Отрасль «Торговля» и эффективность функционирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общеэкономические факторы и их влияние на эффективность функционирования отрасли «Торговля»……………………………………..…5
2. Региональные проблемы развития торговли……………………………...12
3. Влияние налогообложения на повышение эффективности отрасли…….14
4. Ответственность предприятий торговли в процессе работы на потребительском рынке. Закон РФ «О защите прав потребителей», его роль в повышении социальной эффективности функционирования торговой отрасли……………………………………………………………………………17
5. Перспективы экономического и социального развития российской торговли………………………………………………………………………..…33
Заключение……………………………………………………………………...36
Список литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Пах.экономика отрасли.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

     Статья 20. Устранение недостатков  товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

     1. Если срок устранения недостатков  товара не определен в письменной  форме соглашением сторон, эти  недостатки должны быть устранены  изготовителем (продавцом, уполномоченной  организацией или уполномоченным  индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

     В случае если во время устранения недостатков  товара станет очевидным, что они  не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны  могут заключить соглашение о  новом сроке устранения недостатков  товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

     2. В отношении товаров длительного  пользования изготовитель, продавец  либо уполномоченная организация  или уполномоченный индивидуальный  предприниматель обязаны при  предъявлении потребителем указанного  требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

     3. В случае устранения недостатков  товара гарантийный срок на  него продлевается на период, в течение которого товар не  использовался. Указанный период  исчисляется со дня обращения  потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

     4. При устранении недостатков товара  посредством замены комплектующего  изделия или составной части  основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

     Статья 21. Замена товара ненадлежащего  качества.

     1. В случае обнаружения потребителем  недостатков товара и предъявления  требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

     Если  у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

     В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования.

     Если  для замены товара требуется более  семи дней, по требованию потребителя  продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет.

     Это правило не распространяется на товары, перечень которых определяется в  соответствии с пунктом 2 статьи 20 настоящего Закона.

     2. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

     При замене товара гарантийный срок исчисляется  заново со дня передачи товара потребителю.

     Статья 23. Ответственность  продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя.

     1. За нарушение предусмотренных  статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона  сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

     Цена  товара определяется исходя из его  цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя  должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

     2. В случае невыполнения требований  потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20–22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона.

     Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества

     1. При замене товара ненадлежащего  качества на товар этой же  марки (этих же модели и (или)  артикула) перерасчет цены товара  не производится.

     2. При замене товара ненадлежащего  качества на такой же товар  другой марки (модели, артикула) в  случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.

     3. В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.

     4. При возврате товара ненадлежащего  качества потребитель вправе  требовать возмещения разницы  между ценой товара, установленной  договором, и ценой соответствующего  товара на момент добровольного  удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

     5. В случае возврата товара ненадлежащего  качества, проданного в кредит, потребителю  возвращается уплаченная за товар  денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

     Знание  законодательства о защите прав потребителей, умение ориентироваться в потребительских  проблемах, обеспечивать качественное предоставление товаров и услуг необходимо не только гражданам-потребителям, но и предпринимателям, менеджерам, руководителям, которые предоставляют населению эти товары и услуги. Знания законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям. Практика контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей свидетельствует о явных пробелах в правовой культуре предпринимателей. Обусловлены они, главным образом, незнанием предпринимателями законодательства о защите прав потребителей и других нормативных актов. По-прежнему, не вошли в практику делового обращения предпринимателей такие критерии, как взаимная ответственность, доброжелательность и порядочность по отношению к потребителю и заинтересованность продавца (изготовителя) в продаже качественного товара (услуги). В связи с этим организациям по защите прав потребителей  
– муниципальной и общественной необходимо организовать комплексную работу с предпринимателями, проводить обучающие семинары по разъяснению правил торговли и законодательства о защите прав потребителей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перспективы экономического и  социального развития российской торговли.

     В настоящий момент российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших мировых и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. По прогнозам на 2010 год, российский рынок станет самым крупным в Европе и одним из крупнейших в мире.

     В октябре 2007 года агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование «Розничные продовольственные сети в России».

     Рост  оборота розничной торговли по итогам 2007 года составил 10,5%, в 2008 году ожидается- 9, 5%, 2009 г. - 8, 5%. В данный период сохранится тенденции последних лет с опережающим ростом потребления непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными товарами.

     Согласно  прогнозам, в 2009 году объем российского  розничного рынка продовольственных  товаров составит $177 млрд. А объем  всей розничной торговли достигнет почти $400 млрд. Начиная с 2007 года, потребление будет расти на 20–30% в год. Это значительно больше, чем в таких странах, как Индия (ежегодный рост потребления, по данным IGD Research, не превысит 10%), Китае (9%) или Бразилии (8%).

     Последние годы доля розничной торговли продовольственными товарами стабильна и равняется примерно 45-46% от общего объема розничной торговли, достигнув по итогам 2006 года $ 316 млрд. В тоже время совокупный объем продаж крупнейших розничных сетей России составляет лишь $ 18,1 млрд.

     По  итогам 2006 года крупнейшими розничными продовольственными сетями, действующими на территории России, являлись следующие  компании: X5 Retail Group ($3,55 млрд.), Metro C&C ($ 2,56 млрд.), Магнит ($ 2,51 млрд.), Ашан-Россия ($ 2,02 млрд.), Лента ($ 1,02 млрд.), компания Юнилэнд Холдинг ($ 1 млрд.), Копейка ($ 979 млн.), Седьмой Континент ($ 957 млн.) и др.

     Таким образом, доля крупнейших розничных  сетей России в общем объеме торговли продовольственными товарами меньше 6%. Это обстоятельство свидетельствует о значительном потенциале для их роста.

     Следует отметить, что из-за обострения конкуренции (как между отечественными игроками, так и в связи с приходом западных ритейлеров), крупнейшие игроки рынка в значительной степени  были вынуждены переориентироваться на иные стратегии развития, нежели экстенсивный путь, предполагающий простое открытие новых торговых точек.

     В качестве основных тенденций, характерных  для рынка сетевой розничной  торговли, можно признать:

  1. относительное насыщение столичного рынка сетевой торговли;
  2. нехватка торговых площадей;
  3. продолжение региональной экспансии крупных сетевых игроков;
  4. продолжение консолидации отрасли;
  5. скупка крупными сетями местных торговых точек в регионах РФ;
  6. повышение удельного веса новых форматов (гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров) в общем объеме розничной торговли по сравнению с традиционными форматами;
  7. развитие стратегии «мультиформатности» (многоформатности) крупными сетевыми игроками с целью удержания рыночной доли, привлечения новых потребителей и удержания старых;
  8. обострение конфликтов между сетевыми ритейлерами и поставщиками продукции.

Информация о работе Отрасль «Торговля» и эффективность функционирования экономики