Основные направления совершенствования деятельности предприятия по закупкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:52, курсовая работа

Описание

Актуальность совершенствования закупок заключается в том, что эффективное построение закупочной деятельности является одним из основных условий успешной работы предприятия.
Целью работы является изучение основных направлений совершенствования деятельности предприятия по закупкам.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие  задачи:
изучение сущности и содержания закупочной деятельности предприятия;
ознакомление с работой конкретного торгового предприятия и изучение основных направлений совершенствования закупочной деятельности на нем;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Содержание и роль закупочной деятельности на предприятиях торговли 6
1.1 Понятие закупочной деятельности и ее роль на предприятии 6
1.2 1.2 Поступление и приемка товаров по количеству 10
1.3 Выбор поставщиков 13
2. Особенности организации закупочной деятельности на предприятии ООО «Розница» 16
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Розница» 16
2.2 Особенности организации закупочной работы на предприятии ООО «Розница» 20
3. Основные направления совершенствования деятельности предприятия ООО «Розница» по закупкам 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 456.50 Кб (Скачать документ)

     Предприятие сотрудничает со 160 поставщиками. Предприятие закупает продукцию у таких фирм как ООО "Триал-Хабаровск", ООО «ФД Хабаровск», ОАО «Переясловский молочный завод» , ОАО «Хабаровский государственный племенной птицеводческий завод», ООО «Ратимир», ООО «Равиоль», ООО "ТД ХЛВЗ" и т.д.

     При осуществлении закупочной работы специалист по закупкам должен соблюдать основные правила составления договора поставки:

  • перед подписанием контракта согласовать все условия с  контрагентом, чтобы быть в курсе его намерений и целей;
  • заключить контракт в письменной форме;
  • предусмотреть гарантию отличного качества поставляемых товаров;
  • оговорить процедуру проверки соответствия поставляемых изделий техническим условиям (спецификациям);
  • поскольку сроки являются важнейшим условием договора, поставка должна осуществляться вовремя и в оговоренных количествах;
  • включить в контракт пункт, снимающий всю ответственность за срыв поставок из-за аварий, забастовок и т.п.
  • оговорить условия оплаты.

     При заключении долгосрочных контрактов с крупными компаниями-поставщиками, как правило, осуществляется завоз товаров на склады. Доставка товаров собственным транспортом производится в случае закупки товаров мелкими партиями по мере необходимости на оптовых ярмарках или у мелких фирм.

     Таким способом производится закупка некоторых видов напитков, шоколадных батончиков, пиротехники, сопутствующих товаров.

     Количество заказываемого товара зависит от таких факторов как частота завоза, среднедневная реализация, размер остатков товара на день завоза, мощность и емкость холодильного оборудования для скоропортящихся товаров.

     Частота завоза товаров в магазин по отдельным группам товаров представлена в таблице 2

Таблица 2 Информация о завозе в магазины отдельных категорий товаров

Товарная группа

Частота завоза, раз/нед.

Объем завоза, руб.

Среднедневная реализация, руб.

Остатки товара на день завоза, %

Овощи и фрукты

3

25000

7000

20

Молочные продукты

5

20000

8200

23

Мясо, колбасные  изделия

3

60000

18300

10

Бакалейные  товары

1

90000

76500

15

Хлеб 

6

64000

50400

10

Непродовольственные товары

1

58000

48700

15


 

     Из  таблицы  видно, что на день завоза таких товаров, как овощи, фрукты и молочные продукты остается большой объем непроданных товаров – 20-23%. Это означает, что увеличиваются потери при хранении товаров. Следовательно, необходимо изменить частоту и способ закупки данных категорий товаров с целью снижения издержек.

     Таким образом, с целью увеличения эффективности деятельности ООО «Розница» необходимо разработать мероприятия по совершенствованию закупочной деятельности.    

 

 

 

  1. Основные направления совершенствования деятельности предприятия ООО «Розница» по закупкам

 

 

     Совершенствование системы закупок на предприятии необходимо для увеличения объема товарооборота, снижения издержек на закупку и хранение товара, а значит и для улучшения финансового состояния и увеличения эффективности деятельности.

     Наиболее высокие затраты связаны с нарушением поставщиками договора поставки, сбоями при доставке товара и несоответствием товара заявленному качеству.

    Поэтому  предприятию ООО «Розница» необходимо разработать мероприятия по совершенствованию закупочной работы с целью уменьшения издержек обращения и увеличения прибыли.

     Исходя из данных, полученных при анализе закупочной деятельности ООО «Розница», можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию закупок  предприятия:

  1. Смена поставщиков, недобросовестно исполняющих обязательства по договору поставки. Данное мероприятие позволит сократить издержки, связанные с хранением товаров, а также уменьшить убытки, которые получает предприятие вследствие срыва поставок.
  2. Изменение способа закупки товаров. Основным способом закупки продукции на предприятии ООО «Розница» является закупка товара мелкими партиями. При таком способе очень высока вероятность заказа избыточного количества товаров и необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе. Таким образом, увеличиваются издержки на хранение товаров, возрастает объем порчи продуктов. Также предприятию не всегда легко оплатить все количество товара определенное в заказе. Поэтому для некоторых групп товаров можно производить закупки по котировочным ведомостям. Котировочные ведомости составляются ежемесячно, а по некоторым товарам еженедельно, и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Преимущества данного метода – это ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
  3. Создание отдела, планирующего закупки. Это мероприятие позволит сократить нагрузку менеджера, занимающегося планированием закупочной деятельности, увеличить его производительность труда, а также позволит проводить более тщательный отбор поставщиков, организовывать повседневный контроль исполнения договоров и хода поставок товара.
  4. Изменение частоты завоза в магазин кисломолочной продукции и овощей. Остатки кисломолочной продукции и овощей на день завоза довольно велики. Вследствие этого, а также из-за недостаточной мощности холодильного оборудования увеличиваются потери товаров при хранении. Изменение графика завоза товаров из данных групп позволит сократить издержки на хранение, освободить место на складе для хранения других видов товаров.
  5. Использование для доставки товаров, заказываемых мелкими партиями, собственный транспорт. Некоторые виды товаров предприятие закупает по мере необходимости мелкими партиями на оптовых ярмарках. В этом случае предприятию приходится арендовать грузовой транспорт для доставки товара. Приобретение собственного транспорта позволит уменьшить расходы на доставку таких видов продукции в магазин.

    

    При проведении мероприятий по совершенствованию закупочной деятельности наблюдается сокращение затрат и экономия на ресурсах. Поэтому необходимо выполнить расчеты по изменению в ресурсном обеспечении предприятия ООО «Розница». В работе приведены расчеты на примере одного из магазинов сети минимаркетов «Монетка», прибыль которого в 2010 году составила 1873 тыс. руб.

     Для расчета изменения потребности в ресурсном обеспечении предприятия необходимо рассчитать новую потребность в ресурсе и сравнить с прежним объемом используемых ресурсов.

     Площадь складского помещения магазина «Монетка» составляет 40 кв. м. При этом на складе может храниться 13 куб.м. продукции. При изменении способа закупки на закупку товаров по котировочным ведомостям объем продукции на складе сократится на 25% и, следовательно, уменьшится необходимая площадь для хранения товаров.

     Для того, чтобы рассчитать площадь складских помещений, необходимую после проведения данного мероприятия, нужно рассчитать какой объем продукции приходится на 1 кв. м. площади:

      V1м2=40/13=3,1м3                                                                                

     Расчет новой потребности в складских помещениях представлен формулой:

       S2=V2* V1м2                                                                                       

где - новый необходимый объем продукции для хранения,

      V2=13*0,75=9,75м3

     S2=9,75*3,1=30,22м2

     Таким образом, изменение  потребности в складских площадях составит:

                ΔS=S1 -S2=40-30,22=9,78м2

     При изменении способа закупки в связи с уменьшением продукции хранимой на складе уменьшатся также потери при хранении товаров.

     В 2010 году потери при перевозке, хранении и реализации составили 841,408 тыс. руб. При изменении способа закупки доля потерь товара при хранении уменьшится примерно на 20%, исходя из статистики, и составит 673,126 тыс. руб.

     Уменьшение потерь товаров при хранении составит:

      ΔП=841,408-673,126=168,28 тыс.руб.

     Далее следует рассчитать изменения экономических показателей предприятия в результате проведения данного мероприятия.

     Понятие эффективности является ключевым для экономики. Годовой экономический эффект – это разница между годовыми суммарными доходами от мероприятия и годовыми суммарными расходами. Чаще всего для расчета экономического эффекта используется метод приведенных затрат:

     ЭФгодрес-ТЗ-КЗ*Е

где – прибыль от экономии на ресурсах,

 ТЗ – текущие  затраты после проведения мероприятия,

 КЗ – капитальные или единовременные затраты по мероприятию, который производятся один раз, но в очень большом объеме, например, приобретение техники;

 Е – коэффициент распределения затрат.

     При расчете экономического эффекта от изменения способа закупки товаров будут отсутствовать капитальные затраты. Текущие затраты будут складываться из расходов на электроэнергию, потерь товаров при хранении, затрат на обслуживание складского помещения:

                                                                                                                

     В таблице 3 представлены исходные данные для расчета текущих затрат после изменения способа закупки товаров.

 

 

 

Таблица 3 Данные для расчета текущих затрат

Данные

Значение

  1. Затраты на электроэнергию, тыс. руб. (Э)
  2. Затраты на обслуживание складского помещения, тыс. руб. ( )

60,45*1612,9=97,5

 

6,0


 

 

     Таким образом, текущие затраты составят:

                ТЗ=97500+6000=103,5 тыс.руб.

     Прибыль от экономии на ресурсах определяется как изменение площади складских помещений в денежном выражении, с учетом затрат на содержание 1 площади.

     Затраты на содержание 1 площади состоят из расходов на электроэнергию и обслуживание складского помещения.

     Расходы на электроэнергию, потребляемую складским помещением, в 2010 году составили 103,5 тыс. руб. Площадь склада составляет 80 . Таким образом, расходы на электроэнергию на 1 равны:

     Э1м2=103,5/40=2,58 тыс.рус.

     Затраты на обслуживание складского помещения равны 6 тыс. руб., значит расходы на обслуживание 1 составят:

     Зобслуж1м2=6/40=0,150 тыс. руб.

     З1м2= Э1м2 + З обслуж1м2 =2,58+0,15=2,73 тыс. руб.

     Эрес  = ΔS*З1м2  + ΔП = 9,78*2,73+168,28=194,98 тыс. руб.

     Годовой экономический эффект от проведения мероприятия составит:

             ЭФгод = 194,9-103,5=91,4 тыс. руб.

       Таким образом, в результате проведения данного мероприятия экономический эффект составил 4,9%  от прибыли за 2010 год.


     Таким образом, главная задача этой главы выполнена – разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности предприятия и более эффективной его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     Закупочная работа является составной частью и основой коммерческой деятельности предприятий торговли. Цель организации закупочной деятельности у любого предприятия – увеличение прибыли через снижение затрат или увеличение продаж. Одними из наиболее важных этапов организации закупочной деятельности являются определение метода и способов закупки товаров, поиск и выбор оптимальных поставщиков, а также установление хозяйственных связей с поставщиками и контроль  осуществления поставок.

     В процессе изучения закупочной деятельности предприятия ООО «Розница» были выявлены основные пути совершенствования работы по закупке и предложены мероприятия, направленные на такое усовершенствование.

     Расчет экономической эффективности такого мероприятия, как изменение способа закупки товаров показал, что его проведение позволит ООО «Розница» снизить свои расходы, а также даст резерв для увеличения прибыли за счет высвобождения 9,78 площади.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика. – М.: Велби, Проспект, 2008.
  2. Балашевич М.И., Баско И.М., Висюлин Ф.П. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая деятельность предприятия: учеб. пособие для вузов. – Минск: Высшая школа, 2008.
  3. Гражданский кодекс Российской федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Проспект, 2008.
  4. Майкл /Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. Логистика/Пер. с англ. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002.
  5. Брагин, Л.А. Организация коммерческой деятельности / Л.А. Брагин. - М.: изд-во «Академия», 2003.
  6. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков: учебник. – 6-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2005.
  7. Леви, М. Основы розничной торговли / М. Леви, Б.А. Вейтц пер. с англ. Под. Ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 1999.
  8. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г. Панкратов: учебник для вузов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2004.
  9. Щур, Д. Л. Основы торговли. Розничная торговля / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2002.
  10. Степанов В.И. Логистика: учеб. – М.: ТК Велби, 2006.
  11.    Технология работы магазина. / Н.В. Ануфриев– М.: Экономика, 2003.
  12. Экономика торгового предприятия. / А.А. Гребнев-М.: ИНФРА-М, 2009.
  13. www.
  14. www.
  15. www.
  16. www.

Информация о работе Основные направления совершенствования деятельности предприятия по закупкам