Особенности формирования рынка труда В России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Содержание

Содержание
Введение____________________________________________________________________1
Глава I. Рынок труда: понятие, особенности формирования, функционирования
1.1 Особенности формирования рынка труда в России______________________________3
1.2 Особенности функционирования и тенденции развития рынка труда в России______12
1.3 Рынок труда и заработная плата_____________________________________________12
Глава II. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1 Механизм саморегулирования рынка труда___________________________________16
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России_______19
2.3 Правовое регулирование рынка труда________________________________________23
2.4 Деятельность профсоюзов__________________________________________________25
Глава 3. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике
3 Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России_______________________________________________28
Заключение_________________________________________________________________32
Список используемой литературы______________________________________________33

Работа состоит из  1 файл

Работа.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Введение. 

    Рассматривая  данный вопрос «Особенности формирования рынка труда в России» необходимо затронуть актуальность данной темы. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним  новые, связанные со структурной  перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

    Разработка  данной темы в данный период экономического развития страны явно недостаточная. Требуют оптимизации и совершенствования очень многие моменты, характеризующие рынок труда: от сбора информации по первичной и вторичной занятости до переподготовки трудовых ресурсов в нужных в конкретных регионах и экономически актуальных направлениях.

    Цель  моей курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

    Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

        Главная особенность рынка труда состоит в том, что в качестве собственников рабочей силы и её потенциальных продавцов выступает значительная часть населения страны. Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

    Переход экономики России к рыночным отношениям обусловливал необходимость формирования рынка труда, который является следствием, производным продуктом становления рыночных отношений в основных сферах и отраслях экономики.

      Регулирование российского рынка труда следует  рассматривать в контексте общей  социально-экономической политики государства. Только взаимоувязка всех компонентов позволит добиться эффективного результата в области стабилизации и повышения занятости населения.

       Рынок труда занимает центральное место  в рыночной экономике, поскольку  труд – решающий фактор производства и жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.  Рынок труда: понятие, особенности формирования, функционирования 

      1.1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ  РЫНКА ТРУДА В  РОССИИ. 

      Рынок труда - это система экономических  отношений,  которые складываются между субъектами, формирующими рабочие  места, и субъектами, претендующими  на них. В социально-рыночной экономике третьим партнером является государство, регулирующее отношения на рынке труда и обеспечивающее необходимое социальное равновесие.

  Рынок  труда в узком понятии - это  соотношение предлагаемых

рабочих мест и субъектов, претендующих на них.

      Рынок труда охватывает всю  систему отношений по поводу  спроса и предложения рабочей  силы на всех уровнях. Главные  социально значимые цели его  регулирования - максимальное снижение  уровня безработицы, поддержание  оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы, а следовательно, и косвенное установление ее цены.

      Рынок труда - это специфический рынок, так как на нем наблюдается  неоднородность товаров, неопределенность информации (например, о качестве товара), длительность использования ресурсов, а кроме того, труд является фиктивным товаром (изначально он не предназначен для продажи).

      Спрос на труд зависит от спроса на продукт: чем выше спрос на продукт, тем  выше спрос на труд. Спрос на труд также зависит от цены капитала, так как это взаимозамещающиеся ресурсы. Чем ниже цена капитала, тем меньше издержки (эффект масштаба), и возникает эффект замены труда на капитал, т.е. спрос на труд увеличивается и напротив. Совокупный спрос и совокупное предложение труда в сумме формирует емкость рынка труда. Неудовлетворенное совокупное предложение и неудовлетворенный совокупный спрос образуют текущий рынок труда (движущуюся часть в поиске рабочих мест).

      Особенность рынка труда заключается в  том, что объектом купли-продажи  на нем является право использования рабочей силы наемного работника, что подразумевает необходимость учитывать все психофизиологические и социальные потребности человека. Поэтому необходимо обеспечить такое соотношение спроса и предложения товаров и услуг, при котором цены на основные потребительские товары и услуги были общедоступны. Можно выделить, по крайней мере, три обстоятельства, характеризующие соотношение товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой:

  • объемы предложения товаров и услуг на рынке должны полностью удовлетворять платежеспособный спрос и быть весьма близкими или даже выше рациональных норм душевого потребления;
  • уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей;
  • антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

      Методы, с помощью которых прогнозируют рынок труда, следующие:

  • экспертный, основанный на выявлении субъективных мнений специалистов(наиболее популярный);
  • экстрополяционный, базирующийся на прогнозировании тенденций, которые сложились в ретроспективном периоде по отдельным составляющим рынка труда;
  • аналитический, объединяющий широкий класс разнообразных приемов исследования;
  • балансовый.

      Один  из компонентов рынка труда - это  предложение рабочих мест. За этим всегда стоит работодатель, создающий  рабочие места, рассматривающий  перспективу их увеличения под определенным углом зрения: как это повлияет на размер получаемой им прибыли. Однако в цивилизованном обществе наряду со стремлением к прибыли существует и потребность в нормальном функционировании общественной системы.

         Правительство России, объявив о  мерах по переходу к рыночной  экономике, приступило к ремонтированию системы планирования, освобождению цен, поощряя конкуренцию и приватизацию государственных предприятий. Правительство сочло необходимым создание мер социальной поддержки незащищенных слоев населения.

Одним из факторов, тормозящих развитие рынка труда, является то,

что слабые предприятия продолжают получать значительные кредиты на выживание.

Существует  ошибочное представление о том, что рынок труда

формируется в результате высвобождения работников с предприятий и роста безработицы. Сам рынок труда часто отождествляется с безработицей, предложение труда – с незанятым населением, ищущим работу, а спрос на труд – с вакантными рабочими местами. Это приводит к неправильной оценке сложившейся ситуации в области занятости.  

      Переход к рыночной экономике в России связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствия безработицы.

      Безработица – один из факторов рынка труда. Анализ ситуации в сфере занятости  в России показывает, что с точки  зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.

      В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный  ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.

      С конца 80-х гг., и особенно в последние  годы, наметилась тенденция сокращения занятости населения. Ситуация на рынке  труда продолжает оставаться сложной. Общий уровень безработицы увеличился в 1996 г. с 8,8% до 9,3 (в 1995 г. соответственно - с 7,6 до 8,8), а регистрируемой безработицы - с 3,2 до 3,4 (в 1995 г. соответственно с 2,2 до 3,2%). Это обусловлено как усилением действия сезонных факторов ослабления напряженности на рынке труда, так и изменениями в порядке регистрации безработных (в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"), а также уменьшением возможностей этой регистрации из-за дефицита бюджета Государственного фонда занятости населения в большинстве регионов.

      Увеличилась доля длительно безработных (состоящих  на учете более года) с 14 до 17% и  время продолжительности безработицы. Если в начале года она составляла 6,3 месяца, то к концу года - 7 месяцев. Обострилась конкуренция на рынке труда. Разрыв между количеством рабочих мест, заявленных в органы службы занятости, и численностью граждан, претендующих на них, вырос в 1,3 раза (в 1995 г. - 1,6 раз). В начале 1996 г. показатель напряженности (численность зарегистрированных незанятых в расчете на одну вакансию) составлял 8,2 человека, а к концу года - 10,8 человека.

      В нашей стране существует следующая  система пособий по безработице: рабочие имеют право на 75% их предыдущей месячной заработной платы на первые три месяца безработицы, затем  пособие снижается до 60% далее еще - до 45% на период до 12 мес. При этом пособия по безработице не могут быть ниже минимальной заработной платы.

      Пособия выплачиваются из Фонда занятости, который формируется за счет обязательных выплат предприятиями обязательных отчислений из заработной платы работников на страхование от безработицы и т.п. Местные власти могут вносить свои дополнения в федеральную схему выплат пособий по безработице.

      В России организация, которая призвана следить за проблемами в сфере занятости на государственной уровне, - это Федеральная служба занятости (ФСЗ). Функции службы занятости следующие:

  • методическое руководство работой профконсультантов службы занятости;
  • апробация и распространение методических документов, аттестация используемых методик;
  • определение потребностей профконсультантов в специальной технике, программном обеспечении  и приобретении;
  • подготовка и распространение информационных материалов по профессиям, профессиограмм, слайдов, аудио- и видеозаписей;
  • разработка систем профотбора и выработка критериев оценки подбора специалистов;
  • разработка блоков для составления характеристик психологических профилей, резюме и др.;
  • проведение стажировок, целевых семинаров, организация обучения, повышения квалификации специалистов Госкомитета России, занимающегося профориентацией;
  • аттестация специалистов службы занятости на право ведений индивидуальных консультаций.

      В настоящее время наблюдается  такая ситуация в сфере организованного  трудоустройства, когда происходит уменьшение доли лиц, успешно трудоустраиваемых. Это происходит в основном из-за сокращения числа и разнообразия вакансий, регистрируемых предприятиями в службе занятости.

      У Федеральной службы занятости существует и ряд других проблем.

      Чтобы лучше учесть потребности незанятого населения и работодателей, Федеральная служба занятости строит свою стратегию на использовании программ интерпретирующих закон о занятости в терминах политики и выработке системы мер, соответствующих текущей ситуации на рынке труда.

Информация о работе Особенности формирования рынка труда В России