Понятие и назначение производственной программы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:46, реферат

Описание

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

Работа состоит из  1 файл

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПЛАНА.docx

— 42.34 Кб (Скачать документ)

1 Понятие и назначение производственной программы предприятия

 

Производственная программа  определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий  по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Она обусловливает задания  по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

Основой для разработки производственной программы служит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям  такую номенклатуру товаров и  услуг, которая бы соответствовала  в целом профилю производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Планирование продаж заключается в  определении характера новых  товаров, соотношение объема выпуска  старых и новых изделий, уровня цен  и конкурентоспособности продукции, гарантий, качества сервиса и других параметров продукции. Решением указанных  задач на предприятии занимается отдел маркетинга совместно с  другими службами. Основная функция  маркетинга заключается комплексном  исследовании рынка, формировании и стимулировании сбыта для достижения основной цели – завоевания возможно большей доли рынка, обеспечивающей прибыльную работу предприятия.

Основу производственной программы составляют стратегический план и портфель заказов предприятия. На базе стратегического плана разрабатывается  план инноваций, определяющий производственную мощность предприятия и новые  виды продукции, а на базе портфеля заказов и плана инноваций  – производственная программа. Задания  производственной программы определяют показатели остальных разделов плана  предприятия: плана по издержкам, прибыли  и рентабельности; плана по персоналу; плана материально-технического обеспечения  и др.

Портфель заказов должен включать следующие группы товаров:

  • основную, включающую товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;
  • поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящихся в стадии зрелости;
  • стратегическую, включающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;
  • тактическую, охватывающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;
  • снимаемую с продажи основных товарных групп и находящихся в стадии насыщения и спада.

Производственная программа  разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные  виды работ и услуг. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и его обоснование производственными  мощностями, материальными и трудовыми  ресурсами.

Содержание производственной программы зависит от различных  факторов. В зависимости от сферы  производства различают продукцию  материального производства (промышленную, сельскохозяйственную, строительную и  др.) и услуги сферы нематериального  производства (транспортировку, торговлю, обучение, лечение т.д.) В каждой отрасли  производства выделяют группы и подгруппы  выпускаемой продукции и оказываемых  услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.

Различные виды производственных товаров и оказываемых услуг  называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) – развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Предприятие промышленности формируют производственную программу  на основе: государственного заказа; заказов  потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Государственный заказ доводится  предприятием, производящим продукцию, имеющую важное народнохозяйственное значение. Система государственных  заказов распространена во всех странах  с развитой рыночной экономикой и  не противоречит ее принципам. Более  того, получение государственного заказа является престижным для предприятия  и производится, как правило, на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется  тем предприятиям, которые обеспечивают более эффективное его выполнение. В республике Беларусь задания государственного заказа подлежат обязательному включению  в производственную программу. В  отношении предприятий, необоснованно  уклоняющихся от выполнения государственного заказа, органами государственного управления могут быть приняты штрафные санкции.

При разработке производственной программы предприятия применяются  натуральные, трудовые и стоимостные  методы измерения. Они позволяют  вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой  продукции.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры, и др.) характеризуют  производственную специализацию предприятия  и долю на рынке. В расчете на единицу  продукции устанавливаются технологические  нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени, рассчитывается себестоимость  изделия (услуги). Без натуральных  измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использование. Натуральные  измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного характера.

Трудовые измерители –  часы и минуты рабочего времени –  применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость или нормирование затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для  измерения работы оборудования используются станко-часы.

Показатели трудоемкости производственной программы (нормо-часы, человеко-часы, станко-часы) на первый вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые измерители используются часто во вспомогательных расчетах. Трудоемкость производственной программы, измеряется в нормо-часах, представляет собой объем производства, который должен выполнить коллектив цеха предприятия.

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем производственной продукции (услуг). Единица измерения – национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран, например доллар США или евро.

В денежном выражении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (реализованная продукция), товарная и валовая и внутрипроизводственный обороты, нормативная стоимость  обработки.

Обобщающим показателем  производственной программы предприятия  является объем продаж или реализованная  продукция. Первый термин применятся в  мировой практике, второй – в отечественной. Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и выполняют услуги, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура и показатели производственной программы предприятия

 

Производственная программа  состоит из двух разделов: плана  производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; плана  производства в стоимостном выражении.

План производства продукции  в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для  измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки изделий, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На отдельных предприятиях применяются  двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в  погонных и квадратных метрах; бумаги – в тоннах и квадратных метрах; труб – в тоннах и погонных метрах. Применение двойных измерителей  позволяет в плане более полно  охарактеризовать физический объем  производства и потребительские  свойства продукции.

При планировании одинаковых по назначению видов продукции, но имеющих  разные потребительские свойства, применяются  условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование добычи различных  по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива, когда  за одну тонну принимаются масса, эквивалентная 7000 килокалорий. Производство стеновых материалов планируется в  миллионах штук условного кирпича, производство консервов – в условных банках. На предприятиях, изготавливающих один вид продукции, но при этом различающиеся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители. Так, на турбиностроительных заводах продукция измеряется в киловаттах мощности турбин; производство паровых котлов – в штуках, тысячах тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагрева; выпуск шин определяется в штуках и километрах их пробега; грузовых автомобилей – в штуках и грузоподъемности.

Планирование производства продукции в натуральном выражении  дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с  потребностями рынка, производственными  мощностями предприятия, потребности  в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем  и структуру производства на многопрофильных  диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль  предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана  производства продукции в стоимостном  выражении.

План производства продукции  в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная  продукция (РП) (валовый доход); товарная продукция; валовая продукция. Основными  стоимостными показателями этого раздела  плана является реализованная продукция (валовый доход). Реализованной считается  продукция, оплаченная покупателем  или сбытовой организацией. Ее объем  исчисляется как стоимость предназначенных  к доставке оп плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.

Плановый объем реализованной  продукции () в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:

 

= ,   (1)

 

где – товарная продукция i-го вида в оптовых ценах предприятия;

 – изменение остатков  готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

 – изменение остатков  готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода; n – количество видов товарной продукции (i=1,2,3,…,n).

Реализованная продукция  характеризует валовый доход  предприятия () в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):

 

,     (2)

,              (3)

 

где – валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции;

 – цена единицы  i-го вида продукции (оптовая, договорная);

 – планируемый объем  продаж i-го вида продукции (i=1,2,3…,n) в натуральном выражении.

Кроме валового дохода, в  плане может предусматриваться  средний доход. Это размер денежных средств, получаемых предприятием от продажи  одной единицы продукции или  услуги.

В условиях, когда в планируемом  периоде предусматривается изменение  отпускных цен, средний доход  представляет собой не что иное, как среднюю цену.

Товарная продукция (ТП) включает стоимость: запланированных к выпуску  готовых изделий (принятых отделом  технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой  продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных  единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства. Выражается она в оптовых ценах для увязки плана производства с финансовым планом; вторые – для определения темпов, динамики измерения структуры производства.

Информация о работе Понятие и назначение производственной программы предприятия