Отрасль «Торговля» и эффективность функционирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общеэкономические факторы и их влияние на эффективность функционирования отрасли «Торговля»……………………………………..…5
2. Региональные проблемы развития торговли……………………………...12
3. Влияние налогообложения на повышение эффективности отрасли…….14
4. Ответственность предприятий торговли в процессе работы на потребительском рынке. Закон РФ «О защите прав потребителей», его роль в повышении социальной эффективности функционирования торговой отрасли……………………………………………………………………………17
5. Перспективы экономического и социального развития российской торговли………………………………………………………………………..…33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Пах.экономика отрасли.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

Этот  вопрос еще более серьезно стоит  в Москве, где между продавцами розничных товаров, так же как  и между девелоперами жилой недвижимости, идет конкурентная борьба за хорошие площадки. Высокая арендная плата вынуждает предприятия розничной торговли присматриваться к площадкам за пределами Москвы и активно продвигаться в регионы.

Есть у отрасли и другие проблемы и особенности. Основным препятствием для развития торговли в России пока остается слабая логистика.

Хотя  ритейлеры и оказывают давление на своих поставщиков, чтобы те снижали  цены и повышали качество снабжения, создавали свои собственные центры распределения и внедряли современные  технологии, они все еще испытывают трудности в этом направлении, особенно на региональном уровне, где физическая и территориальная удаленность от центра имеет большое значение. В ближайшем будущем качество системы снабжения для большинства предприятий розничной торговли станет определяющим фактором успеха. Победителем станет та компания, которая сумеет создать эффективную систему логистики и обеспечить наличие ассортимента продукции, соответствующего спросу потребителя.

При сохранении инерционного сценария развития системы  управления региональные власти рискуют в отношении подведомственной им территории постепенно превратиться в одно из ключевых препятствий для развития отрасли торговли, в обузу для тех, кто самостоятельно вписался или пытается вписаться в систему глобальных обменов на открытом рынке. Регионов, так или иначе интегрировавшихся в глобальный рынок, а потому интенсивно развивающихся, в настоящее время в России практически нет. Исключение составляет Московская агломерация и, может быть, благодаря прямым усилиям президентской команды в последние годы — Санкт-Петербург.

При этом данные регионы не в состоянии  выполнить функции девелоперов  для всех остальных регионов страны. Очевидно, что в сложившейся ситуации для российского государства  особую актуальность приобретает вопрос о новой политике регионального развития.

По данным Госкомстата за 2005  год (www.gks.ru),  более 70%  населения России находится около или за чертой бедности,  и относится к так называемой категории малообеспеченных слоев населения.  Постоянный рост инфляции,  отражающийся на ценах в магазинах и рынках,  не наводит мысли основной массы покупателей о ближайшем росте их благосостояния и возможности сладкого и сочного питания. Цены растут почему-то быстрее,  чем декларируемый уровень инфляции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние налогообложения  на повышение эффективности  отрасли.

Налоговые системы  государств  помимо  фискальной  функции  наполнения

бюджета   успешно   выполняют   функции   регулирования   экономического   и социального развития.

Система  налогов является обычно трехуровневой. При этом  общегосударственные  налоги  играют ведущую роль, а местные налоги — вспомогательную роль. Хотя  их  значение  и соотношение в разных странах весьма различно. Нередко  возникает  вопрос,  с чем   связана   множественность   налогообложения?   Дело   в    том,    что «множественность    налогов    позволяет    в    большей    мере     уловить

платежеспособность  налогоплательщиков,  сделать   общее   налоговое   бремя психологически  менее  заметным,   отразить   разнообразие   форм   доходов, воздействовать на потребление  и  накопление.  Но,  разумеется,  эффективное функционирование   множества   налоговых   форм   предполагает   умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью. 

      Налогами в соответствии с п.1  ст.8  Налогового  Кодекса  РФ  являются

обязательные  платежи, взимаемые государством с  юридических и физических  лиц на основе специального налогового законодательства. Виды налогов  и  сборов, взимаемых в Российской Федерации,  устанавливаются  Налоговым  Кодексом  РФ.

Существуют  также нормативные и законодательные  акты  по  налогообложению  по основным налогам и платежам.

В современных  условиях налоговая составляющая в  системе управления предприятием торговли приобретает тем большее значение, чем большее влияние налоги оказывают на финансово-экономические показатели деятельности предприятия. Эффективный налоговый менеджмент зачастую является фактором, определяющим жизнеспособность предприятия торговли.

Важнейшим финансовым показателем деятельности предприятий торговли является прибыль.

Реформирование  налоговой системы Российской Федерации  привело к образованию различных  видов налогообложения предприятий  в зависимости от осуществляемых видов деятельности и организационно-правовых форм. Использование различных схем налогообложения позволяет оптимизировать налоговые платежи, снизить налоговую нагрузку и повысить эффективность финансовой деятельности. Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных и равномерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Один  из методов увеличения чистой прибыли  потребительского общества на современном этапе развития является снижение налогового бремени в рамках действующего законодательства путем перехода на специальные режимы налогообложения.

Несмотря  на то, что предприятия торговли имеют возможность использовать специальные режимы налогообложения, не все решаются их применять. Во многом это объясняется системой исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

В настоящее  время для торговли налоговая политика может стать одним из основных инструментов генерирования показателей эффективности их деятельности. Следовательно, налоговое планирование должно становиться обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента предприятий торговли. Для реализации процесса налогового планирования необходимо провести анализ налогооблагаемых баз всего спектра налогов, которые подлежат уплате, ставки и льготы, то есть определить налоговое поле.

Проведенный финансовый анализ деятельности торговых предприятий показал, что наиболее привлекательной на сегодняшний день с точки зрения получения прибыли является схема использования режима налогообложения при уплате единого налога на вмененный доход при осуществлении розничной торговли и схема упрощенной системы налогообложения при осуществлении производственной деятельности.

Введение  специальных налоговых режимов создало для предприятий торговли ряд преимуществ: замена собой совокупности налогов, подлежащих уплате при применении общей системы налогообложения; уплата единого налога предоставляет им право не платить налог на добавленную стоимость; применение специальных режимов налогообложения значительно упрощает налоговый учет доходов и расходов предприятия; небольшая ставка налога по сравнению со ставкой на прибыль организаций.

Каждому хозяйствующему субъекту необходимо вести  налоговое планирование для оперативного управления. На современном этапе налоговой реформы у торговых предприятий существуют различные варианты налогообложения и без полного и достоверного налогового планирования невозможно анализировать показатели и делать выводы. Налоговый анализ должен выступать как база достоверной информации, необходимая для принятия решений в сфере налогообложения. Правильно проведенный анализ обеспечит специалистов и менеджеров предприятий необходимой информацией для выполнения управленческих функций и постановки налогового планирования, сделать прогнозы дальнейшей деятельности предприятий и отрасли.

Ответственность предприятий торговли в процессе работы на потребительском  рынке. Закон РФ «О защите прав потребителей», его роль в повышении  социальной эффективности функционирования торговой отрасли.

   Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли.

     Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. А так же получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

     Потребности населения в различных товарах  и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и  услуг. Ежедневно мы вступаем в разнообразные  правовые отношения: покупая товар  в магазине – заключаем договор купли-продажи, заходя в лифт – пользуемся коммунальными услугами, отправляясь в путешествие – заключаем договор перевозки и т.д. Но в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда товары даже опасны для жизни людей. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.

     Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это законы РФ «О страховании», «О сертификации», «О естественных монополиях», а также Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и другие нормативные акты. Там, где действуют несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. ГК РФ – общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть ГК РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным ГК РФ, гражданин – потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга. Закон РФ о «Защите прав потребителей» содержит 4 главы.

     – Глава 1. Общие положения (1–17 статья)

     – Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям (18–26 статья)

     – Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (27–39)

     – Глава 4. Государственная и общественная защита прав потребителей (40–46 статья)

     Основные  понятия, используемые в настоящем  Законе:

     Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

     Продавец – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

     Недостаток  товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

     Существенный  недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

     Безопасность  товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Информация о работе Отрасль «Торговля» и эффективность функционирования экономики