Понятие и назначение производственной программы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:46, реферат

Описание

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

Работа состоит из  1 файл

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПЛАНА.docx

— 42.34 Кб (Скачать документ)

Плановый объем товарной продукции () рассчитывается по формуле

 

,    (4)

 

где – план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении;

 – действующая оптовая  цена i-го вида продукции;

n–количество видов товарной продукции (i=1,2,3,…n);

  – объем услуг и работ i-го вида промышленного характера;

m – количество видов работ промышленного характера (j=1,2,3,…m).

 

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции  и выполненных работ, в том  числе незавершенного производства. Она оценивается обычно в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции (ВП) рассчитывается по формуле:

 

ВП=ТП –  + + + ,   (5)

 

где , – остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;

, – остатки инструментов и приспособлении собственного производства на конец и начало планового периода.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой  продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом  периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых  изделий со значительной длительностью  производственного цикла.

На предприятиях, у которых  отсутствует внутрихозяйственный  оборот и незавершенное производство (например, в пищевой промышленности), по своему составу валовая продукция  совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.

Показатели товарной и  валовой продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они  дают искаженное представление о  собственном вкладе предприятия  в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в  их состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых  предприятиях 80-90 % издержек.

Более объективную картину  о масштабах производства дают показатели чистой и условно чистой продукции.

Чистая продукция характеризует  вновь созданную на предприятии  стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, а также  амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

В состав чистой продукции  включаются расходы на оплату труда  с начислениями на заработную плату  и прибыль предприятия.

Плановый объем чистой продукции (ЧП) рассчитывается по формулам:

 

ЧП = РП – МЗ – А,     (6)

ЧП = ЗП + ,      (7)

 

где МЗ – материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;

А – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;

ЗП – заработная плата  с начислениями на нее;

 – прибыль  от реализации продукции.

 

Условно чистая продукция (УЧП), в отличие от чистой, включает амортизацию и рассчитывается по формуле:

 

УЧП = + МЗ,      (8)

УЧП = ЗП + А + ,     (9)

 

Показатели чистой и условно  чистой продукции служат для анализа  структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные этапы планирования

 

Рассмотрим содержание основных этапов планирования.

1. Распределение производственной программы по плановым периодам.

В текущем планировании производственная программа составляется, как правило, на один год. В условиях динамичности внутренней и внешней среды предприятия  разработать производственную программу  на более длительные периоды не представляется возможным. Поэтому процесс подготовки к выполнению годовой производственной программы начинается с ее распределения  по кварталам и месяцам. Поскольку  ритмичность производства имеет  исключительно большое значение для повышения его эффективности, улучшения качества продукции и  всей работы, необходимо весьма тщательно  распределить годовой объем производства и реализации продукции по кварталам  и месяцам.

В массовом и крупносерийном производстве, когда потребление  продукции не носит сезонного  характера (например, производство хлебобулочных  изделий), распределение производственной программы по плановым периодам производится пропорционально количеству рабочих  дней. В остальных случаях распределение  заданий производится с учетом сроков поставки продукции потребителям. 
План поставок увязывается с показателями объема реализации и выпуска продукции в натуральном выражении. 

Сроки поставки продукции  определяются на основании заключенных  договоров с предприятиями и  организациями-потребителями. Для этого  в договорах должны быть определены конкретные условия поставок: полный ассортимент, количество и сроки  поставки по каждой его позиции; специальные  требования к качеству продукции; объемы партий и периодичность их поставок; способы упаковки и транспортировки продукции.

2. Доведение производственной  программы до структурных подразделений.

В соответствии с установленной  специализацией и внутрипроизводственной кооперацией план производства продукции  в натуральном выражении доводится  до производственных единиц предприятия  и самостоятельных хозяйствующих  субъектов, входящих в состав производственного  объединения. При этом в план производства промышленной продукции в натуральном  выражении самостоятельным предприятиям производственного объединения  включаются также готовые изделия  и полуфабрикаты своего изготовления, предназначенные к поставке внутри объединения другим производственным единицам и самостоятельным предприятиям, входящим в состав объединения.

 Задания структурным  подразделениям объединений предприятий  разрабатываются в следующей  последовательности: выпускающие подразделения;  обрабатывающие подразделения; заготовительные  подразделения. Структура и показатели  производственных заданий зависят  от действующей на предприятии  системы ОКП. 
Теория и практика планирования выработали несколько систем оперативно-календарного планирования: позаказная; машинокомплектная; комплектно-узловая; подетальная.

Основу позаказной системы  планирования составляет цикловой сквозной график, в котором указывается  очередность работ над изделием, сроки их выполнения и исполнители. Применяется данная система в  единичном производстве для разовых  и редко повторяющихся заказов.

Машинокомплектная система основана на том, что задания цехам выдаются в виде перечня номеров изделий с указанием времени их комплектования деталями и сборочными единицами данного цеха. Система применяется в партионном производстве.

Комплектно-узловая система  применяется в условиях единичного производства и длительных циклов сборки изделий. Объектом планирования может  быть либо технологический узел, либо узловой комплект.

При подетальной системе объектом планирования является каждое рабочее место, каждая деталь, сборочная единица. Данная система наиболее эффективна в условиях массового и крупносерийного производства.

3. Выбор метода изготовления  производственной программы.

Планирование способа  изготовления определяет, как будет  организован производственный процесс в пространстве и времени. Различают поточный, партионный и единичный способы изготовления изделий. 
Длительность производственного цикла - это промежуток времени от момента запуска сырья и материалов в производство до полного изготовления и сдачи готовой продукции. В его величину включается время на выполнение всех процессов до отгрузки готовой продукции покупателю.

4. Расчет загрузки оборудования.

После расчета цеховых  планов производства выявляется, какую  загрузку оборудования обеспечивает производственная программа. При расчете загрузки оборудования определяется степень  соответствия производственной программы  каждого рабочего места его производственной мощности. Поэтому расчет загрузки оборудования производится по каждому  агрегату, станку. Он позволяет выявить  «узкие места», а также незагруженное  оборудование. На основе расчетов загрузки оборудования планируются мероприятия  по «расшивке узких мест» и  дозагрузке незагруженного оборудования. Решение задачи состоит в расчете  действительного фонда времени  работы оборудования и времени, необходимого для выполнения запланированной  цеху программы. В результате сравнения этих величин определяются: коэффициент загрузки оборудования; его пропускная способность; резерв или дефицит в единицах производительности и в станках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Место плана продаж и операций в системе планов предприятия

В любой организации система  планов носит иерархический характер, при этом различные планы отличаются друг от друга по горизонту планирования и степени детализации. Некоторые  их виды формируются и поддерживаются транзакционными системами (например, ERP или автоматизированными банковскими  системами). Но для того чтобы сформировать планы, транзакционные системы нуждаются  в информации, которая должна поступить  из планов более высокого уровня —  стратегического бизнес-плана, ППО (производства), ОПП. Эти планы составляются на основе агрегированной информации и охватывают более длительные интервалы  планирования.

Стратегический бизнес-план представляет собой наиболее общий  план развития бизнеса. Он устанавливает  основные цели предприятия и задачи, которые компания хочет решить в  течение ближайших нескольких (как  правило, от двух до десяти) лет. Основой  стратегического плана служат долгосрочные прогнозы, учитывающие самые разные аспекты – маркетинговые, финансовые, производственные и технические.

План продаж разрабатывается на основе стратегического плана и призван конкретизировать стратегические параметры деятельности предприятия. Он содержит обобщенные показатели деятельности компании: объем производства и реализации продукции, объемы имеющихся в наличии запасов, величины потребляемых ресурсов. Все эти показатели представлены в агрегированном виде, в разрезе групп: продукции, товаров, материалов, ресурсов.

Основной производственный план (Master Production Schedule, MPS) имеет более высокую степень детализации: если план продаж и операций содержит данные по группам продукции, то MPS формируется в разрезе конкретных видов изделий. Основной производственный план обеспечивает детальные расчеты производства и реализации продукции, потребления материалов и использования мощностей. Так выстраивается связь между стратегией компании (глобальными целями и долгосрочными задачами) и конкретными каждодневными операциями, которые должны способствовать реализации стратегии.

Разработка портфеля заказов предприятия

             

Портфель заказов предприятия  – это количество продукции, которое  должно быть произведено за определенный период времени и поставлено покупателям  в соответствии с заказами или  заключенными контрактами. При формировании портфеля заказов отдел сбыта  координирует поступающие заказы с  возможностями предприятия: с имеющимися производственными мощностями, обеспеченностью  финансовыми, материальными ресурсами, научно-техническим потенциалом, опытом кадров. Эту работу отдел сбыта  проводит совместно с производственным отделом, финансовым и другими подразделениями  предприятия.

Под производственной мощностью  предприятия понимается максимально  возможный годовой выпуск продукции  определенного качества при заданных номенклатуре и ассортименте. При этом предполагается применение прогрессивных норм использования оборудования и площадей, освоения технологических процессов и современной организации производства. Переход к работе в рыночных условиях, требует от предприятий своевременной реакции на изменение внешних условий и гибкой стратегии поведения.

Производственная мощность предприятия определяется в расчете  на год на основании мощности ведущих  цехов, участков или агрегатов. К  ведущим цехам, участкам, агрегатам  относятся те, которые выполняют  основные технологические операции по производству продукции и наибольший объем работ.

Производственная мощность не является постоянной величиной; в  течение года она изменяется в  результате износа и обновления оборудования, возможной реконструкции и технического перевооружения предприятия. Различают производственную мощность, входную, т.е. на начало года, выходную, т.е. на конец года, и среднегодовую.

Производственная мощность предприятия определяется в тех  же единицах измерения, что и выпуск продукции.

Определение производственной мощности предприятия и сформировать портфель заказов предприятия.

Информация о работе Понятие и назначение производственной программы предприятия