Планирование качества и ассортимента продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена изучению планирования ассортимента и качества продукции на предприятии. Целью данной курсовой работы является выявить влияние планирования ассортимента и качества продукции на деятельность предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие ассортимента продукции, его планирование на предприятии, понятие качества продукции, его планирование, взаимосвязь этих двух категорий и значение их планирования для деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
Раздел I Теоретическая часть 5
1. Понятие ассортимента продукции, ассортиментная политика и её цели 5
1.2. Планирование ассортимента, его сущность, задачи и факторы планирования. 8
1.3.Основные направления в области планирования ассортимента 10
2. Понятие качества продукции 11
2.1. Сущность и принципы планирования качества продукции 12
2.2. Показатели качества продукции, используемые при планировании 15
2.3. Планирование повышения качества продукции на предприятии 16
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Планирование качества и ассортимента продукции .doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

    Углубление ассортимента - количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций. Основанием для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок, отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов.

    Стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса.

    Обновление ассортимента - качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны. Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей или повышения конкурентоспособности, а также стремление изготовителей и продавцов стимулировать спрос.

    Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности. Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обуславливает выбор следующих возможных путей: сокращение, расширение или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента.

  1. Понятие качества продукции

    Качество  продукции имеет первостепенное значение для роста национального  богатства и для конкретных потребителей продукции, так как качество определяет ее потребительную стоимость.

    Качество  продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих  ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с  ее назначением.

    Свойства, составляющие качество продукции, характеризуются  с помощью непрерывных или дискретных величин, называемых показателями качества продукции, которые должны иметь количественный измеритель. Они могут быть абсолютными, относительными или удельными. Значения величин зависят от условий и методов их определения. Показатели качества продукции устанавливаются объективными методами, органолептически (с помощью органов чувств), экспертным путем и рассматриваются применительно к условиям создания и эксплуатации (потребления) продукции.

    Показатель  качества продукции, характеризующий одно ее свойство, называется единичным, два и более свойств — комплексным. Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении ее с соответствующей совокупностью базовых показателей, называется уровнем качества продукции. При оценке уровня используются как технические, так и экономические данные.

    Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. В то же время  при оценке качества возникают две  проблемы, от разрешения которых во многом зависит достоверность определения конкурентоспособности товаров.

    Первая  проблема заключается в том, что  отдельные группы потребительских  свойств товаров, составляющих качество, неравнозначны. Наибольшую значимость у большинства товаров имеет функциональное назначение, которое оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений, а также безопасность и эргономические свойства. Для производственных потребителей большую значимость и применимость имеют не эргономические, а технологические свойства.

    Вторая  проблема состоит в определенном несовпадении оценки качества товара, проектируемого на этапе разработки, сформированного на этапе производства и проверенного при окончательном  контроле перед реализацией с  потребительской оценкой качества. Разрыв между реальным качеством и требованиями к нему потребителей оказывает существенное влияние на потребительские предпочтения, а следовательно, и на конкурентоспособность. Чем меньше этот разрыв, тем выше конкурентоспособность товаров.

2.1. Сущность и принципы планирования качества продукции

     Планирование  качества в стандарте ИСО 8402 определено как деятельность, которая устанавливает  цели и требования к качеству и  применение элементов системы качества. В примечании дополнительно отмечено, что планирование качества охватывает также оценку качества, подготовку системы качества и программы качества, выработку положений по улучшению качества.

     Осуществляется  планирование, как правило, на двух уровнях:

     1-й  уровень - стратегическое планирование, в котором намечаются основные направления работ в области качества на перспективу. Стратегическое планирование включает в себя также распределение ресурсов, адаптацию к изменениям внешней среды. Стратегия качества может быть изложена вместе с политикой качества.

     2-й  уровень - текущее планирование  качества, включающее, как правило,  мероприятия, намечаемые на предстоящий  год. Эти мероприятия обычно  предусматривают:

     1)снятие с производства устаревших изделий;

     2)модернизацию выпускаемых изделий с повышением их качества;

     3)разработку и освоение новых изделий;

     4)проведение научно-исследовательских работ.

     Функция планирования должна отвечать на три  вопроса:

     1) где мы находимся в настоящее  время;

     2) куда мы хотим двигаться;

     3) как мы собираемся делать это.

     Планирование  качества осуществляется, исходя из требований заказчиков и рынков сбыта и направлено на их удовлетворение. Планы качества разрабатываются плановыми органами и службой качества на основе предложений  исследовательских, конструкторских, технологических и производственных служб, отдела маркетинга и, при необходимости, - других подразделений. Перед утверждением планов все эти предложения необходимо увязать между собой и рассмотреть на научно-техническом совете, определив основные показатели: количество типов и "удельный вес" вновь разрабатываемых, осваиваемых и снимаемых с производства изделий.

    Предметами  планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

    Принципами  планирования качества продукции являются:

1. Сочетание  централизованного руководства  с самостоятельностью подразделений;

2. Пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов  и возможностей предприятия;

3. Комплексность  (полнота) - взаимоувязка всех сторон  деятельности предприятия;

4. Детализация  - степень глубины планирования;

5. Точность - степень допусков и отклонений параметров плана;

6. Простота  и ясность - соответствие уровню  понимания разработчиков и пользователей  плана;

7. Непрерывность  - цельность временного пространства  планирования;

8. Эластичность  и гибкость - возможность использования  резервов и учет альтернатив;

9. Научность  - учет в планировании новейших  достижений науки и техники,  требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

10. Экономичность  - эффективность плановой деятельности  с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.

    Задачей планирования является формирование системы планов и показателей оценки их выполнения.

    К методам планирования относят:

1) расчетно-аналитический, основанный на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов;

2)экспериментальный - проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

3) отчетно-статистический - разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

    В плановой деятельности по обеспечению  необходимого уровня качества применяются  и специфические виды работ:

  • анализ требований потребителей;
  • изучение спроса;
  • анализ рекламаций;
  • учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;
  • изучение патентной информации;
  • учет изменений требований к сертификации продукции;
  • осуществление плановых расчетов;
  • увязка плановых мероприятий.

    Планирование  увязывает планы подразделений  предприятия с его общей стратегией и оперативными задачами.

    1. Показатели  качества продукции, используемые при  планировании

    Предметом планирования являются показатели, характеризующие  качество изделий на всех стадиях  их жизненного цикла.

    Показатели  находят отражение в заданиях по улучшению качества продукции, в планах выпуска продукции, технического развития предприятия, стандартизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки кадров.

    Для предприятия планируемыми могут  быть следующие показатели:

  1. уровень качества - доля выпуска продукции высшей категории качества;
  2. виды аттестуемой продукции, имеющие наиболее важное значение для удовлетворения потребностей населения;
  3. характеристики процесса изготовления продукции - процент сдачи продукции с первого предъявления, коэффициент качества, снижение процента брака, количества рекламаций, доли возврата изделий на доработку;
  4. эксплуатационные характеристики - производительность, грузоподъемность, скорость, надежность, долговечность, экономичность изделия и др.
    1. Планирование  повышения качества продукции на предприятии

    В соответствии со стандартом ИСО 9004:2000, постоянное улучшение процессов  является стратегической целью предприятия  для совершенствования его деятельности и получения выгоды как для  предприятия, так и для потребителей.

Имеются два основных подхода к осуществлению постоянного улучшения процессов:

    1) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или к внедрению новых процессов;

    2) деятельность  по поэтапному постоянному улучшению.

Проекты прорыва выполняются при коренной переработке существующих процессов и включают:

  • определение целей и краткое описание проекта по улучшению;
  • анализ существующего (по факту) процесса и возможностей реализации изменения;
  • определение и планирование улучшения процесса;
  • внедрение улучшения;
  • верификацию и валидацию улучшения процесса;
  • оценку достигнутого улучшения.

Информация о работе Планирование качества и ассортимента продукции