Основы управления финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание

Цель финансовой работы - максимизация прибыли. Для этого в любой структуре надо оперативно контролировать: денежные доходы и затраты; обязательные платежи и расчеты; возможности привлечения и вложения денежных ресурсов; безналичные и наличные остатки денежных средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1. Сущность, задачи и организация оперативного финансового управления на сельскохозяйственном предприятии……………………………………………….4
2. Основные направления оперативной финансовой деятельности……………...9
3. Планирование финансов сельскохозяйственного предприятия как инструмент управления…………………………………………………………………………..20
4. Контрольно-аналитическая работа по финансовому управлению…………..24
Вывод………………………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

осн.управления финансами.docx

— 50.92 Кб (Скачать документ)

     3) прочее целевое финансирование расходов;

     4) накопительный счет увеличения уставного капитала;

     5) другие целевые поступления средств;

     Чтобы планировать свою хозяйственную  деятельность и контролировать выполнение сметы, предприятие ежегодно составляет развернутый финансовый план. Каждая строка такого плана должна иметь  свой собственный код, а также  включать в доходах и расходах соответственно выручку (объем продаж), и затраты на производство, и реализацию продукции (полную плановую себестоимость), и статьи, отражающие в доходах  и расходах одновременно.

     Решение комплекса задач, стоящих перед  оперативным управлением, и реализация информационно-аналитического обеспечения  его функциональных частей (планирование, оперативный учет и контроль) позволит упорядочить учет, повысить его оперативность, увеличить уровень достоверность  информации, производить мониторинг за ходом производственного процесса, повысить уровень контроля за сохранностью урожая и выполняемых работ, осуществлять планирование сельскохозяйственных работ  различной глубины на основе имеющихся  и возможных ресурсах. 
 
 

4. Контрольно-аналитическая  работа по финансовому  управлению

     Контрольно-аналитическая  работа заключается в осуществлении  систематического контроля над исполнением  консолидированного и локальных  бюджетов, над структурой капитала, использованием основных и оборотных  средств, платежеспособностью и  ликвидностью баланса предприятия. Организует финансовую работу на предприятиях различных форм собственности финансовый директор или главный директор.

     В процессе оперативной финансовой работы осуществляют систематический анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности (по данным квартальной  отчетности или Главной книги, а  также журналов-ордеров по расчетам с дебиторами и кредиторами) с  учетом рекомендуемых значений этих показателей. По результатам такого анализа могут быть приняты следующие  решения:

     1. Замена не денежной формы расчетов  или определение их оптимального (критического) уровня (например, 25-30%).

     2. Составление плана графика постепенной  ликвидации задолженности по  оплате труда;

     3. Возможная реструктуризация задолженности  перед бюджетной системой.

     4 Полная инвентаризация задолженности  в целях ее взаимного погашения,  реструктуризации или списание  безнадежных долгов и невостребованных  сумм.

     5. Определение штрафных санкций  и обращение в арбитражный  суд.

     Финансовой  службе необходимо рассмотреть задолженность, выраженную в векселях, рассчитав  при этом дисконтные суммы по ним  как для получения, так и для  уплаты. Эту работу выполняют совместно  с бухгалтерией.

     Наиболее  общие рекомендации по управлению дебиторской  задолженностью включают следующее:

  • контроль состояния расчетов с покупателями, особенно по отсроченной (просроченной) задолженности;
  • ориентацию набольшее число покупателей с целью снижения риска неуплаты одним или несколькими крупными контрагентами;
  • анализ соотношения между дебиторской н кредиторской задолженностью. Превышение суммы расчетов с дебиторами над величиной расчетов с кредиторами создает угрозу финансовой устойчивости предприятия в будущем и приводит к необходимости привлечения дополнительных (как правило, более дорогих) источников финансирования;
  • использование способа предоставления скидок при досрочной оплате товара (например, покупатель получает 2%-ную скидку с цены товара при его оплате в 10-дневный срок и оплачивает его полную стоимость, начиная с 11-го дня договорного периода);
  • понижение суммы дебиторской задолженности на величину безнадежных долгов;
  • отслеживание задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации денежной наличности товаров;
  • заключение договоров с покупателями с гибкими условиями сроков и формы оплаты (предоплата, частичная предоплата, передача товара на ответственное хранение до момента оплаты, выставление промежуточного счета на сумму процентов по каждому кредитному договору за период пользования ссудой» а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли).

     Целесообразно также учесть порядок налогообложения  курсовых разниц в том случае, если кредит получен в иностранной  валюте. Для заемщика имеет значение правильный выбор кредитной организации. При этом следует учитывать; наличие  лицензии; размер процентной ставки; способы  ее расчета (простым или сложным  процентом); формы обеспечения кредита; условия пролонгации кредитов; репутацию  банка на кредитном рынке и  др.

     При определении дивидендной политики необходимо помнить «классическую» формулу: «Курс акции прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке при досрочных  контрактах».

     Для выработки кредитной политики финансовая служба осуществляет анализ структуры  пассива баланса и определяет уровень соотношения заемных  и собственных средств, т. е. коэффициент  задолженности, оптимальное значение которого 0,67 (40%: 60%). На основе этих данных предприятие решает вопрос о достаточности  собственных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности, В отдельных случаях предприятию  выгодно брать кредиты и при  достаточности собственных средств, так как доходность собственного капитала повышается в результате того, что отдача от вложения средств может  быть значительно выше, чем процентная ставка за кредит.

     Принимая  решение о привлечении заемных  средств, финансисты предприятия должны разработать план их возврата, определить приемлемую процентную ставку по ним  и по альтернативным вложениям капитала. Инвесторы могут высоко оценить  стоимость акций предприятия  даже без выплаты дивидендов, если имеется достоверная информация о перспективах развития предприятия, причинах снижения выплаты дивидендов или их невыплаты и направлениях реинвестирования чистой прибыли. Западные финансисты полагают, что доля дивидендных  выплат в устойчиво работающем предприятии  должна составлять не более 30-40%. Остальная  доля чистой прибыли (70-60%) должна быть направлена по цели развития предприятия.

     Контроль  является одной из завершающих стадий управления финансами, выступая в то же время необходимым условием управления ими. Контроль сопутствует всем фазам  индивидуального кругооборота фондов, начиная от авансирования средств  в производственные запасы и заканчивая процессом; реализации готовой продукции  и поступлением выручки на счета  предприятия в банках.

     Финансовый  контроль - это метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих  субъектов. В западной экономической  литературе внутрифирменный контроль часто отождествляют с аудитом.

     Под аудитом обычно понимается ежегодная  независимая проверка бухгалтерской  отчетности компании, проводимая в  интересах ее акционеров. Лудит, однако, предусматривает более широкое применение, чем только проверка бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит представляет собой действенный инструмент управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных планов, норм и стандартов. Внутренний аудит призвал помочь руководству реально оценить позитивные и негативные аспекты деятельности предприятия. 

     Вывод 

     В части обеспечения базовых условий  оперативной финансовой работы можно  отнести следующие направления: создание четкой структуры управления финансами, полное техническое и  технологическое оснащение финансовой службы; нормативное, методическое, информационное и финансовое обеспечение текущей  финансово-хозяйственной деятельности; наделение финансовой службы распорядительными  функциями и правом контроля в  части, касающейся финансов предприятия; обеспечение оперативности и  ритмичности работы финансовой службы.

     В области осуществления оперативных  финансовых отношений: отношения с  коммерческими банками: формирование режима операций, открытие расчетных, валютных, депозитных и иных счетов, совершение и контроль операций на них, определение частоты получения, оформление кредитов и их погашение, получение и контроль использования  долгосрочных кредитов, использование  инкассационных возможностей банка  и т.п.; платежно-расчетные отношения  предприятия с покупателями и  поставщиками; налоговые и прочие расчеты с бюджетами и внебюджетными  фондами; расчетные отношения со страховыми организациями; расчетные  отношения с собственниками (акционерами, пайщиками, вкладчиками); расчетные  отношения с работающими; финансово-расчетные  и кредитные отношения с местными органами власти; расчетно-кредитные  отношения с населением.

     В области оперативного финансового  планирования: платежный календарь  как оперативный финансовый план в системе финансового управления предприятием; кассовый план как важный элемент управления наличностью  в системе управления финансами.

     В области аналитической работы по оперативному финансовому управлению: аналитическая работа по выявлению  внутрихозяйственных резервов улучшения  финансового состояния за счет роста  объема производства и продаж, ускорения  оборачиваемости краткосрочных  активов, снижения себестоимости продукции (издержек обращения), роста денежных накоплений, рентабельности и т.п.; наличие на предприятии нормативной базы финансового управления, полнота и эффективность её использования.

     В области финансового контроля: соблюдение режима экономии расходования материальных и финансовых ресурсов в основной деятельности и капитальном строительстве; обеспечение своевременности и  полноты расчетов с поставщиками и покупателями, бюджетом и фондами; выполнение предприятием и его контрагентами  текущих денежных обязательств; распределение  прибыли, выплата дивидендов собственникам; целевое использование фондов и  резервов; достижение максимальной доходности краткосрочных финансовых вложений и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Большаков, С.В. Основы управления финансами.- М.: ИД ФБК, 2005.

2. Бурмистрова, Л.М. Финансы организаций (предприятий). Учебное пособие.- М.: Инфра-М, 2007.

3. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия: Учеб.пособие/ Под ред. И.Я.Лукасевича. - М.: Вузовский учебник, 2007.

4. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии М. Проспект, 2003.

5. Минаков, И.А. Экономика сельского хозяйства.-М.: КолосС, 2004.

6. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002. – 704 с.

7. Финансы предприятий (организаций) Под ред. Колчиной Н.В. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

8. Экономика предприятия. Под ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – М.: Новое знание, 2005.

9. Экономика организаций (предприятий): учеб./под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.

10. Экономика предприятия / под ред. В.Я. Хрипача. – М.: Экономпресс, 2000. 

Информация о работе Основы управления финансами предприятия