Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – проблемы регулирования его деятельности, а в третьей – практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.
Содержание
Введение____________________________________________________________________1
Глава I. Рынок труда: понятие, особенности формирования, функционирования
1.1 Особенности формирования рынка труда в России______________________________3
1.2 Особенности функционирования и тенденции развития рынка труда в России______12
1.3 Рынок труда и заработная плата_____________________________________________12
Глава II. Необходимость и формы регулирования рынка труда в современных условиях.
2.1 Механизм саморегулирования рынка труда___________________________________16
2.2 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России_______19
2.3 Правовое регулирование рынка труда________________________________________23
2.4 Деятельность профсоюзов__________________________________________________25
Глава 3. Проблемы функционирования рынка труда в современной переходной российской экономике
3 Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России_______________________________________________28
Заключение_________________________________________________________________32
Список используемой литературы______________________________________________33
Местные и региональные центры разрабатывают одногодичные или двухгодичные программы, которые на основе оценки особенностей рынка труда данной территории формулируют очередные задачи, определяют приоритеты и исполнителей. Программы обычно разрабатываются в процессе консультаций с заинтересованными сторонами.
Закон
о занятости допускает
Массовое высвобождение рабочей силы - одно из наиболее сложных последствий экономического и технического развития общества. Оно выполняет определенную экономическую функцию и необходимо при осуществлении большинства технологических и организационных преобразований. Отказ от своевременных сокращений на предприятиях в конечном итоге чреват снижением социально-экономической эффективности производства (непродуктивным использованием всех видов ресурсов, удорожанием продукции, сокращением спроса на нее и др.).
Массовое сокращение персонала возможно на любом этапе развития экономики. Свертывание производства, перестройка хозяйства характерны как для стадии экономического подъема, оживления, так и для периода общего спада. Вместе с тем, массовое высвобождение затрагивает целый комплекс социальных и экономических проблем, требует значительных затрат со стороны общества, предприятий и отдельных граждан. Основное бремя падает на лица, подлежащие увольнению. Одновременное появление на локальном рынке труда значительного числа незанятых снижает вероятность найти подходящую работу для каждого из них.
Структурная
перестройка качественно
Для России данная проблема особенно острая так как кардинальные структурные преобразования, приватизация государственной собственности, банкротство нерентабельных предприятий неизбежно приведут к массовому высвобождению рабочей силы.
В России массовое высвобождение как явление и принципы его регулирования регламентируются Постановлением Правительства России от 5 февраля 1993 г. "Об организации работы по содействию в условиях массового высвобождения", специальными методическими рекомендациями Федеральной службы занятости, отраслевыми и региональными тарифными соглашениями, коллективными договорами. В соответствии с этим постановлением к массовому высвобождению в России относят: ликвидацию любого предприятия с численностью занятых свыше 15 чел.; сокращение численности иди штата предприятия в количестве 50 чел. и более в течение 30 календарных дней, 200 чел. и более в течение 60 календарных дней, 500 чел. и более в течение 90 календарных дней; увольнение 1% работников от общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением штате в течение 30 дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс.чел.
На
первом этапе реформирования вплоть
до конца 1992 г. массовое высвобождение
имело ряд особенностей. Сокращение коснулось
всех отраслей хозяйства, даже тех, где
традиционно существовал дефицит рабочей
силы (жилищно-коммунальное хозяйство,
бытовое обслуживание, транспорт, связь).
Другой отличительной чертой массового
высвобождения стала его нацеленность
на лиц, имеющих ограниченные возможности
для приложения своего труда в общественном
хозяйстве в силу демографических, профессионально-
С конца 1992 г. процесс сокращения штатов приобретает новые черты. Меняется тип высвобождаемого работника, повышается удельный вес лиц молодого возраста, мужчин, нередко без работы остаются профессионалы высокого уровня. К началу 1993 г. высвобождение начинает приобретать черты сезонности, т.е. к лету высвобождение уменьшается, а к осени вновь набирает силу. В целом по России в 1993 г. зафиксировано более 350 случаев массового высвобождения, которое затронуло свыше 35 тыс.чел. Подавляющая часть высвобождений приходилась на промышленные предприятия. Однако показатели частоты высвобождений на транспорте, в строительстве, торговле, науке также довольно высоки.
В
1993 г. уменьшилась доля потерявших работу
в результате массовых высвобождений
в общей численности
Откладывание высвобождения, сохранение дотаций из госбюджета некоторым отраслям и предприятиям, резкое уменьшение масштабов инвестиционной активности, и как следствие этого, сдерживание структурной перестройки приводит к увеличению скрытой безработицы.
Факторы, которые обуславливают огромное высвобождение рабочей силы, в настоящее время в России, следующие:
Специфической
особенностью российского рынка
труда в настоящее время
Первыми жертвами безработицы стали не наиболее слабые работники, как иногда принято думать, а наиболее слабы отраслевые структуры народного хозяйства.
Высокая доля лиц с высшим образованием среди безработных и тенденция к росту продолжительности безработицы среди них, как правило, связаны не с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда, а с объективными процессами, происходящими в народном хозяйстве.
Различные группы населения вырабатывают свои способы адаптации к условиям кризисной ситуации, но в основном они ориентированы просто на выживание, на формирование самообеспечивающегося домашнего хозяйства и т.п.
Изменить сложившуюся ситуацию может только радикальное изменение структуры занятости, адекватное оздоровлению и становлению рыночной экономики. Пока же нужна материальная поддержка безработным, финансовое содействие в открытии ими собственного дела, развитии малого бизнеса, предоставление налоговых льгот предпринимателям перспективных секторов экономики при создании дополнительных рабочих мест.
Главным условием эффективного трудоустройства служит всемерное развитие производства товаров и услуг, удовлетворяющих потребительский спрос, для чего необходимо снять все ограничения на пути предпринимательской инициативы, базирующейся на различных фордах собственности. Активная политика выходит за рамки социальной защиты и предполагает предвосхищение негативных последствий экономических реформ и создание таких условий, которые позволяли бы людям больше зарабатывать, полностью используя и развивая свои способности. А это требует от общества осуществления особой социальной политики.
Во-первых, должны быть созданы нормальные условия воспроизводства рабочей силы как качественного товара. Для этого определяется минимальная потребительская корзина и, соответственно, минимальный потребительский бюджет, что требует установления гарантированной обществом нижней границы заработной платы, обязательной для всех форм собственности. Верхнюю границу будут диктовать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Ее предел не ограничивается, в случае, если она чрезмерно высока, то ее регулируют через налогообложение доходов.
Во-вторых, государство должно обеспечивать социальные гарантии тем, кто может и хочет работать, но временно не имеет работы. Рынок труда уже узаконен и имеет прочные экономико-правовые гарантии. Определен статус безработного и установлен размер пособия по безработице исходя из возможностей общества с учетом прожиточного минимума.
Для
общества опасна не столько сама безработица”
которая становится на рынке труда
постоянно действующим
угрозы и последствий безработицы. Должна быть разработана конкретная программа по созданию рабочих мест и системы переподготовки кадров. Заведомо можно предположить, что из приблизительно 40% избыточных и малорентабельных предприятий, существующие в отечественной экономике, половина не выдержит рыночных условий и занятые на них останутся без работы.
Главная социальная гарантия для трудящегося человека - возможность работать и получать средства на жизнь именно таким способом. Пособия требуются в условиях временного, вынужденного отсутствия работы, но общество обязано заранее сделать все, чтобы предотвратить массовую безработицу. В то же время все работодатели должны иметь свободу найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства. Необходимо поощрять территориальную и профессиональную мобильность рабочей силы, обучение и переобучение (в том числе путем предоставления налоговых льгот предприятиям), использование нестандартных видов занятости (частичной, временной, на дому, индивидуальной трудовой деятельности).
Требуется четко налаженная система учета незанятого населения и имеющихся вакансий, прогнозирования спроса и предложения рабочей силы в отраслевом, профессиональном и территориальном разрезах, а также организация службы предоставления информации по этим вопросам на разных региональных уровнях.
На многих предприятиях России существует проблема несвоевременной выплаты заработной платы, в результате чего значительно ухудшается материальное положение семей. В условиях падения реальных доходов вполне понятно стремление людей найти себе дополнительный к основной работе приработок. Мужчины в этом стремлении гораздо активнее женщин. Определял, где подрабатывать, женщины предпочитают не менять свою профессию или по крайней мере работать там, где не нужна профессиональная подготовка. Несмотря на то, что тяжелое материальное положение характерно для половины респондентов, многие не собираются искать приработок по причине усталости от основной работы и трудности поиска места приработка.
Решить свои проблемы радикальным способом - изменением места
основной работы - собираются 10% женщин и 26% мужчин. для улучшения этого положения у них меньше, чем у мужчин.
1.2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ |
Рынок труда представляет собой один из
трех основных типов рынка в современной
экономике наряду с рынком товаров и рынком
капитала. В системе экономических отношений
рынок труда занимает важное место. На
этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных
людей и работодателей, которые представляют
государственные, муниципальные, общественные
и частные организации. Отношения, складывающиеся
на рынке труда, имеют ярко выраженный
социально-экономический характер. Они
затрагивают насущные потребности большинства
населения страны.
Современный рынок труда имеет
мощную корневую систему. Он опирается
на гигантские организационные структуры,
охватывающие не только экономику, но
и многочисленные государственные, общественные
и частные институты, включая национальную
систему образования, в том числе принадлежащую
фирмам, учреждения культуры, здравоохранения,
различные некоммерческие социальные
организации, институт семьи.
В 2004 году на российском рынке труда продолжилась
тенденция значительного роста спроса
на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов,
продлится еще несколько лет. Особенно
высокие потребности испытывают Москва
и Санкт-Петербург. Российская экономика
активно развивается, и рынок труда реагирует
ростом потребностей на все категории
персонала — от рабочих до топ-менеджеров.
Эксперты прогнозируют, что через пять-шесть
лет на рынке может возникнуть острый
дефицит молодых специалистов. Такая ситуация
связана с демографическим кризисом в
стране, что ведет к постоянному уменьшению
доли трудоспособного населения — граждан
в возрасте от 25 до 40 лет.
Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.
Информация о работе Особенности формирования рынка труда В России