательном фиксировании затрат рабочего времени в течение рабочей смены (дня); при этом трудовой процесс расчленяется на крупные элементы— трудовые приемы, например поворот агрегата, засыпка семян и т. п. В процессе фотографии рабочего дня кроме затрат времени фиксируют наиболее важные данные работы машин (скорость, ширину захвата, количество сеялок), схему движения агрегата, его производительность и т. д. При нормировании труда в животноводстве указывают количество голов, продуктивность, способ удаления навоза и т. д. Разновидностями фотографии рабочего дня являются групповая фотография и самофотография.
Хронометраж позволяет более детально изучить какую-либо часть трудового процесса. Совсем необязательно проводить наблюдение за приемом в течение всей смены, достаточно, как показывает практика, произвести 10—15 наблюдений.
Хронометраж может быть непрерывным, выборочным и цикловым. При непрерывном наблюдении по текущему времени все элементы работы исследуются в порядке их выполнения. Выборочный хронометраж применяют для изучения отдельных элементов операций независимо от их последовательности. Цикловой хронометраж применяется в тех случаях, когда трудно с достаточной точностью измерить затраты времени на отдельные элементы операции (3—5 с).
Фотохронометраж соединяет в себе два способа. Трудовой процесс изучается не на протяжении определенного отрезка времени смены, а в течение всей смены (рабочего дня).
Материалы наблюдений за трудовыми процессами и затратами рабочего времени используются, во-первых, для установления норм труда, во-вторых, для изыскания возможностей для совершенствования трудовых процессов.
На их основе разрабатывают меры по устранению малоэффективных, неловких и сложных движений, применению более рациональных маршрутов перемещения работников и движения механизированных агрегатов, экономии рабочего времени.
Используя материалы наблюдений за трудовыми процессами, можно предусмотреть сокращение простоев работников и техники, а, следовательно, и потерь рабочего времени.
Нормы труда на основные процессы сельскохозяйственного производства обычно устанавливают в несколько этапов: изучение основных нормообразующих факторов, т. е. факторов, влияющих на величину нормы; наблюдение за трудовыми процессами; анализ полученных материалов; расчет норм труда.
Время основной работы в балансе времени смены должно быть по возможности максимальным за счет сокращения времени на обслуживание агрегата, времени вспомогательной работы, устранения потерь рабочего времени.
Фотография рабочего времени (ФРВ) применяется для выявления затрат и потерь рабочего времени, установления их причин, разработки мероприятий по рационализации использования рабочего времени, для изучения и распространения передового опыта, разработки нормативов подготовительно-
Подготовка к наблюдению сходна с подготовкой к проведению хронометража. Выбор объекта наблюдения зависит от цели наблюдения. При изучении причин потерь рабочего времени наблюдение ведется за теми рабочими, у которых такие потери значительны, при этом возможно проведение ФРВ не всей смены, а лишь той ее части, которая допускает наибольшие потери времени. Исследование проводится при существующих организационно-технических условиях.
Если полученные данные предполагается использовать для разработки нормативов, то на рабочих местах создаются та организация труда и такие технические условия, которые будут заложены в нормативе.
Бланк, где записываются результаты наблюдения, называется фотокарта. На лицевую ее часть вносятся сведения, полученные по результатам предварительного изучения объекта наблюдения (аналогично сведениям, фиксируемым на лицевой стороне хронокарты). Так же как и в случае хронометража, выбирается удобная для наблюдателя позиция, работник оповещается о предстоящем наблюдении.
При проведении индивидуальной ФРВ в лист наблюдения записываются каждый элемент работы и перерывы. Запись ведется по текущему времени, отмечается время окончания каждого элемента. Обработка результатов начинается с определения продолжительности каждого элемента. Из показаний текущего времени первого элемента вычитается время начала наблюдения, из показаний текущего времени второго элемента — текущее время первого элемента и т.д.
4. Основы организации умственного труда
4.1. Понятие и особенности категории умственного труда
Труд в любой сфере деятельности имеет биологическую и социально-экономическую основу. С физиологической точки зрения труд -это затраты физических и духовных сил человека, его жизненной энергии, связанные с достижением конечного, заранее намеченного результата. Общественный характер труда предполагает наличие экономических и социальных отношений между отдельными работниками и их группами, а также разделение труда, т.е. обособление трудовой деятельности и специализацию на отдельных видах труда.
Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в основе распределения массы труда на две группы — физический труд и умственный труд.
К категории умственный труд относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т.д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны.
Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.
Особенностями преимущественно умственного труда, наиболее типичным примером, которого служит инженерный труд, являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов ассимиляции и диссимиляции, что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.
Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.
Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно умственных функций, значительно отличается от организации труда работников физического труда. Эти отличия обусловлены следующим:
• деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники;
• труд работников, выполняющих преимущественно умственную работу, особенно руководителей и специалистов, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.
Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление — сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятельности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Чем сложнее и разнообразнее труд, тем требуется большая напряженность высших отделов центральной нервной системы (прежде всего коры больших полушарий головного мозга) для его выполнения. Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т.е. сосредоточение психической деятельности на одном или нескольких взаимосвязанных объектах) и прежде всего — активного волевого внимания; хорошая память (т.е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации). Так, для инженерного труда особое значение имеют: долговременная память, сосредоточивающая весь объем знаний и сведений, необходимых для практической работы; повышенное нервно-эмоциональное напряжение (что особенно свойственно деятельности ведущих специалистов и руководителей), обусловленное возможностью возникновения неожиданных и критических ситуаций, требующих принятия ответственных решений; незначительные физические нагрузки, приводящие к ухудшению обмена веществ в организме.
С определенной долей условности умственный труд может быть подразделен на следующие виды: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа работников выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработка технической документации). Вторая группа (специалисты) выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группа (руководители) обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за результаты производства. К этой группе работников относятся директора предприятий и фирм, начальники различных уровней, главные специалисты и т.д.