Основные подходы к оценке бизнеса и общая характеристика методов оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:55, контрольная работа

Описание

Оценка бизнеса является значимым компонентов функционирования рынка. Именно на основе оценки возможна покупка или продажа объекта, возможно оценить его стоимость и использовать в качестве залога при осуществлении займа в банке.
Исходя из вышесказанного, в данной работе предполагается более детально изучить подходы к оценке бизнеса, оценке стоимости нематериальных активов, что также может быть использованы при совокупной оценке бизнеса.

Содержание

Введение 3
1. Основные подходы к оценке бизнеса и общая характеристика методов оценки 3
2. Оценка стоимости нематериальных активов 6
3. Разработка программы финансового оздоровления предприятия 10
4. Подходы и методы оценки недвижимости 14
5. Задание 20
Заключение 21
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

ОЦЕНКА БИЗНЕСА.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Факультет предпринимательства и финансов

Кафедра финансов и банковского дела

 

Контрольная работа по дисциплине

ОЦЕНКА БИЗНЕСА

Выполнил:____________________________________

                                          (Фамилия, И.О.)

студент_____ курса________ спец._________________

                             (срок обучения)

группа___________ № зачет. книжки_______________

 

Подпись:______________________________________

 

Преподаватель:________________________________

                                            (Фамилия, И.О.)

Должность:_____________________________________

                                       (уч. степень, уч. звание)

Оценка:_____________  Дата:_____________________

 

Подпись:______________________________________

 

 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

Введение

1. Основные подходы к оценке бизнеса и общая характеристика методов оценки

2. Оценка стоимости нематериальных активов

3. Разработка программы финансового оздоровления предприятия

4. Подходы и методы оценки недвижимости

5. Задание

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оценка бизнеса является значимым компонентов функционирования рынка. Именно на основе оценки возможна покупка или продажа объекта, возможно оценить его стоимость и использовать в качестве залога при осуществлении займа в банке.

Исходя из вышесказанного, в данной работе предполагается более детально изучить подходы к оценке бизнеса, оценке стоимости нематериальных активов, что также может быть использованы при совокупной оценке бизнеса. Также предполагается рассмотреть процесс разработки программы финансового оздоровления предприятия и методы и подходы оценки недвижимости, что также является неотъемлемой частью процесса оценки бизнеса в целом.

1. Основные подходы к оценке бизнеса и общая характеристика методов оценки

Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта.

Так, при оценке с позиции доходного подхода анализируется доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход — предполагает определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов.

Эти данные включают: экономические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается в случае, если сделок было мало, если момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей.

Затратный подход наиболее применим для оценки предприятий, имеющих разнородные активы в т.ч. финансовые, а также в том случае, если бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценке специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т. п.), в целях страхования.

Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения.

В целом, все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка. При выборе подхода перед оценщиком открываются различные перспективы.

Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Каждый из трех рассмотренных подходов предопределяет использование присущих ему методов.

Доходный подход предполагает два метода – метод капитализации дохода и метод дисконтированных денежных потоков.

Согласно методу капитализации, рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле

где              D — чистый доход бизнеса за год;

              R — коэффициент капитализации

Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.

Затратный подход использует два метода – метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости.

Рыночная стоимость бизнеса методом чистых активов определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и его обязательствами.

Ликвидационная стоимость предприятия определяется как разность между суммарной стоимостью всех активов предприятия и затратами на его ликвидацию.

Сравнительный подход использует три метода – метод рынка капитала, метод сделок, метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому, данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок, должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании. Данный метод используется для оценки миноритарных пакетов акций.

Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.

2. Оценка стоимости нематериальных активов

Нематериальными активами, с точки зрения бухгалтерского учета, согласно ПБУ 14/2000, являются активы: либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма, которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности, способные приносить доход, приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года).

С экономической точки зрения нематериальные активы принято делить на четыре группы:

1)     Интеллектуальная собственность: авторские права, права смежные с авторскими, патентное право, коммерческая тайна и право на пресечение недобросовестной конкуренции, средства индивидуализации и т.п.

2)     Имущественные права (права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами)

3)     Отложенные, или отсроченные, расходы (гонорары юристам за составление учредительных документов, услуги за регистрацию фирмы и т.д.)

4)     Цена фирмы (гудвилл). Под гудвиллом фирмы понимается стоимость ее деловой репутации

 

Оценка стоимости нематериальных активов предполагает определение стоимости объема прав предприятия на определенную группу объектов, не имеющих материально-вещественного содержания и приносящих предприятию доход в течение периода, оговоренного национальным законодательством.

В соответствии с нормами международного права к объектам гражданских прав относится не только движимое и недвижимое имущество, но и права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность и др.). Права на результаты интеллектуальной деятельности обеспечивают их владельцам некоторые привилегии и, как правило, создают для них некоторую прибыль. В международной практике при использовании этих прав в производственной деятельности предприятия употребляют понятие «нематериальные активы» (неосязаемые активы).

Нематериальные активы могут создаваться на предприятии или приобретаться со стороны; вноситься учредителями в счет их вкладов в уставный капитал предприятия; быть получены как вклад в совместную деятельность или в порядке безвозмездной передачи. Нематериальные активы могут быть использованы в качестве источника дополнительного, дохода предприятия (в свою очередь их можно продать, внести в качестве взноса при организации совместной деятельности или в уставный капитал других приятий). Создание, использование, приобретение (продажа) и выбытие нематериальных активов осуществляются на основании различных гражданско-правовых договоров.

Стоимость нематериальных активов - сумма, в которой выражается ценность актива. Учетная политика требует включения нематериальных активов в балансы предприятий любых организационно-правовых форм собственности. В бухгалтерском учете и отчетности нематериальные активы отражаются по первоначальной и остаточной стоимости. В соответствии с действующими в РФ нормативными документами первоначальная стоимость нематериальных активов складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, пригодного к использованию, и зависит от форм поступления нематериальных активов. При покупке нематериальных активов их стоимость оценивают путем суммирования фактически произведенных расходов на покупку; при безвозмездной передаче - по рыночной стоимости на дату ее оприходования; при внесении в счет вкладов (паев) в уставный (складочный) капитал - по договоренности сторон или оценке независимого оценщика; при создании самим предприятием - путем суммирования фактических расходов на его изготовление. Ко всем расходам добавляют расходы, понесенные, предприятием по доведению нематериальных активов до состояния, пригодного к использованию в запланированных целях.

Для оценки стоимости нематериальных активов применяют принятые в международной практике подходы: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. Каждому из подходов в связи с целями оценки, спецификой нематериальных активов и условиями их использования присущи конкретные методы оценки.

В основе затратного подхода лежат методы учета стоимости (суммы) затрат предприятия, необходимых на создание (метод стоимости создания или метод исходных затрат), восстановление (метод учета затрат на восстановление стоимости) или замещение (метод учета стоимости затрат на замещение) оцениваемого нематериального актива. Здесь оцениваются фактически произведенные затраты с учетом инфляции (в зависимости от периода их осуществления по коэффициентам, приводящим расходы прошлых лет к стоимости на момент оценки) и степени морального старения нематериальных активов. Расчет размера экономии (снижения затрат) от использования нематериальных активов можно выполнить также методом выигрыша в себестоимости продукции.

При сравнительном подходе применяют метод прямого сравнения продаж, который предполагает определение стоимости нематериальных активов по цене сделок купли-продажи аналогичных нематериальных активов с учетом поправок на различие характеристик активов-аналогов и оцениваемого актива, и метод, роялти, учитывающий широко используемые в международной лицензионной торговле ставки роялти по отдельным отраслям промышленности и номенклатуре изделий.

При доходном подходе стоимость нематериальных активов определяют как их способность приносить покупателю или инвестору доход в будущем. Расчет чистого дохода от использования нематериальных активов можно провести: методом преимущества в прибыли (когда прибыль возрастает за счет роста качества и (или) кол-ва выпускаемой продукции); методом преимущества в расходах (включающим метод освобождения от роялти и метод выигрыша в себестоимости); а также методом одновременного учета преимуществ в прибыли и в расходах. В каждом из этих методов ежегодные будущие доходы суммируют с учетом их дисконтирования.

Деловая репутация предприятия оценивается с помощью бухгалтерского метода, при котором под стоимостью гудвилла понимают избыточную стоимость предприятия в целом сверх совокупной стоимости составляющих идентифицируемых активов или разницу между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно-финансового комплекса, имеющего определенную репутацию, и балансовой стоимостью имущества этой фирмы. В отечественном учете деловая репутация законодательно определена как превышение покупной цены приватизируемого имущества над его оценочной стоимостью.

Информация о работе Основные подходы к оценке бизнеса и общая характеристика методов оценки