Основной капитал предприятия, его состав и назначение.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание

Переход экономики на рыночные условия хозяйствования обусловливает необходимость пересмотра подавляющего большинства управленческих атрибутов, определяющих функционирование предприятий и, в конечном счете, эффективность их деятельности. Координацию работы субъектов хозяйствования, рациональное использование средств труда, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства обеспечивает свободная конкуренция, а не директивы и указания государственных управленческих органов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и роль основного капитала предприятия 5
1.1.Понятие и роль основных фондов предприятия 5
1.2.Сущность нематериальных активов. 14
1.3 Долгосрочные финансовые вложения 18
1.4 Показатели структуры и эффективности использования основного капитала предприятия 20
Глава 2. Анализ состава и структуры основного капитала ОАО «Горизонт» 27
2.1 Характеристика предприятия (история создания, виды деятельности, номенклатура производимой продукции, численность персонала, объемы производства, прибыль и т.д.) 27
2.2. Состав и структура основного капитала предприятия 32
2.3. Эффективность использования основного капитала предприятия 40
Глава 3. Основные направления оптимизации величины и состава основного капитала предприятия 47
3.1 Баланс производственных мощностей 47
3.2. Создание и использование брэнда предприятия 47
3.3 Улучшение направлений использования долгосрочных финансовых вложений 48
Заключение 56
Список использованных источников 60

Работа состоит из  1 файл

к.р. - основной капитал ОАО.doc

— 1.17 Мб (Скачать документ)

Примечание: Источник: собственная  разработка

 

Повышение эффективности  использования производственного  оборудования обеспечило рост фондоотдачи  по сравнению с 2006 годом на +0.06343 или на 6.343 коп. Снижение же доли активной части в стоимости промышленно-производственных основных средств по сравнению с 2006 годом привело к снижению фондоотдачи на 0.02123 или на 2.12 коп.

 

Таблица 2.11

Расчет показателей (подстановок) для анализа факторов 2-го порядка

Фондоотдача активной части

Расчет показателей

Уровень показателей, руб.

Алгоритм

Количественная оценка

2006 год

2006 год при отработанном времени в 2007 году (1-я подстановка)

2007 год при ценах на оборудование 2006 года (2-я подстановка)

Фактически

q=R000

 

q’= R010

 

q’’= R110

q1= R111

98.12*4085/489340

 

98.12*3886/489340

 

106.82*3886/489340

106.82*3886/463630

0.8181

 

0.7792

 

0.8483

0.8953


Примечание: Источник: собственная  разработка

 

На основании исчисленных показателей количественно оценивается воздействие факторов 2-го порядка на фондоотдачу активной части.

 

Таблица 2.12

Анализ влияния факторов 2-го порядка на фондоотдачу активной части.

Факторы

Расчет влияния

Размер влияния, руб.

алгоритм

Расчет

1.Изменение времени работы единицы  оборудования (целодневные и внутрисменные  потери рабочего времени)

2.Изменение средней выработки  продукции за 1ст/час (производительность  оборудования)

3.Изменение средней цены единицы  оборудования

 

 

qB = q’-q0

 

 

qR = q’’-q’

 

qЦ = q1-q’’

 

 

0.7792-0.8181

 

 

0.8493-0.7792

 

0.8953-0.8483

 

 

-0.0399

 

 

+0.0701

 

+0.047

Итого

q=q1-q0

0.8953-0.8181

+0.0772


Примечание: Источник: собственная  разработка

 

Наиболее существенное влияние на фондоотдачу активной части оказал рост производительности оборудования. Под воздействием этого фактора, она увеличилась на 0.0701 руб. или на 7.01 коп. Вторым фактором положительно повлиявшим на фондоотдачу активной части является снижение цен на оборудование по сравнению с его производительностью. За счет этого фактора фондоотдача возросла на 0.047 руб. или 4.7 коп. Фактором негативно повлиявшим на фондоотдачу активной части, являются потери рабочего времени (целодневные и внутрисменные). Вследствие этих потерь фондоотдача производственного оборудования снизилась на -0.0399 руб. или 3.99 коп. Совокупное влияние трех факторов привело к увеличению фондоотдачи активной части на 0.0772 руб. или 7.72 коп.(-0.0399+0.0701+0.047).

Размер влияния факторов 2-го порядка на фондоотдачу промышленно - производственных основных средств определяется по алгоритму:

Dfi = Dqi * Y1   (2.8)

где Dfi - изменение фондоотдачи промышленно -  производственных

основных средств за счет i-го фактора; Dqi - изменение фондоотдачи активной части за счет i-го фактора; Y1 - фактический удельный вес активной части в стоимости промышленно - производственных основных средств.

В табл. 2.12 приведены расчеты и результаты влияния факторов двух порядков на показатель фондоотдачи основных средств.

 

Таблица 2.12

Обобщение влияния факторов 1-го и 2-го порядка на фондоотдачу промышленно - производственных основных средств

 

 

Факторы

Влияние на фондоотдачу, руб.

активной

части

(Dqi )

Промышленно-производственных основных фондов

расчет влияния

Dfi = Dqi*Y1

Размер влияния (Dfi )

A

1

2

3

1.Изменение фондоотдачи активной части в том числе за счет изменения:

1.1.времени работы единицы оборудования (целодневные и внутрисменные  потери рабочего времени)

1.2.Средней выработки продукции за 1ст/час (производительность оборудования)

1.3.Средней цены единицы оборудования

2.Изменение удельного веса активной  части

 

*

 

 

-0.0399

 

 

+0.0701

 

+0.047

 

*

 

 

 

 

-0.0399*0.8338

 

 

+0.0701*0.8338

 

+0.047*0.8338

 

 

+0.0634

 

 

-0.0333

 

 

+0.0584

 

+0.0383

 

-0.0212

Итого:

0.0772

0.7464-0.7042

+0.0422


Примечание: Источник: собственная разработка

 

Из данных табл. 2.12 видно, что наибольшее положительное влияние на фондоотдачу промышленно - производственных основных средств оказал рост производительности оборудования (+0.0584 руб.).

Также положительно на фондоотдачу  повлияло снижение цены единицы оборудования. За счет этого фактора фондоотдача возросла на 0.0383 руб. На предприятии за отчетный 2007 год фактором снижения фондоотдачи является сокращение времени работы оборудования за счет целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени оборудования. За счет этого фактора она снизилась на 0.0333 руб.

 

 

Глава 3. Основные направления  оптимизации величины и состава  основного капитала предприятия

 

3.1 Баланс производственных  мощностей

 

Баланс производственных мощностей – это система показателей, характеризующих наличие, движение и использование производственных мощностей по выпуску конкретных видов промышленной продукции. Баланс производственных мощностей составляется для определения их на конец отчетного года на основании мощностей на начало года, а также их изменения в данном периоде. Баланс составляется в натуральном выражении и содержит данные о наличии мощностей на начало периода, о приросте мощностей за период, о выбытии мощностей за период, о средней мощности, о количестве произведенной продукции всего, и в т. ч. в режимное время. Баланс производственных мощностей составляется по всем типам изделий или видам продукции, предусмотренным в номенклатурном плане независимо от того, является эта продукция для предприятия основной или непрофильной. Если непрофильная продукция производится наравне с основной при использовании мощностей, предназначенных для производства основной продукции, то при расчете производственной мощности по выпуску продукции основного профиля не учитывается тот факт, что эта мощность частично загружена выпуском непрофильной продукции.

 

 

3.2. Создание и использование брэнда предприятия

 

Процесс создания долгосрочного  покупательского предпочтения рассматривается  как деятельность по представлению покупателю достоинств товара или услуги, их особенностей по сравнению с похожими предлагаемыми товарами или услугами, формированию в сознании потребителей стойких ассоциаций, впечатавший, связанных с этим товаром, его маркой. Эти ассоциации, как образное соединение отдельных впечатлений в общую, яркую и устойчивую картину взаимосвязанного представления потребителя о товаре, его марке, называют брендом. (от англ. brand клеймо; марка; производить впечатление). Бренд представляется как образ марки данного товара (услуги), выделенной покупателем среди конкурирующих изделий.

Брендинг осуществляется с помощью определенных приемов, методов и способов, которые позволяют  довести разработанный бренд  до покупателя и не только сформировать в его сознании имидж марки товара, но и оказать помощь в восприятии покупателем функциональных и эмоциональных элементов товара. В этом контексте брендинг помогает покупателю ускорить выбор товара и принятие решения о его покупке. Основными характеристиками бренда являются: - основное его содержание (Brand Essence); - функциональные и эмоциональные ассоциации, которые выражаются покупателями и потенциальными клиентами (Brand Attributes); - словесная часть марки или словесный товарный знак (Brand Name); - визуальный образ марки, формируемый рекламой в восприятии покупателя Brand Image); - уровень известности марки у покупателя, сила бренда (Brand Power); - обобщенная совокупность признаков бренда, которая характеризует его индивидуальность (Brand Identity); - стоимостные оценки, показатели (Brand Value); - степень продвинутости бренда (Brand development Index); - степень вовлеченности бренда в целевой аудитории и ее отдельных сегментов (Brand Loyalty);

Следует иметь в виду, что не каждый товарный знак может  стать брендом. Для этого, товарный знак, торговая марка должны приобрести известность на рынке и доверие у покупателей. Торговая марка, представленная чаще всего названием, графическим изображением и звуковыми символами компании или товара, еще не является брендом.

Развитие промышленного  производства и технологических  процессов, увеличение ассортимента товара, усложнение идентификации нужного  товара он рынке конкурирующих товаров  все это потребовало разработки системы упрощения выбора товара. Кроме того, социализация культуры жизни ориентирует каждого человека на максимизацию времени, используемого для общения и отдыха. А ведь на поиск нужного товара затрагивается значительное время. Брендинг помогает покупателям упрощать и ускорять поиск необходимого товара и тем самым способствует экономии времени.

 

 

3.3 Улучшение  направлений использования долгосрочных финансовых вложений

 

При увеличении выпуска  продукции, снижение себестоимости  и рост накоплений предприятий зависят от степени их использования.

Резервы увеличения выпуска продукции за счет ввода в действие нового оборудования определяют умножением дополнительного его количества на фактическую величину среднегодовой выработки или на фактическую величину всех факторов, которые формируют ее уровень.

Сокращение целодневных простоев оборудования приводит к увеличению среднего количества отработанных дней каждой его единицей за год. Этот прирост необходимо умножить на возможное количество единиц оборудования и фактическую среднедневную выработку единицы.

Чтобы подсчитать резерв увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности в результате лучшей организации производства, необходимо возможный прирост последнего умножить на возможное количество дней работы всего парка оборудования и на фактическую сменную выработку.

За счет сокращения внутрисменных  простоев увеличивается средняя  продолжительность смены, а следовательно  и выпуск продукции. Для определения  величины этого резерва следует  возможный прирост средней продолжительности  смены умножить на фактический уровень среднечасовой выработки оборудования и на возможное количество отработанных смен всем его парком (произведение возможного количества оборудования, возможное количество отработанных дней единицей оборудования и возможного коэффициента сменности).

Р↑ВПП = СМВ ·Р↑П· ЧВ1 = КВ · ДВ · КСМ.В ·Р↑П· ЧВ1   (3.1)

Для определения резерва  увеличения выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки  оборудования необходимо сначала выявить  возможности роста последней  за счет его модернизации, более интенсивного использования, внедрения мероприятий НТП и т.д. Затем выявленный резерв повышения среднечасовой выработки надо умножить на возможное количество часов работы оборудования (произведение возможного количества единиц, количество дней работы, коэффициента сменности, продолжительности смены).

Резервы роста фондоотдачи - это увеличение объема производства продукции и сокращение среднегодовых остатков основных производственных фондов (ОПФ):

          (3.2)

где - резерв роста фондоотдачи; , - соответственно возможный и фактический уровень фондоотдачи; - резерв увеличения производства продукции; ОПФд – дополнительная сумма основных производственных фондов, необходимая для освоения резервов увеличения выпуска продукции;

- резерв сокращения средних  остатков основных производственных  фондов за счет реализации  и сдачи в аренду ненадобных  и списание непригодных.

Я считаю, что пути и резервы улучшения использования основных фондов можно представить в виде следующей структуры:

Резервы улучшения использования  оборудования.

1. Неустановленное оборудование.

а) Ускорение ввода в действие;

б) Ликвидация (продажа) излишнего оборудования.

2. Установленное оборудование:

а) Экстенсивное использование оборудования (во времени):

Информация о работе Основной капитал предприятия, его состав и назначение.