Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:46, реферат
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии(фирме). Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
Введение
Система управления персоналом.
Понятие, сущность и подходы к формированию системы управления персоналом.
Цели и задачи системы управления персоналом.
Содержательная структура управления персоналом.
Принципы построения системы управления персоналом.
Понятие кадровой политики
Виды кадровой политики
Критерии оценки кадровой политики
Направления совершенствования кадровой политики.
Заключение
Список используемой литературы.
Специализации |
Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций. |
Параллельности |
Предполагает одновременное |
Адаптивности (гибкости) |
Означает приспосабливаемость |
Преемственности |
Предполагает общую |
Непрерывности |
Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени пролеживания документов, простоев технических средств управления и т.п. |
Ритмичности |
Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом. |
Прямоточности |
Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальной и вертикальной (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления). |
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников. Главным объектом кадровой политики предприятия является персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства. Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
а) переводить на сокращенные формы занятости;
б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;
в) направлять на длительную переподготовку и т.п.
При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства. В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести. Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросованировать внутренний процесс самовоспроизводства кадров и предпринимать необходимые меры для выращивания и привлечения наиболее квалифицированных специалистов. Как правило, основные принципы кадр. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели. Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала). Кадровая политика формирует:
Требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.
Свойства кадровой политики:
Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизво-дительную рабочую силу. Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива. Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей:
Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают:
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами. Кадровая политика предприятия - это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы. Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем. Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.
В образовании, как в специфической отрасли народного хозяйства, кадры, играют важнейшую роль. “Кадры решают все”, но кадры могут стать и главной причиной неудач. В управлении преподавательским персоналом вуза выделяют четыре ключевые проблемы. Это возрастная, квалификационная и должностная структуры и оплата труда. Каждая из этих проблем требует контроля со стороны администрации и выработки принципов решения, перспективного и текущего управления. От состояния преподавательских кадров вуза зависит эффективность учебного процесса, престижность и перспективность вуза. Возрастной состав персонала определяет преемственность знаний в научно-педагогической школе, активность освоения новых областей знаний. Следует иметь ввиду, что возраст преподавателей не должен и не может быть целью в кадровой политике. Боле того, преподавательский и исследовательский опыт работника вуза появляется через 10-15 лет работы и сохранение наиболее выдающихся профессоров и доцентов является залогом высокого научно-педагогического престижа. Однако любая кафедра, факультет и вуз в целом должны планировать внутренний процесс самовоспроизводства кадров и предпринимать необходимые меры для выращивания и привлечения наиболее квалифицированных специалистов. Как правило, основные принципы кадровой политики вырабатываются Ученым советом и администрацией вуза, но реально подбор персонала осуществляет каждая кафедра независимо.
4.Виды кадровой политики
Анализируя существующие в конкретных
организациях типы кадровой
политики,
можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может
быть связано с уровнем осознанности тех
правил и норм, которые лежат в основе
кадровых мероприятий и, связанным с этим
уровнем, непосредственного влияния управленческого
аппарата на кадровую ситуацию в организации.
По данному основанию можно выделить следующие
типы кадровой политики:
Пассивная кадровая политика. Само представление о пассивной политике
кажется алогичным. Однако мы можем встретиться
с ситуацией, в которой руководство организации
не имеет выраженной программы действий
в отношении персонала, а кадровая работа
сводится к ликвидации негативных последствий.
Для такой организации характерно отсутствие
прогноза кадровых потребностей, средств
оценки труда и персонала, диагностики
кадровой ситуации в целом. Руководство
в ситуации подобной кадровой политики
работает в режиме экстренного реагирования
на возникающие конфликтные ситуации,
которые стремится погасить любыми средствами,
зачастую без попыток понять причины и
возможные последствия.
Реактивная кадровая политика.
В русле этой политики руководство предприятия
осуществляет контроль за симптомами
негативного состояния в работе с персоналом,
причинами и ситуацией развития кризиса:
возникновение конфликтных ситуаций,
отсутствие достаточно квалифицированной
рабочей силы для решения стоящих задач,
отсутствие мотивации к высокопродуктивному
труду. Руководство предприятия предпринимает
меры по локализации кризиса, ориентировано
на понимание причин, которые привели
к возникновению кадровых проблем. Кадровые
службы таких предприятий, как правило,
располагают средствами диагностики существующей
ситуации и адекватной экстренной помощи.
Хотя в программах развития предприятия
кадровые проблемы выделяются и рассматриваются
специально, основные трудности возникают
при среднесрочном прогнозировании.
Превентивная кадровая политика.
В подлинном смысле слова политика возникает
лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия)
имеет обоснованные прогнозы развития
ситуации. Однако организация, характеризующаяся
наличием превентивной кадровой политики,
не имеет средств для влияния на нее. Кадровая
служба подобных предприятий располагает
не только средствами диагностики персонала,
но и прогнозирования кадровой ситуации
на среднесрочный период. В программах
развития организации содержатся краткосрочный
и среднесрочный прогнозы потребности
в кадрах, как качественный, так и количественный,
сформулированы задачи по развитию персонала.
Основная проблема таких организаций
- разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика.
Если руководство имеет не только прогноз,
но и средства воздействия на ситуацию,
а кадровая служба способна разработать
антикризисные кадровые программы, проводить
постоянный мониторинг ситуации и корректировать
исполнение программ в соответствии с
параметрами внешней и внутренней ситуацией,
то мы можем говорить о подлинно активной
политике.
Но механизмы, которыми может пользоваться
руководство в анализе ситуации, приводят
к тому, что основания для прогноза и программ
могут быть как рациональными (осознаваемыми),
так и нерациональными (мало поддающимися
алгоритмизации и описанию).
В соответствии с этим можно выделить
два подвида активной кадровой политики:
рациональную и авантюристическую.
При рациональной кадровой политике руководство
предприятия имеет как качественный диагноз,
так и обоснованный прогноз развития ситуации
и располагает средствами для влияния
на нее. Кадровая служба предприятия располагает
не только средствами диагностики персонала,
но и прогнозирования кадровой ситуации
на среднесрочный и долгосрочный периоды.
В программах развития организации содержатся
краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный
прогнозы потребности в кадрах (качественной
и количественной). Кроме того, составной
частью плана является программа кадровой
работы с вариантами ее реализации.
При авантюристической кадровой политике руководство
предприятия не имеет качественного диагноза,
обоснованного прогноза развития ситуации,
но стремится влиять на нее. Кадровая служба
предприятия, как правило, не располагает
средствами прогнозирования кадровой
ситуации и диагностики персонала, однако
в программы развития предприятия включены
планы кадровой работы, зачастую ориентированные
на достижение целей, важных для развития
предприятия, но не проанализированных
с точки зрения изменения ситуации. План
работы с персоналом в таком случае строится
на достаточно эмоциональном, мало аргументированном,
но, может быть, и верном представлении
о целях работы с персоналом.
Проблемы при реализации подобной кадровой
политики могут возникнуть в том случае,
если усилится влияние факторов, которые
ранее не включались в рассмотрение, что
приведет к резкому изменению ситуации,
например, при существенном изменении
рынка, появлении нового товара, который
может вытеснить имеющийся сейчас у предприятия.
С точки зрения кадровой работы необходимо
будет провести переобучение персонала,
однако быстрая и эффективная переподготовка
может быть успешно проведена, например,
на предприятии, обладающем скорее молодым
персоналом, чем на предприятии, имеющем
очень квалифицированный, хорошо специализированный
персонал пожилого возраста. Таким образом,
понятие "качество персонала" включает
еще один параметр, который, скорее всего,
не был учтен при подготовке плана кадровой
работы в рамках данного типа кадровой
политики.
Информация о работе Политика в области управления персоналом на предприятии