Планирование качества и ассортимента продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена изучению планирования ассортимента и качества продукции на предприятии. Целью данной курсовой работы является выявить влияние планирования ассортимента и качества продукции на деятельность предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие ассортимента продукции, его планирование на предприятии, понятие качества продукции, его планирование, взаимосвязь этих двух категорий и значение их планирования для деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Раздел I Теоретическая часть 5
1. Понятие ассортимента продукции, ассортиментная политика и её цели 5
1.2. Планирование ассортимента, его сущность, задачи и факторы планирования. 8
1.3.Основные направления в области планирования ассортимента 10
2. Понятие качества продукции 11
2.1. Сущность и принципы планирования качества продукции 12
2.2. Показатели качества продукции, используемые при планировании 15
2.3. Планирование повышения качества продукции на предприятии 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Планирование качества и ассортимента продукции .doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по курсу  «Планирование на предприятии» 

                      Тема: «Планирование качества и ассортимента продукции » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

 

    Оглавление

 

    Введение

    Данная  курсовая работа посвящена изучению планирования ассортимента и качества продукции на предприятии. Ассортимент и качество товара всегда играют важную роль в успешном развитии предприятия,  его конкурентоспособности на рынке. Среди потребительских критериев особое место занимает качество и ассортимент товаров, которые отдельные авторы считают наряду с ценой практически единственными критериями конкурентоспособности.

    Целью данной курсовой работы является выявить влияние планирования ассортимента и качества продукции на деятельность предприятия.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие ассортимента продукции, его планирование на предприятии, понятие качества продукции, его планирование, взаимосвязь этих двух категорий и значение их планирования  для деятельности предприятия.

     Актуальность  написания данной работы заключается в том, что именно планирование ассортимента и качества продукции в наибольшей степени обеспечивает её конкурентоспособность. В современном мире предприятию непросто занять свою нишу на рынке, а ещё сложнее укреплять свои позиции, выдерживая давление конкурентов.

     Теоретической базой для написания данной работы явились труды таких авторов как Аверин, Буклаков, Барт, Горемыкин, Ильин, Кузьбожаев.

    Методологической  базой явились лекционные занятия. Практической базой явились результаты проведённых практических занятий.

          Поставленные цели и задачи определили логику и структуру  данной курсовой работы, которая состоит  из введения, теоретической части, практической части, заключения и списка использованной литературы. Во введении кратко обоснованы цели и задачи написания данной работы. В теоретической части освещены понятие ассортимента продукции, его планирование на предприятии, понятие качества продукции, его планирование, взаимосвязь этих двух категорий и значение их планирования  для деятельности предприятия.

          В заключении представлены основные выводы и результаты. Список литературы состоит из десяти наименований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Раздел  I Теоретическая часть

 

    Основным  критерием конкурентоспособности  товаров служит степень удовлетворения реальных потребностей, что и обусловливает разную привлекательность товаров-конкурентов для потребителей. Однако непосредственное измерение степени удовлетворения потребностей невозможно в силу психофизиологического восприятия потребителями отдельных товаров. Порой разрекламированные товары с невысокими потребительскими свойствами воспринимаются потребителями более благожелательно, чем нерекламируемые товары с одинаковыми и даже повышенными потребительскими свойствами.

    Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно - для индивидуальных. Это объясняется тем, что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и оптимальный ассортимент товаров путем обеспечения сбалансированности между спросом и предложением. Индивидуальный потребитель, приобретающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные характеристики товара.

  1. Понятие ассортимента продукции, ассортиментная политика и её цели

    Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

    Ассортимент – определенная совокупность или перечень товаров различных видов, сортов, объединенных по какому-либо признаку (по назначению, сырью и материалам, из которых они изготовлены и т.д.).

    С экономической точки зрения, ассортимент - это один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.

    Следует различать понятия «ассортимент»  и «номенклатура». Номенклатура — понятие более широкое, чем ассортимент. Номенклатура может включать несколько видов ассортимента, объединенных общей характеристикой. Ассортимент более детален, это понятие широко применяется при определении сбалансированности спроса и предложения конкретных изделий.

    Основными нормативными документами, регламентирующими  ассортимент товаров, являются:

  • стандарты на продукцию. В них устанавливается перечень видов, наименований ассортимента, групп, составляющих базовую широту и базовую полноту ассортимента. В стандартах предусматриваются специальные разделы, в некоторых стандартах приводится краткая характеристика видов и разновидностей;
  • каталоги, прейскуранты, прайс-листы. Эти нормативные документы изготавливают фирмы-изготовители или организации. Они информируют потребителей об ассортименте и стоимости товаров;
  • законодательная база. В гражданском кодексе РФ ст.ст. 467, 468 посвящены определению ассортимента товаров и последствий нарушения ассортимента товаров.

    По  местонахождению товаров различают промышленный и торговый ассортимент.

  • Промышленный ассортимент - ассортимент товаров, вырабатываемых отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.
  • Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговой сети. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей.

    Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной политики.

    Ассортиментная политика - общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента.

    При разработке ассортиментной политики необходимо четко представлять себе перспективные цели производства и сбыта, иметь разработанную стратегию производственно-сбытовой деятельности предприятия, хорошо знать рынок и характер его требований, трезво оценивать свои возможности и ресурсы как в настоящий период, так и на перспективу.

    Ассортиментная политика направлена на достижение следующих целей:

  • оптимизации ассортимента производимой продукции с учетом потребительских характеристик этой продукции и особенностей технологии ее производства;
  • модернизации и обновления продукции - как в целом, так и по отдельным ее видам;
  • выход на рынок с принципиально новыми видами товаров, для чего остро необходимы инновации.

    Важнейшей составляющей ассортиментной политики является планирование ассортимента.

 

    1. Планирование ассортимента, его сущность, задачи и факторы планирования.

    Планирование  ассортимента продукции - это планирование всех видов деятельности, направленных на отбор изделий для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств  этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.

    Основными элементами планирования ассортимента продукции являются:

    1) выявление текущих и потенциальных  (неудовлетворенных) потребностей  покупателей; анализ способов  использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте рынка

    2) оценка конкурирующих изделий-аналогов  под тем же углом зрения

    3) анализ потребительских оценок  качества вырабатываемых изделий,  т.е. определение степени их  соответствия запросам покупателей (потребителей) с точки зрения способности удовлетворить конкретную потребность в функциональном и эстетическом отношении

    4) определение того, какими изделиями  должен быть пополнен вырабатываемый  ассортимент продукции и какие  изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности.

    5) рассмотрение предложения об  освоении новых изделий, усовершенствовании  освоенной продукции, а также  о новых способах и сферах применения выпускаемых товаров

    6) разработка спецификаций новых  или улучшенных изделий в соответствии  с требованиями покупателей

    7) изучение с помощью специалистов  по научно-техническим изделиям  и разработкам перспектив производства  новых или усовершенствованных изделий, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности

    8) тестирование продукции с привлечением  потенциальных потребителей для  выявления ее соответствия покупательскому  спросу по всему кругу основных  показателей: качеству, внешнему  виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе; упаковке, цене, потребительной ценности

    9) разработка специальных рекомендаций  для изготовителей продукции  в отношении ее качества, типоразмера,  наименования, цены, упаковки, технического  обслуживания и т.д. в соответствии с результатами проведенного тестирования, пробных продаж и т.п.

    10) подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включая: определение сроков и графика ввода на рынок нового или усовершенствованного товара, масштабов и начальной формы его реализации (например, только пробные продажи в специально отобранных городах, освоение отдельных региональных рынков или же выход сразу на национальный рынок), планов сбыта продукции, разработку программы проведения рекламных кампаний и других мероприятий по стимулированию сбыта.

    Планирование ассортимента продукции - это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла товара, начиная с зарождения идеи и кончая снятием его с продажи.

    Различают общие и специфичные факторы  планирования ассортимента.

    Общими факторами, влияющими на планирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

    Специфичными факторами планирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, сегмент потребителей.

    Типичный цикл планирования ассортимента и его реализации включает предварительную оценку замысла, за которым следуют разработка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание образцов, проверка возможностей их массового производства, рыночный тест.

1.3.Основные  направления в  области планирования  ассортимента

    Основные  направления в области планирования ассортимента продукции - это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация.

    Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

    Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны.

Информация о работе Планирование качества и ассортимента продукции