Платежный баланс, особенности платежного баланса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:32, контрольная работа

Описание

Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны.
Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг.

Работа состоит из  1 файл

внешнеэкономическая деятельность.docx

— 90.10 Кб (Скачать документ)

Сложившееся по этой статье отрицательное сальдо -6,2 млрд. долларов свидетельствует о происходившем  в I полугодии 1997 года чистом приросте иностранных активов резидентов в указанной форме.

Прирост наличной иностранной  валюты в небанковском секторе экономики  в I полугодии 1997 года составил 3,7 млрд. долларов.

Можно говорить о некотором  снижении спроса резидентов на наличную СКВ по сравнению с уровнем II полугодия 1996 года (порядка 0,6 млрд. долларов в  месяц в 1997 году против 0,9 млрд. долларов в июле-декабре 1996 года) . В I полугодии 1997 года доля покупки иностранной  валюты в структуре использования  денежных доходов населения несколько  снизилась - с 23,6 процента в январе до 19,5 процента в июне. Тем не менее  очевидно, что население России продолжает использовать наличную СКВ в качестве одного из инструментов сбережения.

В январе-марте текущего года этому в определенной степени  способствовали обычные для начала года дополнительные наличные денежные выплаты населению, а во II квартале - происходившее погашение долгов государства по заработной плате  и пенсиям. Кроме того, вслед за общим снижением процентных ставок на российском финансовом рынке произошло  резкое снижение ставок по вкладам  в Сбербанке России, аккумулирующем более 70 процентов вкладов граждан  в коммерческих банках. По популярным у населения рублевым вкладам  до востребования с ежемесячным  начислением процентов ставки снизились  с 34,5 % до 18,2 % годовых.            

Кроме того, дополнительный спрос на наличную СКВ предъявлял "теневой" сектор экономики, использующий наличные доллары в качестве средства обращения. Темпы прироста наличной иностранной валюты в небанковском секторе и депозитов резидентов в иностранной валюте в коммерческих банках отставали в I полугодии 1997 года от темпов прироста денежной массы (показатель M2) в стране, что может также  служить подтверждением некоторого снижения интереса резидентов России к использованию иностранной  валюты в качестве замещения рубля.             

Изменения, произошедшие в  отчетном году по статье "текущие  счета и депозиты", определялись в основном операциями коммерческих банков России. Уменьшение их иностранных  активов в этой форме составило 0,4 млрд. долларов (в I полугодии 1996 года иностранные активы коммерческих банков, наоборот, увеличились на 0,1 млрд. долларов) . При этом необходимо отметить, что динамика иностранных активов коммерческих банков в этой форме носила разнонаправленный характер. В I квартале 1997 года наблюдалось их заметное снижение (-1,4 млрд. долларов) , а во II квартале - прирост (1 млрд.

долларов) , что явилось  естественным итогом значительного  увеличения привлеченных экономикой России средств нерезидентов.

Рост пассивов сектора  коммерческих банков в данной форме  составил в отчетном периоде 1,5 млрд. долларов (в I полугодии 1996 года соответствующий  показатель составил всего 0,2 млрд. долларов) . Одной из причин роста иностранных  обязательств российских банков именно в форме текущих счетов и депозитов  стало то, что российские коммерческие банки подчас проводили по балансам и отражали в отчетности полученные синдицированные кредиты как  депозиты.            

Уменьшение обязательств сектора государственного управления на 8 млрд. долларов в I квартале 1997 года, также отраженное по статье "текущие  счета и депозиты", явилось  результатом урегулирования задолженности  России перед Польшей, существовавшей в виде отрицательного сальдо по клиринговому счету.

По статье "торговые кредиты  и авансы", отнесенной к активам  по прочим инвестициям, отрицательное  сальдо составило 4,8 млрд. долларов, что  означает увеличение иностранных нетто-активов  резидентов по экспортным операциям. Иными  словами, итоги отчетного полугодия  показали, что примерно 12% экспортных поставок осуществлялось на условиях рассрочки платежа, превышающей  рамки полугодия.

Решающую роль в операциях  между резидентами и нерезидентами, которые относятся в платежном  балансе к разделу "ссуды и  займы", по-прежнему играет деятельность Правительства России по управлению государственным внешним долгом и государственными внешними активами.             

По предоставленным государственным  кредитам нерезидентами было погашено всего около 0,5 млрд. долларов из подлежащих к выплате по графику 10,8 млрд. долларов (общая сумма погашенных основного  долга и процентов без учета  взаимозачета финансовых требований между  Россией и Польшей) . При этом государства - бывшие республики СССР в счет погашения  задолженности перед Россией  фактически перечислили в I полугодии 1997 года около 0,2 млрд. долларов. В этой связи необходимо упомянуть, что, начиная  с 1996 года, учитывая практическую неспособность  государств СНГ осуществлять выплаты  на условиях кредитных соглашений 1993-1994 годов, Россией были подписаны соглашения о реструктуризации этой задолженности  с большинством стран СНГ. Перенос  задолженности в соответствии с  новыми соглашениями нашел свое отражение  в платежном балансе за I полугодие 1997 года.

В отчетном периоде Россия предоставила иностранным государствам кредитов на сумму менее 0,1 млрд. долларов.             

По привлеченным государственным  кредитам в I полугодии 1997 года Россией  было фактически погашено около 2,9 млрд. долларов из подлежащих погашению 6,4 млрд. долларов (сумма основного долга  и процентов) . Наличие просроченных платежей по внешнему долгу объясняется  главным образом тем, что окончательное  соглашение между Россией и Лондонским клубом по долгам бывшего СССР в I полугодии  еще не было подписано.            

За отчетный период сектором государственного управления было использовано кредитов на сумму 3,2 млрд. долларов. Основными  кредиторами России выступали международные  финансовые организации - Международный  валютный фонд (МВФ) и Мировой банк (по их линии привлечено 2,6 млрд. долларов) . При этом отметим, что начинает снижаться роль кредитов МВФ при  одновременном усилении значения средств  Мирового банка. Последнее можно  считать положительным моментом, поскольку займы Мирового банка  предоставляются обычно на более  льготных условиях.            

Мировой банк предоставил  России в I полугодии 1997 года два крупных  займа: заем на структурную перестройку  экономики (использована полная сумма 0,6 млрд. долларов) и поддержку реформ в социальном секторе (во II квартале использовано 0,3 млрд. долларов, в целом  предполагается выделение по этой линии 0,8 млрд. долларов) . Для сравнения, за весь 1996 год Мировой банк предоставил  России около 0,7 млрд. долларов.

По двусторонним соглашениям  в январе - июне 1997 года Россия получила порядка 0,6 млрд. долларов. В I полугодии 1996 года аналогичная сумма составила  около 3,1 млрд. долларов.

В целом можно констатировать, что происходит сокращение государственных  заимствований в виде кредитов и  переориентация на прямой выход на международные финансовые рынки.

Кроме операций федеральных  органов власти, впервые синдицированный  кредит на сумму 0,2 млрд. долларов был  получен в отчетном периоде Правительством г. Москвы (кредит на 3 года, процентная ставка - libor + 3,5 %) .            

Что касается операций коммерческих банков России с ссудами и займами, то необходимо отметить, что в I полугодии 1997 года продолжался начавшийся еще  в 1996 году процесс присвоения крупнейшим российским коммерческим банкам международных  рейтингов. По состоянию на 1 июля 1997 года уже более 20 российских коммерческих банков получили кредитные рейтинги специализированного банковского  агентства Thomson Bank Watch, а некоторые  из них - и крупнейших мировых рейтинговых  агентств IBCA, Moody's.

В итоге банки получили дополнительную возможность привлечения  ресурсов мировых финансовых рынков. Основной формой такого привлечения  выступили кредиты. Показатели риска  вложений в банк, рассчитанные международными рейтинговыми агентствами, прямо влияют на стоимость получаемых российскими  банками кредитов: средний уровень - libor + 4,5 процента.            

Увеличение задолженности  сектора нефинансовых предприятий  составило в январе - июне 1997 года почти 3,7 млрд. долларов. Крупнейшие российские предприятия активно начинают напрямую привлекать средства нерезидентов для  финансирования инвестиционных проектов. Однако, кроме того, необходимо признать, что одной из причин резкого роста  объемов привлекаемых из-за рубежа средств во II квартале было использование  российскими предприятиями иностранных  источников для погашения задолженности  перед федеральным бюджетом.            

Усилившийся в январе - июне 1997 года приток иностранного капитала на фоне сохраняющегося, хотя и несколько  сократившегося в I полугодии 1997 года положительного сальдо по счету текущих операций привел к значительному превышению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке над  спросом.

Избыточное предложение  было "нейтрализовано" Банком России в рамках проводимой им политики обменного  курса - наклонного валютного коридора.

В целом по состоянию на 1 июля 1997 года международные золотовалютные резервы страны достигли рекордного уровня в 24,5 млрд. долларов. За I полугодие 1997 года они увеличились в результате операций, отражаемых в платежном  балансе, на 9,5 млрд. долларов. При этом запасы монетарного золота увеличились  незначительно.            

По состоянию на конец I полугодия накопленный уровень  золотовалютных резервов позволял профинансировать 3,7-месячный импорт товаров и нефакторных  услуг, при общепринятом в мировой  практике трехмесячном критерии достаточности  международных резервов.

В заключение отметим, что  в отчетном году отдельные секторы  российской экономики играли различную  роль с точки зрения накопления иностранных  активов и обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изложенного  материала можно сделать следующие  выводы:

1. Платежный баланс есть отражение внешнеэкономических связей страны, степени ее интеграции в мировое хозяйство.

2. Платежный баланс имеет индивидуальные особенности для каждой страны, что является следствием ее экономической политики, экономического развития и национальной самобытности.

3. На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка. Разрядка международной напряженности оказывает позитивное влияние на платежные балансы.

4. Платежный баланс - является объектом государственного регулирования.

5. Платежный баланс России характерен для стран, переживающих социально-экономические и политические трудности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сергеев Е. Ю. Международные экономические отношения - Москва 1997 год.

2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения // под редакцией Л. Н. Красавиной - Москва 1994 год.

3. Носкова И. Я., Максимова Л. Н. Международные экономические отношения Москва 1995 год.

4. Основы Внешнеэкономических связей // под редакцией И. П. Фаминского Москва 1994 год.

1. Экономика внешних связей России под редакцией А. С. Булатова Москва 1995 год

2. ИЗВЕСТИЯ N85 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 1997 ГОДА "Известия" (Электронная версия) .

3. Copyright 1996 Банк России E-mail webmaster@www. cbr. ru (Информация нформационногоэлектронного сервера Банка Росии, http: //www. cbr. ru)

4. Электронный журнал “Известия экспертиза” N 74 http” //www. izvestia. ru/exp/

Страница 2 из 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ввоз/вывоз  иностранной валюты

Ввоз  наличной иностранной валюты в Российскую Федерацию.

Ввоз иностранной  валюты в Россию не ограничен, но при  обязательном декларировании. Подтверждением ввоза в Российскую Федерацию  наличной иностранной валюты физическим лицом (резидентом или нерезидентом) является документ, оформленный при  ее непосредственном ввозе таможенным органом РФ.

После предъявления въездной таможенной декларации при  ввозе наличной иностранной валюты, ценных бумаг, драгоценностей стоимостью свыше 10 000 долларов США таможенник выписывает в обязательном порядке удостоверение (таможенный сертификат) по форме № ТС-28, если же ввозимая наличность не превышает 10 000 долларов США, данный сертификат оформляется только по просьбе туриста. Данный документ дает право физическому лицу (туристу) вывозить за границу Российской Федерации иностранную валюту в течение двух лет, а ценные бумаги и драгоценности - без ограничения срока.

Возможен и другой вариант оформления ввоза в страну наличной иностранной валюты и драгоценностей стоимостью менее 10 000 долларов - оформление въездной таможенной декларации .Таможенник на предъявленной туристом въездной таможенной декларации ТД-7 проставляет  свою подпись и личную номерную печать. Это дает право физическому лицу на вывоз данной валюты за границу  только в течение одного года со дня оформления таможенной декларации.

В случае нарушения  требований о ввозе на территорию страны наличной российской валюты, памятных монет выписывается таможенный сертификат по форме ТС-22 о принятии их на временной  хранение.

Валюта Российской Федерации, принятая на временное хранение таможенным органом по квитанции  формы ТС-22, хранится в течение  трех суток со дня сдачи.

При ввозе в Российскую Федерацию ценных бумаг в российской валюте без представления разрешения соответствующих органов при  невозможности или в случае неосуществления  их немедленного возврата на территорию Российской Федерации таможенник выписывает квитанцию формы ТС-21.

Взятые на хранение по квитанции ТС-21 таможенным органом  ценные бумаги хранятся в течение  двух месяцев со дня принятия.

Обращаем Ваше внимание на то, что оформление всех вышеназванных  удостоверений проводится в отношении  валюты и драгоценностей, предъявленных  представителю таможенного органа при прохождении границы Российской Федерации. В случае обнаружения  таможенником валюты или иных ценностей, незаявленных физическим лицом в  устной или письменной форме, составляется протокол о нарушении таможенных правил. Непосредственный объект правонарушения изымается в соответствии со ст. 337 ТК РФ, а к нарушителю применяются  меры административной или уголовной  ответственности (в зависимости  от суммы провозимой нелегально валюты или иных ценностей).

Информация о работе Платежный баланс, особенности платежного баланса РФ