Основные направления совершенствования деятельности предприятия по закупкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:52, курсовая работа

Описание

Актуальность совершенствования закупок заключается в том, что эффективное построение закупочной деятельности является одним из основных условий успешной работы предприятия.
Целью работы является изучение основных направлений совершенствования деятельности предприятия по закупкам.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие  задачи:
изучение сущности и содержания закупочной деятельности предприятия;
ознакомление с работой конкретного торгового предприятия и изучение основных направлений совершенствования закупочной деятельности на нем;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Содержание и роль закупочной деятельности на предприятиях торговли 6
1.1 Понятие закупочной деятельности и ее роль на предприятии 6
1.2 1.2 Поступление и приемка товаров по количеству 10
1.3 Выбор поставщиков 13
2. Особенности организации закупочной деятельности на предприятии ООО «Розница» 16
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Розница» 16
2.2 Особенности организации закупочной работы на предприятии ООО «Розница» 20
3. Основные направления совершенствования деятельности предприятия ООО «Розница» по закупкам 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 456.50 Кб (Скачать документ)

     Предприятия могут осуществлять закупки товаров различными способами:

  1.      Закупка товара одной партией предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Этот способ характеризуется простотой оформления документов, гарантией поставки всей партии, повышенными торговыми скидками. Недостатками данного способа являются большая потребность в складских помещениях и замедление оборачиваемости капитала.
  2.      Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества данного способа таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Его недостатки заключаются в вероятности заказа избыточного количества товаров и необходимости оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
  3.      Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям широко используются там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Преимущества данного метода – это ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
  4.     Получение товара по мере необходимости. Характеризуется следующими особенностями:
    • количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
    • поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
    • оплачивается только поставленное количество товара;
    • по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества  данного способа закупки –  это отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.

  1.       Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - покупка нечасто используемых, товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода заключается в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.

     Закупки товаров могут производиться различными методами и способами, которые наиболее подходят оптовому покупателю, зависят от специфики его деятельности, размеров и других факторов.

1.3 Выбор поставщиков

     Поиск наиболее подходящих поставщиков является одним из важнейших элементов закупочной работы.

     Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства, рентабельность и репутация фирмы.

     Для того, чтобы выявить наиболее подходящих поставщиков, можно заняться изучением торговых справочников, организовать поиск информации с помощью персональных компьютеров или запросить по телефону рекомендации от других фирм. Тщательный анализ полученных данных позволит торговому предприятию составить необходимое представление об источниках поступления товаров. Ряд поставщиков будет исключен из числа возможных кандидатов, поскольку их мощности не соответствуют количественной потребности в товаре или у них плохая репутация.

     В итоге у предприятия останется небольшой список квалифицированных поставщиков.

     Существует обобщенный вариант показателей, по которым целесообразно оценивать деятельность поставщиков:

  • репутация и имидж, надежность;
  • качество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам;
  • возможный объем поставки;
  • соблюдение сроков, графиков поставки;
  • уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цены /качество, цена/ количество);
  • условия поставки и формы расчетов;
  • дополнительные услуги.

     Каждая фирма вольна устанавливать свои критерии оценки поставщиков исходя из собственных соображений и принятой стратегии деятельности.     

     Существуют некоторые общие маркетинговые требования к поставщикам. Он должен точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с договором; соблюдать требуемые объемы поставки; оперативно откликаться на новые требования фирмы-заказчика; предоставлять необходимую сопроводительную документацию; выдерживать согласованные цены; предоставлять при необходимости дополнительные услуги. Продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, производиться по передовой технологии; изменения по номенклатуре продукции  должны отвечать новым стандартам.

     Фирмам, которые уже успешно сотрудничают с поставщиком, целесообразно сохранить эти связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями. Лишиться поставщика легко, труднее найти нового.

     Смена поставщика – процедура болезненная с непредсказуемыми последствиями. Выбор поставщика может также проводиться на конкурсной основе.

     Перед тем как сделать окончательный выбор, предприятие-заказчик может попытаться провести переговоры с предпочтительными поставщиками в расчете на получение более благоприятных цен и условий поставок и определить одного или нескольких наиболее подходящих поставщиков. Многие предприятия предпочитают иметь нескольких поставщиков. В этом случае у них есть возможность не зависеть целиком и полностью от одного поставщика при каких-то неувязках, а также возможность сравнивать цены и эффективность работы разных поставщиков.

 

 

 

  2. Особенности организации закупочной деятельности на предприятии ООО «Розница»

2.1 Краткая характеристика предприятия  ООО «Розница»

     Общество с ограниченной ответственностью «Розница» было основано в 2000 году в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Общество осуществляет свою деятельность на основании принятого в 2000 году Устава. ООО «Розница» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банках, печать, штампы, эмблему и другие реквизиты.

     Основные цели деятельности общества:

  • Извлечение прибыли;
  • Удовлетворение общественных интересов в товарах, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами;
  • Реализация на основе полученной прибыли социально-экономических интересов участника и членов трудового коллектива общества.

     Основными видами деятельности общества являются розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая табачные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки.

     Основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности общества является прибыль.

     Основными конкурентами ООО «Розница» являются ООО «Доверие», ООО «Бизнесинтервест», ООО «Рост», ООО "Юнис" и т.п.

     ООО «Розница» самостоятельно обеспечивает свою торговую, финансовую и другие виды деятельности, получает прибыль, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, заключает и контролирует исполнение договоров с поставщиками и другими организациями.

     Имущество общества составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе общества. Имущество общества не подлежит изъятию иначе как по решению суда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

     Предприятие планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на оказываемые услуги, работы, необходимые для обеспечения производственного и социального развития общества.

     Организационная структура  предприятия ООО «Розница» представлена на рис.1







 

 

Рис. 1 Организационная  структура ООО «Розница»

     Организационная структура ООО «Розница» является линейной, аппарат управления состоит из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Директор как руководитель замыкает на себе как административные, так и другие функции. Члены каждой из низших ступеней организационной структуры находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня. Такой тип структуры управления объясняется небольшой численностью персонала, относительно небольшим объемом товарооборота, типом организационно-правовой формы.

     Основу деятельности торговой фирмы составляет процесс продажи товаров потребителям через сеть минимаркетов «Монетка». Потребителями продукции ООО «Розница» являются физические лица – жители г.Хабаровска.

     Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот, который отражает содержание этого процесса.

     Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.

                               

Таблица1 Технико-экономические показатели деятельности ООО «Розница»

показатели

2009

2010

Абс. откл., +/-

Темп роста

план

факт

% выполнения плана

план

факт

% выполнения  плана

1

Объем розничного товарооборота, тыс. руб.

222500

221050

99,3

242000

243000

100,4

21950

   110

2

Издержки обращения, тыс. руб.

198500

198300

99,9

214670

223680

104

25380

113

3

Численность персонала  предприятия, чел.

41

41

100

41

38

92,7

-3

92,7

4

Годовой ФОТ, тыс. руб.

12666

12752

101

13038

13132

97,2

380

103

5

Среднемесячная  з/п 1-го работника, тыс. руб.

25,7

25,9

101

26,5

28,8

109

2,9

111

6

Чистая прибыль

24000

22749

94,8

27330

19320

70,6

-3429

84,9


 

    Из таблицы  видно, что в 2009 году объем розничного товарооборота ООО «Розница» увеличился на 21950 тыс. руб., увеличение составило 10% по сравнению с предыдущим годом. Но в 2009 году объем розничного товарооборота составил 99,3% от планируемого, т. е. план не был выполнен. Издержки обращения увеличились на 13%. Данное увеличение связано с увеличением тарифов на коммунальные платежи, увеличением расходов на заработную плату. Также на рост издержек обращения в 2009 году повлияло увеличение потерь товаров при перевозке, хранении и реализации. Чистая прибыль за период с 2009 по 2010 годы сократилась на 15,1%,  что составило 3429 тыс. руб. Это объясняется тем, что темп роста издержек обращения за этот период оказался выше темпа роста товарооборота. Фонд оплаты труда увеличился на 3% по сравнению с 2009 годом. Такой рост объясняется увеличением заработной платы работников. Средняя заработная плата в 2010 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2,9 тыс. руб. или на 9% по сравнению с планом.

     Численность персонала предприятия сократилась на 3 человека за счет перераспределения обязанностей между управляющими и установкой камер в торговом зале, что позволило сократить численность охранников. Уменьшение составило 7,3% от численности в 2009 году.

2.2 Особенности организации закупочной работы на предприятии ООО «Розница»

     Закупочная деятельность является важным элементом коммерческой деятельности  Общества с ограниченной ответственностью  «Розница».      

     Предприятию  необходимо приобретать товары по выгодным ценам нужного качества в нужном количестве у надежного поставщика для удовлетворения потребительского спроса. Поэтому необходимо тщательно планировать рациональную закупочную деятельность, устанавливать длительные связи с поставщиками.

     Предприятие ООО «Розница» закупает продукцию как прямым методом, т.е. непосредственно у производителя, так и через посредников. Основным способом закупки товаров на предприятии является регулярная закупка товаров мелкими партиями. Отдельные категории продовольственных товаров, предприятие закупает по мере необходимости, при этом количество необходимого товара определяется лишь приблизительно. Такой способ не требует большого времени на оформление документов, позволяет оплачивать только поставленное количество товаров.

     Поиском и выбором наиболее подходящих и надежных поставщиков на предприятии занимается менеджер. Он изучает торговые справочники, посещает различные оптовые ярмарки, получает рекомендации от других фирм. Затем отбираются наиболее подходящие поставщики, и фирма старается установить с ними коммерческую связь, проводит переговоры в расчете на получение наиболее выгодных условий договора, более низких цен и возможность предоставления скидок.

Информация о работе Основные направления совершенствования деятельности предприятия по закупкам