Организация труда сельского учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является изучение организации труда учителя в сельской школе.
Задачи проекта:
 определение методологических вопросов и основных теоретических положение организации труда в школе;
 изучение методов практической работы по совершенствованию организации труда;
 проделать анализ практической работы;
 изучение теории нормирования труда;

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Предмет, метод и задачи предмета………………………………………4
1.1. Сущность и социально-экономическая роль труда……………………..4
1.2. Труд в рыночных условиях, понятие безработицы и занятости……….4
1.3. Понятие и содержание организации труда………………………………5
2. Разделение труда ………………………………………………………….7
2.1. Формы и принципы организации трудовых коллективов……………..7
3. Затраты рабочего времени……………………………………………… 9
3.1. Классификация затрат рабочего времени………………………………9
3.2. Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени...10
4. Основы организации умственного труда……………………………12
4.1. Понятие и особенности категории умственного труда…………….12
4.2. Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного труда………………………………………………15
4.3. Организация работы с источниками информации………………….16
5. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха…………..18
5.1. Понятие режима труда и отдыха, общие требования к его разработке 18
5.2. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха………………18
Список литературы………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Организация труда(Трофимова А.).doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Необходимо иметь в виду, что умственный труд, характерный для всех перечисленных групп работников, результатом которого являют­ся новые технологии, конструкции, организационные системы и т.д., иными словами, научная мысль, позволяет значительно повышать про­изводительную силу труда. Кроме того, именно умственный труд, со­ставляющий основу труда руководителей, обеспечивает руководство, координацию и развитие сложнейшей системы трудовых и социальных отношений в хозяйстве страны на всех уровнях — от отдельного пред­приятия до общества в целом.

Инженерный труд имеет определенную специфику, состоящую в следующем:

•   существует значительный временной лаг между приложением труда и его результатом;

•   о результатах труда можно судить лишь на основе косвенных обобщающих показателей (по итогам производственно-хозяйственной деятельности возглавляемых подразделений; по показателям экономической эффективности разрабатываемых мероприятий технического, технологического и организационного характера);

•   для инженерного труда нелегко установить конкретную норму, особенно это касается творческих работников. Для большинства из них количество труда может быть определено лишь косвенно, через некоторые виды норм труда (например, нормы управляемости, нормативы численности, регламент рабочего времени);

•   функции творческого труда в меньшей степени поддаются механизации и автоматизации, поскольку последние освобождают работников от выполнения технических операций, т.е. позволяют облегчить исполнительский, а не творческий труд;

• умственный труд практически не имеет стереотипов и готовых ре­цептов и в каждом конкретном случае требует принятия определенного ответственного решения.

Перечисленные особенности умственного, и прежде всего управлен­ческого, труда требуют от работников высокого профессионализма и хорошей теоретической подготовки, без чего невозможна эффективная деятельность инженерных работников, руководителей и лиц творческого труда.

Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-эко­номическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществ­ляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.

 

4.2. Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного труда

 

В современных условиях не потеряли значимости сформулирован­ные Н.Е.Введенским основные требования к организации умственного труда, состоящие в следующем.

1. Постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких, как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период.

2.           Соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности.

3.              Определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить о двух моментах: а) чрезмерно завышенный, так же как и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияют на организм человека и уровень его работоспособности; б) необходимо устанавливать темп работы с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться.

4. Установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с замятиями физкультурой и спортом.

Соблюдение перечисленных условий создает предпосылки для эф­фективного выполнения функций умственного труда. Однако следует иметь в виду, что для достижения высоких результатов умственного труда большое значение имеет создание научно обоснованной действенной системы материального и морального стимулирования, в том числе его общественное признание.

Важным условием продуктивности: умственной деятельности явля­ется рациональная организация, к элементам которой относятся- организация рабочего места; организация справочно-информационной де­ятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы - умелое использование технических средств в процессе умственного тру­да и т.п.

Исходя из требований НОТ рациональная организация рабочего места работник* умственного труда — существенный момент в создании условий для плодотворной работы.

Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Задача совершенствования рабочего места предполагает оснащение всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

Многообразие условий, в которых выполняются функции умственного труда в различных сферах, не позволяет создать единую схему организации рабочего места. Этим объясняется тот факт, что типовые проекты организации рабочего места имеются лишь по некоторым специальностям, где преобладает умственный труд. Вместе с тем существует ряд общих требований к организации рабочего места работника умственного труда, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а также изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, при которой все технические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует лишних движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени.

Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изо­лированность рабочего места для работника умственного труда позволяет снять излишнее нервное напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов.

 

4.3. Организация работы с источниками информации

 

Поскольку умственный труд связан с постоянным поиском инфор­мации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности умственного труда, а также его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники и значительно сократить сроки поиска информации. Подготовленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходи­мых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специ­альности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Кроме того, специалист должен обладать определенными навыками в использовании вспомогательных информационных и библиографических материалов.

Поиск информации целесообразно вести в трех направлениях: в библиотеках (прежде всего в научных и специальных); в органах научно-технической информации (в государственной системе научно-технической информации, которая обеспечивает обработку научных документов, их обобщение и публикацию в специальных изданиях — реферативных журналах, различных обзорах, библиографических указателях и т.д.); в книготорговой сети.

Для получения в научной и специальной библиотеках наиболее полной информации в достаточно сжатые сроки необходимо уметь работать с каталогами и картотеками. Каталоги представляют собой перечень источников информации, имеющихся в библиотеке, а картотеки содержат перечень материалов по определенной тематике.


5. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха

5.1. Понятие режима труда и отдыха, общие требования к его разработке

 

В ходе совместной деятельности труд отдельных работников и подразделений должен быть согласован по продолжительности и календарным периодам. Для этого разрабатывается режим труда и отдыха — распорядок, регламентирующий чередование времени работы и отдыха на протяжении смены, недели, месяца, года. Основная цель ; его разработки — обеспечение эффективного использования производственных мощностей при сохранении высокой работоспособности и здоровья работников. Для достижения этой цели требуется всестороннее обоснование применяемых режимов. Законодательное обоснование предполагает соблюдение требований Кодекса законов о труде Российской Федерации (Экономическое обоснование подразумевает решение задач оптимального использования оборудования по времени и по мощности, нормального течения производственного процесса, своевременного проведения планово-профилактического ремонта и осмотра оборудования, полной и равномерной загруженности работников и в конечном счете — обеспечения эффективности производственной деятельности.

Разработка режимов труда и отдыха работников невозможна также без учета требований физиологии и психологии труда (динамика работоспособности, факторы, определяющие производственное утомление, время, необходимое для полного восстановления работоспособности, и т.п.), в силу чего необходимо и психофизиологическое обоснование. Поскольку деятельность человека не ограничивается работой, а охватывает также его домашний труд, учебу, хобби, отношения с дру­гими людьми, режимы труда и отдыха должны быть и социально обоснованы, что означает учет личных интересов работников, обеспечение возможности выполнения ими своих семейных обязанностей, бытовых дел и т.п.

Психофизиологически, социально и законодательно обоснованные режимы труда и отдыха составляют набор их допустимых вариантов. Наиболее экономически эффективный из допустимых режимов может рассматриваться как оптимальный режим.

 

5.2.           Проектирование рациональных режимов труда и отдыха

 

Различают внутрисменные, недельные, месячные режимы труда и отдыха. При их проектировании учитывается ряд элементов:

•   рациональное чередование работы и отдыха должно осуществляться на всех работах и для всех категорий работников; в рамках одной организации целесообразно придерживаться единых для всех принципов и методов определения режимов;

•   продолжительность и форма отдыха должны определяться с учетом условий труда, величины и структуры трудовых нагрузок, обеспечивать предупреждение утомляемости и высокий уровень работоспособности;

•   учет половозрастной структуры работников (сокращенный рабочий день для подростков и увеличенная продолжительность ежегодного отпуска для них; запрещение применения труда подростков, а также труда беременных женщин и женщин, имеющих детей до трех лет, в ночное время; соответствующие запреты и ограничения по сверхурочным работам и др.);

•   недопущение подмены регламентированного отдыха беспорядочными перерывами по усмотрению работников (преждевременный перерыв нарушит сложившийся уровень работоспособности; запоздалый или недостаточно продолжительный перерыв может привести к переутомлению; самопроизвольные перерывы могут нарушить ритмичность производственного процесса; по этим же причинам случайные простои из-за недостатков в организации работы не могут рассматриваться как полноценный отдых);

•              режим должен пересматриваться с учетом изменений технологии, организации и условий труда, уровня его механизации (автоматизации), требований трудового законодательства.


Список литературы

1.      Громов М.Н. Научная организация, нормирование и оплата труда на сельскохозяйственных предприятиях. -доп. и перер.- М.: Агропромиздат,1999.-383 с.

2.      Научная организация, нормирование и оплата труда в сельскохозяйственных предприятиях/А.И. Здоровцов, В.Г. Глиняный, В.П. Протасов-перераб. и доп.- М.: КолосС,2003.-320 с.

3.      Организация и управление производством. В.Д. Коротнев, Л.Б. Викничек, Г.Н. Кочетова и др. –М.: КолосС, 2005.-464 с.

4.      Организация и нормирование труда. Под ред.В.В. Адамчука.- М.:Финстатинформ,1999.- 310 с.

5.      Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК/Ю.Н. Шумаков, В.Е. Еремин, С.В. Жариков, В.Б. Панов.-М.:КолосС,2006.-304 с.

6.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. – 2-е изд., испр. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 494с.

7.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2006.-425с. – (Высшее образование).


2

 



Информация о работе Организация труда сельского учителя