Основные направления совершенствования деятельности предприятия по закупкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:52, курсовая работа

Описание

Актуальность совершенствования закупок заключается в том, что эффективное построение закупочной деятельности является одним из основных условий успешной работы предприятия.
Целью работы является изучение основных направлений совершенствования деятельности предприятия по закупкам.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие  задачи:
изучение сущности и содержания закупочной деятельности предприятия;
ознакомление с работой конкретного торгового предприятия и изучение основных направлений совершенствования закупочной деятельности на нем;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Содержание и роль закупочной деятельности на предприятиях торговли 6
1.1 Понятие закупочной деятельности и ее роль на предприятии 6
1.2 1.2 Поступление и приемка товаров по количеству 10
1.3 Выбор поставщиков 13
2. Особенности организации закупочной деятельности на предприятии ООО «Розница» 16
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Розница» 16
2.2 Особенности организации закупочной работы на предприятии ООО «Розница» 20
3. Основные направления совершенствования деятельности предприятия ООО «Розница» по закупкам 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 456.50 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

     Тема курсовой работы: основные направления совершенствования деятельности предприятия по закупкам.

     Работа состоит из введения, трех глав (теоретическая, практическая, рекомендательная), заключения и списка используемых источников.  А также включает 30 страниц, с использованием 3 таблиц, одного рисунка и 16 используемых источников.

     Основные понятия: ЗАКУПКИ, ПОСТАВЩИК, ПРИБЫЛЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ТОВАР, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СПРОС, ПОСРЕДНИК, ТОРГОВЛЯ, КОНТРОЛЬ, ДОГОВОР, РЕСУРСЫ, ОБЪЕМ, ЯРМАРКА, ПЛАН и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

     В настоящее время благополучие и коммерческий успех  предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность. Она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное функционирование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.

     Главной целью функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг).     

     Предприятие выступает в роли потребителя, когда покупает товары, услуги с целью получения прибыли путем использования покупки для производства других продуктов или путем использования покупки в своих операциях. Такими товарами могут быть как сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, вспомогательное оборудование, разнообразные услуги, так и рабочая сила.

     В качестве одного из наиболее важных условий, влияющих на поведение потребителей, является доступность товаров, т.е. возможность получать необходимую продукцию в любой требуемый момент времени. Это обеспечивает ритмичность работы предприятий-потребителей, позволяет эффективнее планировать свою деятельность. Цель организации закупочной деятельности у любого предприятия – увеличение прибыли через снижение затрат или увеличение продаж.

     Актуальность совершенствования закупок заключается в том, что эффективное построение закупочной деятельности является одним из основных условий успешной работы предприятия.

     Целью работы является изучение основных направлений совершенствования деятельности предприятия по закупкам.

    

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие  задачи:

        • изучение сущности и содержания закупочной деятельности предприятия;
  • ознакомление с работой конкретного торгового предприятия и изучение основных направлений совершенствования закупочной деятельности на нем;

     Объектом исследования курсовой работы является предприятие ООО «Розница».

     Предмет исследования – закупочная деятельность предприятия.

     При выполнении работы были использованы: учебники, учебные пособия, периодические издания, ресурсы глобальной сети интернет.

 

 

1. Содержание и роль закупочной деятельности на предприятиях торговли

1.1 Понятие закупочной деятельности и ее роль на предприятии

     Закупочная деятельность - это процесс обеспечения всеми видами материально-товарных ресурсов в требуемые сроки и в объёмах, необходимых для нормального осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

     Закупочная работа является составной частью и основой коммерческой деятельности предприятий торговли. Ее главная задача – выгодное приобретение товаров с целью удовлетворения потребительского спроса.

     Работа предприятия по закупкам товаров включает в себя следующую деятельность:

  • изучение и прогнозирование покупательского спроса;
  • выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
  • организация хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;
  • организация учета и контроля за закупками и ходом выполнения договорных обязательств.

     Изучение и прогнозирование покупательского спроса необходимо для обоснования коммерческих решений по закупкам товаров.

     Спрос – это форма рыночного проявления потребности. Спрос населения на товары формируется под влиянием многочисленных экономических, социальных, демографических, природно-климатических и других факторов, которые постоянно меняются в процессе развития общественного производства. Поэтому только с помощью методов маркетинга коммерческие работники могут получить необходимую информацию о товарах, ценах, которые потребители готовы заплатить, о емкости рынка в отдельных регионах и т. д. Коммерческим работникам необходимо постоянно следить за рекламными объявлениями в СМИ, проспектами, каталогами.

     К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (АПК, легкая промышленность, машиностроение и т.д.). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.

     В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей и реализующих ее мелким и средним покупателям для последующей розничной реализации.

     Поставщиками-посредниками могут быть: оптовые предприятия общенационального, регионального уровня, различного товарного ассортимента (специализации), оптовые посредники (дистрибьюторы, предприятия-брокеры, предприятия-агенты, дилеры), а также организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы, товарные биржа, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.). Оптовые посредники в условиях рыночной экономики приобретают самостоятельное значение в сфере закупочной деятельности.

 

     Виды посредников:

  1. Дистрибьютор – фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками.
  2. Брокерская фирма – предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам в приобретении, продаже и обмене товаров. Брокер (физическое лицо) – торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами товаров на товарной бирже. Действует он по поручению клиентов, получая от них вознаграждение.
  3. Дилер – юридическое или физическое лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой товара, валют и ценных бумаг.
  4. Важным посредническим элементом в закупочной деятельности розничного предприятия являются организаторы оптового товарооборота – товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые рынки и другие предприятия.

       По территориальному признаку поставщики товаров бывают местными:

  • внеобластными;
  • республиканскими;
  • внереспубликанскими.

       По форме собственности поставщики могут быть:

  • частными;
  • государственными;
  • муниципальными;
  • кооперативными;
  • иных форм собственности.

     Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки, причем их целесообразно группировать по местным, межобластным и межреспубликанским поставщикам. В карточках указывают данные о производственной мощности предприятия, о количестве и ассортименте выпускаемой продукции, о возможности производства других товаров, условия поставки товаров и другие сведения, интересующие организацию розничной торговли.

     С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, преимущественно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары непосредственно у поставщиков-изготовителей на стабильной долговременной основе. Исключение оптового поставщика из системы хозяйственных связей, заметно удешевит приобретаемый товар и обеспечит, одновременно, конкурентное преимущество и более высокую прибыль предприятию розничной торговли.

     Организация учета и контроля за оптовыми закупками – важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества.

     Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщикам претензий.

     Планирование закупочной деятельности состоит из следующих этапов:

  • сбор информации;
  • анализ потребности и возможностей (поставщика и покупателя);
  • выбор стратегии закупки;
  • определение метода закупок;
  • оперативные решения, связанные с процессом товаропродвижения;
  • контроль за выполнением договора;
  • анализ хода выполнения плана;
  • корректировка плана.

     Рациональная организация закупки означает приобретение товаров нужного качества в нужном количестве в нужное время у надежного поставщика по приемлемой цене.

     Оптимальный объем закупки (оптимальный размер заказа – ОРЗ) – уровень закупки, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки на хранение товаров.

     Определение ОРЗ приводит к уменьшению издержек хранения запасов без потери качества обслуживания:

                                                ,

                                                                                                               

где V – годовой объем товарооборота;

P – стоимость подачи одного заказа;

C – стоимость единицы продукции;

S – издержки на хранение единицы продукции на складе.

 

     Определение оптимального объема закупки не имеет смысла, если время выполнения закупки весьма продолжительно при значительном колебании спроса и нестабильных ценах.

    1. Методы и способы закупки товаров

     Изучение и выбор источников и методов закупки являются одним из важнейших этапов закупочной работы.

     Основными методами закупки товаров являются:

  • Прямой метод;
  • Косвенный метод.

     Прямой метод закупки товаров предполагает установление прямых связей между продавцом и оптовым покупателем. При этом методе может быть использовано три основных способа прямой продажи товаров: развозная торговля; посылочная торговля; торговля через принадлежащие производителю магазины.

     Закупка в порядке прямых связей состоит из трех основных этапов:

  • Подготовка к заключению договоров;
  • Заключение договоров;
  • Исполнение договоров.

     При косвенном методе покупка товаров производится через торгово-посредническое звено на основе специального договора с торговым посредником. В этом случае посредником может выступать как оптовый, так и розничный торговец. Чем больше число посредников использует предприятие, тем меньше контактируют между собой непосредственно потребители и производители, тем медленнее продвигается товар.

     Виды посредников:

  • агент (действуют от имени производителя за его же счет. Имеют право распоряжаться продукцией, но не имеют права собственности);
  • брокер (действуют от имени производителя за его же счет. Не имеют права распоряжаться продукцией, и не имеют права собственности);
  • дилер (ведут операции от своего имени и за свой счет. Имеют право собственности и распоряжения товаром);
  • джоббер (дилер, который на свой страх и самостоятельно покупает и продает товары);
  • дистрибьютор (независимый посредник или один из цепочки посредников, который специализируется на доведении товаров или услуг, предлагаемых производителями, до потребителей. Действуют за свой счет. Не имеют права собственности на товар, имеют право распоряжаться продукцией);
  • маклер (работник биржи, ведущий торги на бирже).

Информация о работе Основные направления совершенствования деятельности предприятия по закупкам