Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – по результатам факторного анализа прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности дать рекомендации по росту эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты факторного анализа прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности коммерческой организации;
- провести факторный анализ прибыли, себестоимости, трудоемкости и рентабельности по данным финансовой отчетности организации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты факторного анализа 5
1.1. Понятие и виды факторного анализа 5
1.2. Методика факторного анализа прибыли организации 10
1.3. Методика факторного анализа себестоимости 17
1.4. Методика факторного анализа производительности труда 18
1.5. Методика факторного анализа рентабельности 20
2. Факторный анализ эффективности деятельности ООО «Сибирьстройинвест» 23
2.1. Факторный анализ прибыли ООО «Сибирьстройинвест» 23
2.2. Факторный анализ себестоимости ООО «Сибирьстройинвест» 26
2.3. Факторный анализ производительности труда ООО «Сибирьстройинвест» 27
2.4. Факторный анализ рентабельности ООО «Сибирьстройинвест» 28
Заключение 30
Список литературы 31
Приложения 33
Поскольку объемы выпуска и реализации продукции могут быть исчислены как в натуральном (по видам продукции), так и в денежном выражении (сводные показатели), и на изменение этих показателей оказывают влияние достаточно большое количество факторов, в процессе анализа необходимо детально рассмотреть и оценить влияние каждого фактора.
1.Общее изменение прибыли в
результате совокупного
ΔП = П1 – П0 (1)
где:
П1 – прибыль отчетного года;
П0 – прибыль базисного года.
2. На изменение прибыли влияют следующие факторы:
- изменение объема продукции (при неизменной себестоимости). Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ΔП2):
ΔП2 = П0К1 - П0 = П0 * (К1 – 1), (2)
где:
К1 – коэффициент роста объема реализации продукции.
К1 = S1,0 / S0 (3)
где:
S1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 – себестоимость базисного года (периода);
- изменение цен на реализованную продукцию. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (ΔР1) рассчитывается как:
ΔР1 = N1,0 = Σp1q1 – Σp0q1, (4)
где:
Nр1 = Σp1q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена изделия; q – количество изделий);
Nр1,0 = Σp0q1 – реализация в отчетном году в ценах базисного года
- изменения в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции (ΔР3). Их влияние рассчитывается по формуле:
ΔР3 = Р0 * (К3 – К1), (5)
где :
К3 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;
К3 = N1,0 / N0
где:
N1,0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 – реализация в базисном периоде;
- экономия и снижение себестоимости продукции (ΔР2). Ее влияние на прибыль находят как:
ΔР2 = S1,0 – S1 (6)
где:
S1,0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;
S0 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР4). Расчет влияния этого фактора имеет вид:
ΔР4 = S0К2 – S1,0 (7)
3.
Отдельным расчетом по данным
бухгалтерского учета
ΔР = Р1 – Р0 = ΔР1 + ΔР2 + ΔР3 + ΔР4 + ΔР5 + ΔР6. (8)
Расчет влияния на прибыль изменения цен реализованной продукции (ΔП1) ведется по формуле:
ΔП1 = ΣЦ1q1 – ΣЦ0q1, (9)
где:
Ц – цена изделия.
Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (ΔП2) в оценке по базовой себестоимости рассчитывается как:
ΔП2 = П0К1 - П0 = П0(К1 – 1), (10)
Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (ΔП3), находят из выражения:
ΔП3 = П0(К2 – К1), (11)
где:
К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам,
К2 = ΣЦ0q1 / ΣЦ0q0 (12)
Остальные изменения прибыли происходит
под влиянием экономии от снижения
себестоимости и изменений
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) может быть рассчитана по следующей формуле:
П = N – СРП, (13)
где:
N – выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов (чистый объем реализации);
СРП – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Таким образом, все факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли.
Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (ΔПС) имеет вид:
ΔПС = С2,1 – С2, (14)
где:
С2,1 – себестоимость реализованной
продукции анализируемого
С2 – фактическая себестоимость реализованной продукции анализируемого периода.
Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (ΔПоб.пр), т.е. собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости:
ΔПоб.пр = ПбК1 – Пб = Пб(К1 – 1), (15)
где:
Пб – прибыль базисного периода;
К1 – коэффициент роста объема реализации продукции, который равен отношению С2,1 / С2.
Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔПс.сд):
ΔПс.сд = С1К2 – С2,1 (16)
Отдельным расчетом определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и прочие ресурсы, а также причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины. Оценка влияния на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины проводится с помощью анализа отклонений, образовавшихся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.п.
Общее изменение затрат на 1 руб. продукции
выражается разницей между базисной
полной себестоимостью фактически реализованной
продукции и фактической
На основе выполненных расчетов определяется общее изменение прибыли от реализации за анализируемый период, которое представляет собой сумму отклонений по отдельным факторам.
3. Факторный анализ чистой прибыли (прибыли после налогообложения). Направления использования чистой прибыли определяются организацией самостоятельно. За ее счет создается резервный капитал; происходит образование фондов накопления и потребления; производятся выплаты дивидендов, социальные выплаты работникам и перечисления на благотворительные и иные цели.
Методом цепной подстановки определяют влияние основных факторов на динамику чистой прибыли.
Финансовый результат
Формула расчета каждого из абсолютных
показателей финансовых результатов
задает направление анализа
Себестоимость товаров, работ или
услуг является одним из основных
показателей экономической
В себестоимость товарной продукции
включают все затраты предприятия
на производство и сбыт товарной продукции
в разрезе калькуляционных
Значение анализа
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью следующей факторной модели:
Сi = Fi / Qi + Vi (17)
где:
Сi – себестоимость единицы i-го вида продукции;
Fi – постоянные расходы по i-му продукту;
Qi - объем производства по i-му продукту;
Vi – переменные расходы по i-му продукту.
В процессе факторного анализа себестоимости необходимо рассмотреть основные факторы, участвующие в формировании себестоимости (например, изменение постоянных и переменных издержек, их удельный вес в сумме себестоимости, который покажет их долю), определить и проанализировать основные статьи затрат: материалы, энергия, или трудовые ресурсы путем определения доли каждого из факторов (например, преобладание доли заработной платы в себестоимости продукции говорит о трудоемкости процесса).
Наиболее обобщающий показатель производительности труда – выход валовой продукции на среднегодового работни-ка (ГВ). Величина его зависит не только от среднедневной (ДВ) и среднечасовой (ЧВ) выработки, но и от удельного веса производственных рабочих в общей численности работников предприятия, занятых в основном производстве (УД), количества отработанных дней одним рабочим за год (Д) и продолжительности рабочего дня (П). Блок-схема факторной системы производительности труда приведена на рисунке 1.
Расчет влияния этих факторов производится способами детерминированного факторного анализа (ценной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, интегрирования, логарифмирования). Среднегодовую выработку одним рабочим можно представить в виде произведения следующих факторов:
(18)
где:
- средняя годовая выработка одного работника;
Уд – удельный вес рабочих
в общей численности
Д – количество отработанных дней одним рабочим за год;
П – средняя продолжительность рабочего дня;
ЧВ – среднечасовая выработка рабочего.
Факторный анализ рентабельности – позволяет выявить факторы, влияющие на каждый из показателей рентабельности; оценить влияние каждого из факторов на общее отклонение рентабельности отчетного периода по сравнению с базовым («+» или «-» удельный вес влияния), наметить направления и разработать мероприятия по исключению отрицательного влияния на рентабельность, а также по повышению «+» факторов.
Модель Дюпона позволяет определить, за счёт каких факторов происходило изменение рентабельности, т.е. произвести факторный анализ рентабельности.
Под методом Дюпон (формулой Дюпона или уравнение Дюпон) как правило, понимают алгоритм финансового анализа рентабельности активов компании, в соответствии с которым коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности реализации продукции и коэффициента оборачиваемости используемых активов.
В настоящее время в учебно-методической литературе встречаются три основных формулы Дюпона, которые завися от количества факторов используемых при анализе ROE (рентабельность собственного капитала).
Первая модель имеет довольно простой вид, с помощью нее легко найти величину доходности капитала, формула имеет вид:
ROE = ЧП / Ск, (19)
где:
ЧП – чистая прибыль;
Ск – акционерный капитал предприятия.
Следует отметить что, данная формула имеет свои недостатки, основным из них является невозможность определения факторов оказавших влияние на рентабельность собственного капитала.
Следующая модель Дюпон более информативна и имеет вид:
ROE = ROA * DFL, (20)
где:
ROA – коэффициент рентабельности
активов, определяемый как
DFL – коэффициент финансового рычага.
Если расширить данную формулу, дополнив ее показателем реализации, то модель приобретает вид:
ROE = (ЧП/Ор) * (Ор/А) * (А/Ск), (21)
где:
Ор – реализация товаров, работ и услуг, без акцизов и НДС;
А – суммарные активы компании.
Наиболее полно учитывает
ROE = (ЧП*/EBT)*(EBT/EBIT)*(EBIT/Ор)
В данную формулу дополнительно введено два показателя это:
EBT – прибыль до уплаты налогов;
EBIT – прибыль до уплаты процентов и налогов.
Используя эффект финансового рычага можно преобразить указанное уравнение, в этом случае формула Дюпона примет вид:
ROE = (ЧП/EBT)*(EBT/EBIT)*(EBIT/Ор)*
где:
ЧП/EBT – налоговое бремя;
EBT/EBIT – бремя процентов;
EBIT/Ор – операционная
Ор/А – оборачиваемость активов (ресурсоотдача);
DFL – эффект финансового рычага.
Таким образом, полученные результаты факторного анализа позволяют предприятию разработать конкретные мероприятия, которые будут способствовать более эффективному использованию имеющихся у него ресурсов.