Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:03, курсовая работа
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых процессов и специфики работы магазина, определить основные направления совершенствования организации труда в магазине «Звездный».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации труда работников магазина;
- проанализировать специфику работы с персоналом магазина «Звездный»;
- рассмотреть основные направления совершенствования организации труда работников магазина «Звездный».
Введение………………………………………………………………………...........4
1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание………………………………………………………………...................7
1.1 Понятие и содержание трудовых процессов в магазине……………...............7
1.2 Режим работы и условия труда в магазине…………………………………...14
2. Организация трудовых процессов в ЗАО Супермаркет «Звездный»………………………………………………………………………….18
2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО Супермаркет «Звездный», его основные экономические показатели…………………………………………18
2.2 Организация труда в ЗАО Супермаркет «Звездный»……………………...…20
3. Пути совершенствования трудовых процессов в ЗАО Супермаркет «Звездный»…………………………………………………………………..............29
Заключение…………………………………………………………………………..31
Список использованных источников…………………………………....................33
- потребность в рабочих профессиях в торговле имеет свою специфику, обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция спроса на молодых работников. Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать новый мотивационный механизм стимулирования труда.
Неблагоприятное воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ [6, с. 235].
Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями.
На производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.
Таким образом, работники магазина взаимодействуют со средствами производства и друг другом, образующая определенный порядок трудового процесса. Последний включает в себя разделение труда и кооперации между работниками, организацию рабочих мест и организацию их обслуживания, рациональные приемы и методы труда, планирование и учета труда, который обеспечивается подбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров. Для здоровья персонала, а, следовательно, для максимальной выработки необходимо создать обоснованные нормы труда, безопасные и здоровые условия труда, его оплаты и материального стимулирования.
Рациональная организация труда на предприятии позволяет:
- экономить
рабочее время, эффективно использовать
ресурсы предприятия, устранить бесполезный
труд работников;
-
обеспечить полное соответствие уровня
организации труда прогрессивному уровню
технического вооружения производства,
достижении научной обоснованности норм
труда и интенсивности труда, а также оплаты
труда его конечным результатам;
Исходя из всего этого, можно сказать,
что предприятия, в нашем случае магазины,
добиваются значительных успехов в повышении
эффективности деятельности за счет поиска
внутренних резервов только при условии
комплексного решения вопросов в области
совершенствования организации труда,
производства и управления.
2. Организация трудовых процессов в магазине
2.1 Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели
Акционерное общество супермаркет «Звездный» является закрытым акционерным обществом, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться. Местонахождение - г. Казань, ул. Восстания, 83.
Основные экономические показатели деятельности ЗАО «Звездный» представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Экономические показатели ЗАО «Звездный» (в тыс. руб.)
|
.
Данные таблицы довольно противоречивы. Снижение прибыли в 2011 году в 4,5 раза (22,1 %) одновременно сочетаются с повышением рентабельности в 2,5 раза.
Рассмотрим организационную структуру
управления ЗАО «Звездный» (см. рис. 1).
Директор
Директор
|
Зам. по строительству
Нач. отдела кадров
Зам. по финансам
Автотранспорт
Инженерная группа
Во
главе организационной
2.2 Организация труда в супермаркете «Звездный»
Всего в ЗАО Супермаркет «Звездный» (вместе с его филиалами) работает 1641 человек.
Общая площадь всех магазинов – 28614 м2, из них 63% (18027 м2) – площадь торгового зала.
Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда:
а) управленческий персонал (директор, зам.директора, администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и т.д.) – 82 чел.,
то есть 5%.
б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, контролеры – кассиры, кассиры) – 1313 чел.(80 %).
в) вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание основного персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое состояние магазина – рабочие, уборщицы, электромонтеры, техники и др.) – 246 чел. (15%).
Основные показатели по труду представлены в табл. 2
Таблица 2 – Показатели по труду ЗАО Супермаркет «Звездный»
|
Данные табл. 2 также противоречивы. Численность торговых работников ЗАО Супермаркет «Звездный» выросла на 8,7% , но товарооборот упал на 31,3%. Это привело к падению товарооборота на одного торгового на 36,8% (на одного торгово-оперативного работника 39,7%). Но средняя годовая заработная плата одного торгового работника выросла на 9,8% (строка 14 табл. 3).
Так как в ЗАО Супермаркет «Звездный» входит около двух десятков магазинов, и проанализировать трудовые процессы во всех сразу невозможно, выберем для анализа только один магазин.
Данный супермаркет строился именно в расчет на большой процент системы самообслуживания покупателей. Значительный экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его товарооборота и валового дохода, ощутимого сокращения численности торговых работников и повышения производительности их труда, снижения уровня издержек обращения. К числу преимуществ метода самообслуживания следует отметить его универсальность. Методом самообслуживания можно продавать подавляющее большинство продовольственных и непродовольственных товаров [19].
При продаже товаров с открытой выкладкой обеспечивается свободный доступ покупателей ко всем имеющимся в продаже товарам. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей и осуществлению операций по отпуску товаров. По сравнению с продажей через прилавок этот метод удобен тем, что знакомиться с товаром могут одновременно несколько покупателей. Это ускоряет процесс продажи и увеличивает пропускную способность магазина. При этом производительность труда продавцов значительно повышается.
При применении этого метода мелкие предметы выкладываются насыпью в кассетах открытых прилавочных витрин. Более крупные товары просто располагаются на прилавках так, чтобы это было удобно покупателям
Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: на 25-30% растет товарооборот на 1 м2 торговой площади и увеличивается производительность труда, на 30 % экономится время покупателей на совершение покупок.
Но при этом некоторая часть остальных звеньев торговой цепочки (производители товаров, оптовая торговля, транспорт) работали по-старому. Персоналу магазина приходилось часто самому фасовать продукты, что было явно экономически невыгодно.