Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – по результатам факторного анализа прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности дать рекомендации по росту эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты факторного анализа прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности коммерческой организации;
- провести факторный анализ прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности по данным финансовой отчетности организации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты факторного анализа 5
1.1. Понятие и виды факторного анализа 5
1.2. Методика факторного анализа прибыли организации 10
1.3. Методика факторного анализа себестоимости 17
1.4. Методика факторного анализа производительности труда 18
1.5. Методика факторного анализа рентабельности 20
2. Факторный анализ эффективности деятельности ООО «Сибирьстройинвест» 23
2.1. Факторный анализ прибыли ООО «Сибирьстройинвест» 23
2.2. Факторный анализ себестоимости ООО «Сибирьстройинвест» 26
2.3. Факторный анализ производительности труда ООО «Сибирьстройинвест» 27
2.4. Факторный анализ рентабельности ООО «Сибирьстройинвест» 28
Заключение 30
Список литературы 31
Приложения 33
Содержание
Функционирование экономическог
Основной целью деятельности любого экономического субъекта в рыночных условиях является поиск оптимальных управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли, относительным выражением которой являются показатели эффективности деятельности организации.
Экономический анализ эффективности деятельности организации позволяют своевременно выявлять и устранять недостатки в финансово-хозяйственной деятельности организации. По результатам анализа выявляются резервы улучшения финансового состояния организации, осуществляется прогнозирование возможных финансовых результатов деятельности организации, разрабатываются модели финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем, что экономический анализ – это прежде всего факторный анализ. Результаты факторного анализа позволяют разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование ресурсов организации и, как следствие, повышение эффективности ее финансово-хозяйственной деятельности, росту прибыли.
Цель курсовой работы – по результатам факторного анализа прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности дать рекомендации по росту эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты
факторного анализа прибыли,
- провести факторный анализ
прибыли, себестоимости,
Информационную основу работы составили труды российских и зарубежных авторов, а также данные бухгалтерской отчетности ООО «Сибирьстройинвест».
Под экономическим факторным
В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:
- постановка цели анализа;
- отбор факторов, определяющих
исследуемые результативные
- классификация и
- определение формы зависимости
между факторами и
- моделирование взаимосвязей
- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
- работа с факторной моделью
(практическое ее
Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными.
В анализе хозяйственной
Важным методологическим вопросом
в факторном анализе является
определение формы зависимости
между факторами и результативн
Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.
Расчет влияния факторов – главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.
Последний этап факторного анализа – практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.
В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа – детерминированный и стохастический.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
Стохастическое моделирование
является в определенной степени
дополнением и углублением
- необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);
- необходимо изучить влияние
сложных факторов, которые не
поддаются объединению в одной
и той же жестко детерминирован
- необходимо изучить влияние
сложных факторов, которые не
могут быть выражены одним
количественным показателем (
В отличие от жестко детерминированного стохастический подход для реализации требует ряда предпосылок:
- наличие совокупности;
- достаточный объем наблюдений;
- случайность и независимость наблюдений;
- однородность;
- наличие распределения
- наличие специального
Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:
- качественный анализ (постановка
цели анализа, определение
- предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей);
- построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнения регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей);
- оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования);
- экономическая интерпретация
и практическое использование
модели (определение пространственно-
Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:
- прямой и обратный;
- одноступенчатый и
- статический и динамичный;
- ретроспективный и
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а * b. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.
И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Для того чтобы сознательно и целесообразно принимать решения по наращиванию прибыли, необходимо прежде всего классифицировать факторы роста прибыли и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы можно разделить на две группы.
1. Внешние (экзогенные) факторы: рыночно-конъюнктурные факторы; хозяйственно-правовые и административные факторы.
2. Внутренние (эндогенные) факторы: материально-технические факторы; организационно-управленческие факторы; экономические факторы; социальные факторы.
Количественную оценку перечисленных факторов производят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:
- изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменение в объеме продукции (по базовой себестоимости);
- изменения в структуре реализованной продукции;
- экономия от снижения себестоимости продукции;
- изменение себестоимости за счет структурных сдвигов;
- изменение цен на материалы и тарифов на услуги;
- изменение цен на 1 руб. продукции.
При оценке эффективности работы организации необходимо также использовать относительные показатели рентабельности, или прибыльности (доходности) организации.
В своей методике Селезнева Н.Н. и Ионова А.Ф. предлагают провести факторный анализ прибыли на трех уровнях ее формирования по данным бухгалтерской отчетности:
1. Факторный анализ общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения). Основными задачами анализа прибыли до налогообложения являются: оценка плана (прогноза) прибыли; изучение состава и структуры прибыли в динамике; выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль; выявление резервов роста прибыли; разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.
В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчетного года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние выделенных факторов.
Влияние факторов 1-го и 3-го порядка оценивается путем сравнения базовых и отчетных данных. Для оценки влияния факторов 2-го порядка используются методы факторного анализа, например, цепной подстановки.
2. Факторный анализ прибыли от реализации продукции. Прибыль от продаж или реализации продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, ее производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от реализации создает основу для расширенного воспроизводства, выполнения обязательств организацией перед бюджетом, предприятиями и другими кредиторами.
Изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) зависит от ряда факторов, на которые, в свою очередь, влияют объем проданной продукции и ее себестоимость.
К факторам первой группы относятся: изменение объема реализации продукции; изменение объема продукции (в оценке по плановой себестоимости); изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.
Факторы второй группы включают: экономию от снижения себестоимости продукции; экономию от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов; изменение издержек из-за динамики цен на материалы и тарифов на услуги; изменение цен на 1 руб. продукции.