Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
Содержание
Введение____________________________________________________________________1
Глава I. Рынок труда: понятие, особенности формирования, функционирования
1.1 Особенности формирования рынка труда в России______________________________3
1.2 Особенности функционирования и тенденции развития рынка труда в России______12
1.3 Рынок труда и заработная плата_____________________________________________12
Глава II. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1 Механизм саморегулирования рынка труда___________________________________16
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России_______19
2.3 Правовое регулирование рынка труда________________________________________23
2.4 Деятельность профсоюзов__________________________________________________25
Глава 3. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике
3 Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России_______________________________________________28
Заключение_________________________________________________________________32
Список используемой литературы______________________________________________33
Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными странами, например, в США, оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий является тот факт, что в европейских странах государство более широко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.
В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.
Фактически
такой подход к регулированию
рынка труда какой-либо страны с
рыночной экономикой близок к теории социального
дарвинизма, которая распространяет на
общество принцип естественного отбора
и выживания сильнейшего. Это привлекательная
сторона рыночного саморегулирования,
т.к. она ярко и образно отражает те свойства
рынка, которые генерируют экономический
прогресс. Однако такой принцип жизни
растительного и животного мира обществом
применительно к своей жизни полностью
не может быть принят. Поэтому устранение
нищеты, бедности и роста неравенства
является объективно необходимым фактором
для достижения необходимого баланса
интересов и социальной стабильности
в обществе.
2.2
Государственное
регулирование рынка
труда и его
необходимость в
России.
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.
Но
в работах Дж.М. Кейнса эта теория
подверглась критике и
Применительно
к сегодняшним российским условиям
политика государства на рынке труда
не должна замыкаться на поиске оптимальной
глубины вмешательства в
Достижение
оптимально высокой, структурно-рациональной,
экономически эффективной и социально-
Перспективы
занятости определяются динамикой
и уровнем экономической
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.
Очень
важно избежать такого положения, при
котором возобновление
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
Реализация
этих требований возможна лишь на основе
использования развитого
Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений.
Для
обеспечения занятости
Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.
Условием
решения этих задач является не только
увеличение ресурсного обеспечения
на основе экономического роста, но и
развитие законодательства и соответственное
изменение общественного отношения к
данным проблемам.
2.3
Правовое регулирование
рынка труда.
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Определенные новации в трудовом законодательстве уже были закреплены федеральными законами о порядке разрешения коллективных трудовых споров и о внесении изменений и дополнений в КЗоТ от 23.11.1995г. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации.
Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к. сущность взаимоотношений наемных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.
Скорее всего для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.
С учетом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:
В
заключение следует
отметить, что само
по себе наличие должным
образом подготовленного
закона не достаточно,
чтобы заметно
повлиять на общественное
сознание. Хороший
закон может просто
не применяться, и
не действовать эффективно (в
современных условиях
массовые нарушения
прав работников связаны
часто не с отсутствием
законодательных актов,
а с простым неисполнением
закона). Условия реального
исполнения законов
о труде, их действенности
требуют особого рассмотрения,
однако в целом необходимо
отметить, что гарантированные
государством права
работников должны защищаться
прежде всего путем
обеспечения для гражданина
доступа к подлинному
правосудию без многомесячных
и унизительных ожиданий.
Информация о работе Особенности формирования рынка труда В России